Курсовая работа|Административное право

Курсовая Особенности административно-правового регулирования режима чрезвычайного положения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 33

Введение

Глава 1. Общая характеристика режима чрезвычайного положения

1.1. Правовые основы режима чрезвычайного положения

1.2. Порядок, цели и основания введения чрезвычайного положения

Глава 2. Сущность режима чрезвычайного положения

2.1. Содержание режима чрезвычайного положения

2.2. Организационно - правовые проблемы совершенствования обеспечения

режима чрезвычайного положения

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность темы работы определяется тем, что каждое государство обязано решать вопросы обороноспособности, защиты внешних границ, предотвращения чрезвычайных ситуаций, социальной, экономической, экологической безопасности, обеспечения необходимого прожиточного уровня жизни населения, пресечения деятельности организованной преступности, поддержания общественного порядка и т.д. В этих целях и вводятся соответствующие правовые режимы, направленные на защиту прав, свобод, жизни и здоровья граждан, обеспечение государственной безопасности в различных сферах, защиту государственных интересов. В ряде случаев правовые режимы в силу широкой регламентации, а зачастую и установления обязательности запретов в определенной степени вторгаются в сферу личных прав граждан, затрагивают интересы юридических лиц, являются исключением из общей действующей правовой системы. Однако их наличие вполне оправдано задачей общей государственной и общественной безопасности, защиты конституционных прав и свобод подавляющего большинства граждан Российской Федерации. Вместе с тем эти факты обуславливают важность введения правовых режимов, как на длительное время, так и в связи с конкретными ситуациями - на более краткие сроки только органами представительной и исполнительной власти и с необходимыми наименьшими ограничениями правового статуса личности. Концепция демократического правового государства предполагает, что права и свободы человека и гражданина можно ограничить только в определенных законом случаях при наличии четкого механизма реализации соответствующих правовых норм. Возможности ограничения прав и свобод напрямую зависят от того, какой правовой режим существует, и насколько его установления реально соотносятся с буквой закона.

Таким образом, проявляется другая особенность, которая заключается в характере общественных отношений в той или иной сфере.

Цель данной работы – характеристика административно-правового регулирования режима чрезвычайного положения.

Задачи работы:

  1. Определить порядок, цели и основания введения чрезвычайного положения.
  2. Охарактеризовать содержание режима чрезвычайного положения.
  3. Определить организационно-правовые проблемы совершенствования обеспечения режима чрезвычайного положения.

Институт чрезвычайного положения неоднозначно воспринимается и в наши дни. О нем говорят как об инструменте насилия, насаждения беззакония законодательным путем, попрания любых демократических норм и принципов. Такой ортодоксальный подход достаточно широко знаком. Особенно сильное развитие он к этому правовому явлению можно объяснить только тем, что эта тема была закрытой и она была чужда теории социализма и коммунизма, ибо этой теории были по самой природе чужды социально-политические конфликты и иные чрезвычайные ситуации.

В этой связи юридическая наука призвана способствовать становлению чрезвычайного законодательства с учетом осмысления собственного опыта и комплексного анализа законодательной практики ведущих стран мира, а также внести вклад в разработку научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения режима чрезвычайного положения, сочетающей стратегию и тактику, действия длительного характера и быстрого реагирования.

Все это не оставляет никаких сомнений в том, что проблема обеспечения чрезвычайного положения принадлежит к числу остроактуальных в настоящее время.

Основой внимания к проблеме обеспечения чрезвычайного положения является механизм формирования и реализации стратегии национальной безопасности России, призванной обеспечить защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз за счет политических, экономических, военных, правовых, научно-технических и иных возможностей государства.

Предмет исследования – правовые проблемы режима чрезвычайного положения.

Объект исследования - правовые нормы, характеризующие режим чрезвычайного положения.

Данные аспекты важны и могут быть направлены на совершенствование деятельности субъектов обеспечения режима чрезвычайного положения.

 

Глава 1. Общая характеристика режима чрезвычайного положения

1.1. Правовые основы режима чрезвычайного положения

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации уп­равления при чрезвычайных режимах, т.е. их разновидностями, или режимами более частного характера являются: чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера; чрезвычайное положение; военное положение; режим охраны государственной границы; режим секретности и некоторые другие.

Специальные меры, применяемые при наступлении экстре­мальных условий, известны в практике большинства стран мира. Подобные меры направлены прежде всего на обеспечение нор­мального функционирования государственных и общественных ин­ститутов. В зависимости от конкретного характера экстремальных обстоятельств и других факторов указанные меры могут называться по-разному: «чрезвычайное положение», «военное положение», «осадное положение», «особое положение» и т.д.

