Введение
Глава 1. Общая характеристика режима чрезвычайного положения
1.1. Правовые основы режима чрезвычайного положения
1.2. Порядок, цели и основания введения чрезвычайного положения
Глава 2. Сущность режима чрезвычайного положения
2.1. Содержание режима чрезвычайного положения
2.2. Организационно - правовые проблемы совершенствования обеспечения
режима чрезвычайного положения
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы определяется тем, что каждое государство обязано решать вопросы обороноспособности, защиты внешних границ, предотвращения чрезвычайных ситуаций, социальной, экономической, экологической безопасности, обеспечения необходимого прожиточного уровня жизни населения, пресечения деятельности организованной преступности, поддержания общественного порядка и т.д. В этих целях и вводятся соответствующие правовые режимы, направленные на защиту прав, свобод, жизни и здоровья граждан, обеспечение государственной безопасности в различных сферах, защиту государственных интересов. В ряде случаев правовые режимы в силу широкой регламентации, а зачастую и установления обязательности запретов в определенной степени вторгаются в сферу личных прав граждан, затрагивают интересы юридических лиц, являются исключением из общей действующей правовой системы. Однако их наличие вполне оправдано задачей общей государственной и общественной безопасности, защиты конституционных прав и свобод подавляющего большинства граждан Российской Федерации. Вместе с тем эти факты обуславливают важность введения правовых режимов, как на длительное время, так и в связи с конкретными ситуациями - на более краткие сроки только органами представительной и исполнительной власти и с необходимыми наименьшими ограничениями правового статуса личности. Концепция демократического правового государства предполагает, что права и свободы человека и гражданина можно ограничить только в определенных законом случаях при наличии четкого механизма реализации соответствующих правовых норм. Возможности ограничения прав и свобод напрямую зависят от того, какой правовой режим существует, и насколько его установления реально соотносятся с буквой закона.
Таким образом, проявляется другая особенность, которая заключается в характере общественных отношений в той или иной сфере.
Цель данной работы – характеристика административно-правового регулирования режима чрезвычайного положения.
Задачи работы:
- Определить порядок, цели и основания введения чрезвычайного положения.
- Охарактеризовать содержание режима чрезвычайного положения.
- Определить организационно-правовые проблемы совершенствования обеспечения режима чрезвычайного положения.
Институт чрезвычайного положения неоднозначно воспринимается и в наши дни. О нем говорят как об инструменте насилия, насаждения беззакония законодательным путем, попрания любых демократических норм и принципов. Такой ортодоксальный подход достаточно широко знаком. Особенно сильное развитие он к этому правовому явлению можно объяснить только тем, что эта тема была закрытой и она была чужда теории социализма и коммунизма, ибо этой теории были по самой природе чужды социально-политические конфликты и иные чрезвычайные ситуации.
В этой связи юридическая наука призвана способствовать становлению чрезвычайного законодательства с учетом осмысления собственного опыта и комплексного анализа законодательной практики ведущих стран мира, а также внести вклад в разработку научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения режима чрезвычайного положения, сочетающей стратегию и тактику, действия длительного характера и быстрого реагирования.
Все это не оставляет никаких сомнений в том, что проблема обеспечения чрезвычайного положения принадлежит к числу остроактуальных в настоящее время.
Основой внимания к проблеме обеспечения чрезвычайного положения является механизм формирования и реализации стратегии национальной безопасности России, призванной обеспечить защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз за счет политических, экономических, военных, правовых, научно-технических и иных возможностей государства.
Предмет исследования – правовые проблемы режима чрезвычайного положения.
Объект исследования - правовые нормы, характеризующие режим чрезвычайного положения.
Данные аспекты важны и могут быть направлены на совершенствование деятельности субъектов обеспечения режима чрезвычайного положения.
Глава 1. Общая характеристика режима чрезвычайного положения
1.1. Правовые основы режима чрезвычайного положения
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.
Особыми условиями, влекущими корректировку в организации управления при чрезвычайных режимах, т.е. их разновидностями, или режимами более частного характера являются: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; чрезвычайное положение; военное положение; режим охраны государственной границы; режим секретности и некоторые другие.
Специальные меры, применяемые при наступлении экстремальных условий, известны в практике большинства стран мира. Подобные меры направлены прежде всего на обеспечение нормального функционирования государственных и общественных институтов. В зависимости от конкретного характера экстремальных обстоятельств и других факторов указанные меры могут называться по-разному: «чрезвычайное положение», «военное положение», «осадное положение», «особое положение» и т.д.
В международно-правовом регулировании института чрезвычайного положения с известной степенью условности можно выделить три сферы:
- Международно-правовые принципы чрезвычайного положения, закрепленные в ст. 4 Международного Пакта о гражданских и политических правах, носящие обязательный характер для национальных законодательств.
- Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов немеждународного характера, которые могут быть основанием для объявления государством чрезвычайного положения.
- Деятельность уполномоченных международных организаций по контролю за практикой применения законодательства о чрезвычайном положении, разрешению возникающих при этом споров, и толкование в связи с этим вышеуказанных принципов (Комитет по правам человека, Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека).
К международно-правовым принципам чрезвычайного положения относятся:
а) принцип исключительной угрозы;
б) принцип официального объявления;
в) принцип соразмерности;
г) принцип недискриминации;
д) принцип неотчуждаемости абсолютных прав и свобод;
е) принцип официального уведомления.
Нормы законодательства о чрезвычайном положении не могут противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, так как в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации они являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют прямое действие.
Принцип исключительной угрозы подразумевает право государства - участника Международного Пакта о гражданских и политических правах - объявить чрезвычайное положение и отступить от принятых на себя по Пакту обязательств лишь в такой ситуации, когда «жизнь нации находится под угрозой» либо наступают «обстоятельства, угрожающие независимости и безопасности государства».
Принцип официального объявления призван предотвратить произвольное установление правоограничений, без реального наличия экстраординарной ситуации, предоставить гражданам время для приспособления своего поведения к резко изменившимся внешним условиям.
В соответствии с принципом соразмерности:
- степень и объем ограничений прав и свобод граждан должны быть адекватны тяжести чрезвычайной ситуации;
- чрезвычайные меры допустимы лишь в том случае, когда комплекс мер государственного принуждения, применяемый в обычных условиях, исчерпан;
- чрезвычайные мероприятия, проводимые государством, должны стабилизировать или ликвидировать конкретную экстремальную ситуацию.
Согласно Федерального конституционного закона Российской Федерации «О чрезвычайном положении»[1] (далее – ФКЗ) объявление чрезвычайного положения должно происходить только в том случае, если для устранения возникшей угрозы нужны именно чрезвычайные меры, осуществляемые в пределах, определяемых остротой сложившегося положения.
Принцип официального уведомления предполагает официальное уведомление государством Генерального Секретаря ООН об отступлении им от обязательств, предусмотренных указанным выше Пактом.
Согласно принципу неотчуждаемости абсолютных прав и свобод ни при каких условиях, в любых по сложности и тяжести чрезвычайных ситуациях, государство не может вводить ограничения либо отменять право на жизнь, отказываться от запрета на рабство и работорговлю, пытки, жестокое обращение, неприменение обратной силы закона, устанавливающего новый вид наказания или ужесточающего его, право на признание свободы совести и религии и т.д. В ст. 56 Конституции Российской Федерации говорится о том, что не подлежат ограничению в условиях чрезвычайного положения права на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, на свободное использование своих способностей и имущества, право на жилище; не допускается сбор и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, не подлежат ограничению процессуальные права на судебную защиту и юридическую помощь.