Введение
Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
1.1. Сущность и необходимость бизнес-планирования
1.2. Структура бизнес-плана
Глава 2. Разработка бизнес-плана части системы планирования
2.1. Резюме проекта по бизнес-плану
2.2. SWOT-анализ
2.3. Основные риски реализации бизнес-плана
2.4. Рынки сбыта
2.5. План рекламы и маркетинга
2.6. Стратегия развития продаж
2.7. Резюме конкретных преимуществ при реализации бизнес-плана
Заключение
Литература
Актуальность вопросов бизнес-планирования обусловлена огромной ролью данного документа для совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Разработка бизнес-плана проекта направлена на подтверждение эффективности бизнес - идеи, заключенной в проекте, и на формирование у инвестора понимания сути проекта, основных факторов его привлекательности и эффективности. Бизнес-план позволяет инвестору или банку-кредитору оценить уровень доходности и рискованности вложений, что в конечном итоге становится основой для принятия окончательного решения об условиях участия в проекте. Кроме внешней целевой направленности бизнес-план имеет существенное влияние на внутреннюю политику действующего предприятия, являясь эффективным инструментом управления.
Вопросам бизнес-планирования уделяли большое внимание зарубежные ученые: Ф. Абраме, P. Ансофф, П. Дойль, Дж. Куинн, Г. Минцберг М. Портер, Дж. Стрикленд, А. Стерлин, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Праалад, К. Хофер, Э.Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс. Теоретическим проблемам бизнес - планирования посвящены также многочисленные работы отечественных авторов: Г.Л.Азоева, М.М. Алексеевой, В.А. Винокурова, В.В. Гончарова, И.Л. Гольдштейна, Л.Н. Оголевой, Э.А., Уткина, В.И. Борисевича, И.Б. Гуркова, А.Н. Петрова, Е.Н. Селяниной и др., но они во многом повторяют зарубежные исследования.
Несмотря на значительную разработанность теоретических и методологических вопросов бизнес - планирования необходимо отметить, что на современном этапе существуют существенные проблемы:
- отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана, что приводит к непониманию, например, между его разработчиком (или заказчиком) и пользователем;
- недостаток информационного обеспечения, особенно в части внутренних финансовых норм и нормативов;
- высокая стоимость разработки бизнес-плана;
- отсутствие гарантий в получении финансирования под бизнес-план, даже если в основе его лежит интересная идея, а за ним стоит команда профессиональных менеджеров.
Целью данной работы является характеристика процесса разработки бизнес-плана как предпринимательского проекта для предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретические основы бизнес - планирования;
- определить стратегические цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
- определить целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- проанализировать методы и принципы составления маркетингового и организационно планов;
- проанализировать возможные риски и определить мероприятия по их снижению;
Предмет исследования – методика бизнес-планирования для внедрение нашего проекта в индустрию кинопроката.
Теоретической основой данной работы являются труды современных экономистов по изучаемым вопросам, таких как, Черняк В.З., Гречишкина М.В., Станиславчик Е. и др., учебники, учебные и методические пособия по менеджменту, периодические издания по тематике работы.
Глава 1. Теоретические основы бизнес - планирования
1.1. Сущность и необходимость бизнес - планирования
Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли.
В отечественной практике существует огромное многообразие определений бизнес-плана, отчасти заимствованных из зарубежного опыта. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:
«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач». [22, с. 8]
«Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией». [15, с. 87]
«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства». [5, с. 25]
«Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов». [9, с. 34]
Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.
Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).
Специалисты по составлению бизнес-планов считают, что в России наиболее востребованы следующие виды бизнес-планов: [9, с. 57]
1.Стратегический бизнес-план - сначала анализируется деятельность компании, со всеми ее сильными и слабыми сторонами, затем выделяются основные направления развития компании, устанавливаются цели деятельности и, на основании, всего этого - вырабатывается стратегия развития компании, чтобы максимально использовать ее потенциал.
- Бизнес-план финансового оздоровления - этот вид бизнес-плана используется в условиях кризиса компании, когда необходимо принять меры по ее выводу из трудного положения. В данном случае вырабатывается такой план, который требует решительных и быстрых действий.
- Бизнес-планы коммерческих проектов и коммерческих сделок - вырабатываются для решения конкретных задач, например - поиск новых рынков сбыта, выявление новой ниши продукта, вытеснение конкурента и т.д. Способствуют снижению уровня рисков и повышению производительности от каждой конкретной сделки, а также сбалансированности компании в целом. В данном виде плана необходимо уделить внимание тому, как, и в течение какого времени, вложенные средства будут использоваться.
4.Инвестиционный бизнес-план - это самый трудный вид бизнес-плана, т.к. чаще всего он составляется под использование заемных средств. Здесь очень важно оценить финансовую привлекательность объекта либо результат сделки, который должен соответствовать объему вложенных средств. Риски должны быть все, по возможности, учтены и запланированы, т.е. сведены к минимуму. Инвестиционный план - это, скорее, финансовый план с описанием рисков и способов их страхования, в том числе и в форме залога. В этом виде плана - самое главное, описать, как будут возвращаться вложенные финансовые средства.
Составление бизнес-плана позволяет решить следующие задачи: [24, с. 128]
- описать оригинальную коммерческую идею;
- определить на ее основе стратегические цели предприятия;
- определиться с конечными сроками и графиком работы;
- разработать стратегию, которая позволит реализовать проект;
- разработать порядок контроля за выполнением плана;
- рассчитать затраты на реализацию проекта, его доходность и рентабельность;
- подготовить предложения по объемам и формам внешнего финансирования;
- выявить трудности реализации проекта и заранее к ним подготовиться.
Рассмотрим основные принципы составления бизнес-плана.
- Принцип единства предполагает системный характер планирования. Понятие «система» означает:
- взаимосвязь между подразделениями;
- наличие единого направления развития подразделений, нацеленного на основные задачи предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы;
- существование совокупности элементов (подразделений). [30, с. 22]
- Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что:
- нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими (например, цехов основного производства без увязки с работой транспортного, ремонтного, энергетического и складского хозяйства);
- любые изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других. Следовательно, взаимосвязь и одновременность - ключевые черты координации бизнес-планирования на предприятии.