В международно-правовом регулировании института чрез­вычайного положения с известной степенью условности можно вы­делить три сферы:

  1. Международно-правовые принципы чрезвычайного поло­жения, закрепленные в ст. 4 Международного Пакта о гражданских и политических правах, носящие обязательный характер для нацио­нальных законодательств.
  2. Международно-правовое регулирование вооруженных кон­фликтов немеждународного характера, которые могут быть основа­нием для объявления государством чрезвычайного положения.
  3. Деятельность уполномоченных международных организа­ций по контролю за практикой применения законодательства о чрез­вычайном положении, разрешению возникающих при этом споров, и толкование в связи с этим вышеуказанных принципов (Комитет по правам человека, Европейская комиссия по правам человека, Евро­пейский суд по правам человека).

К международно-правовым принципам чрезвычайного поло­жения относятся:

а) принцип исключительной угрозы;

б) принцип официального объявления;

в) принцип соразмерности;

г) принцип недискриминации;

д) принцип неотчуждаемости абсолютных прав и свобод;

е) принцип официального уведомления.

Нормы законодательства о чрезвычайном положении не мо­гут противоречить общепризнанным принципам и нормам междуна­родного права, так как в соответствии со ст. 15 Конституции Россий­ской Федерации они являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют прямое действие.

Принцип исключительной угрозы подразумевает право госу­дарства - участника Международного Пакта о гражданских и полити­ческих правах - объявить чрезвычайное положение и отступить от принятых на себя по Пакту обязательств лишь в такой ситуации, ко­гда «жизнь нации находится под угрозой» либо наступают «обстоя­тельства, угрожающие независимости и безопасности государства».

Принцип официального объявления призван предотвратить произвольное установление правоограничений, без реального нали­чия экстраординарной ситуации, предоставить гражданам время для приспособления своего поведения к резко изменившимся внешним условиям.

В соответствии с принципом соразмерности:

- степень и объем ограничений прав и свобод граждан долж­ны быть адекватны тяжести чрезвычайной ситуации;

- чрезвычайные меры допустимы лишь в том случае, когда комплекс мер государственного принуждения, применяемый в обыч­ных условиях, исчерпан;

- чрезвычайные мероприятия, проводимые государством, должны стабилизировать или ликвидировать конкретную экстре­мальную ситуацию.

Согласно Федерального конституционного закона Российской Федерации «О чрезвычайном положении»[1] (далее – ФКЗ) объ­явление чрезвычайного положения должно происходить только в том случае, если для устранения возникшей угрозы нужны именно чрезвычайные меры, осуществляемые в пределах, определяемых остротой сложившегося положения.

Принцип официального уведомления предполагает офици­альное уведомление государством Генерального Секретаря ООН об отступлении им от обязательств, предусмотренных указанным вы­ше Пактом.

Согласно принципу неотчуждаемости абсолютных прав и свобод ни при каких условиях, в любых по сложности и тяжести чрезвычайных ситуациях, государство не может вводить ограниче­ния либо отменять право на жизнь, отказываться от запрета на раб­ство и работорговлю, пытки, жестокое обращение, неприменение обратной силы закона, устанавливающего новый вид наказания или ужесточающего его, право на признание свободы совести и религии и т.д. В ст. 56 Конституции Российской Федерации говорится о том, что не подлежат ограничению в условиях чрезвычайного положения права на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу со­вести, свободу вероисповедания, на свободное использование сво­их способностей и имущества, право на жилище; не допускается сбор и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, не подлежат ограничению процессуальные права на су­дебную защиту и юридическую помощь.

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 2012.
  2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 07.03.2005 N 1-ФКЗ).
  3. Федеральный закон РФ от 21 декабря 2004 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» //СЗ РФ. - 2004. - №35. - ст.3648 (в ред. от 28.12.2013).
  4. Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 24.02.2014) "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с "Уставом патрульно-постовой службы полиции")// http://www.consultant.ru/document/
  5. Грязнов А.В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения//Государство и право. – 2004. - №6.
  6. Гущин В.В. Общественная безопасность и чрезвычайные ситуации: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2006.
  7. Гущин В.В. Чрезвычайное положение: административно-правовой аспект: Пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2006.
  8. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. – М.: Издательство «Щит – М», 2000.
  9. Соловьев А.И. Конституционно-правовое регулирование режима чрезвычайного положения в Российской Федерации: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. – М., - 2001.
  10. Фризко В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях//Советское государство и право. – 2009. - №8.
  11. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: Теоретический аспект: Дисс. ... канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001.
  12. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации. Защита населения и территорий. – М., 2008.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 38 стр.
Курсовая Принципы деятельности полиции в РФ
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 33 стр.
Курсовая Иммиграционный контроль
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 30 стр.
Курсовая Административно-правовой статус сотрудника полиции
diplomstud
Курсовая работа Административное право
2015 год 35 стр.
Курсовая Контроль над соблюдением миграционного законодательства
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское