Реферат|Педагогика

Реферат Антропософия как основа нетрадиционной педагогики

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 39

Введение

  1. Сущность нетрадиционной (Штайнерской) педагогики
  2. Философия идеи гармонизации личности и среды в педагогической антропологии Р. Штайнера

Заключение

Список используемой литературы

Актуальность. Вальдорфские школы успешно функционируют в разных странах мира уже почти столетие. Исследование Штайнерской педагогики осуществляется преимущественно зарубежными исследователями (С. Фостером, Б. Мастерсом, С. Карсоном, C. Дэвисом, Г. Керном, А. Дариaном, М. Цехом, В. Зоммером, М. Роусоном, К. А. Вихертом, Э. М. Краних, Б. Ливехудом и др.).

Ограничительным фактором ознакомления широкой педагогической общественности с идеями, формами и методами этой оригинальной педагогики является недостаточная ее разработанность в научно-практической феноменологии, а также отчасти необъективное восприятие из-за определенного уровня субъективной интерпретации. По этим причинам усиливается потребность в изучении первоисточников педагогического наследия Р. Штайнера, его осмысления с современных научных позиций и социально-педагогических запросов, а также возникает необходимость мониторинга современных тенденций развития авторской педагогики и школ Вальдорфа.

Актуальность данного исследования обусловлена рядом противоречий между:

- социальными запросами по гуманизации образовательной среды, гармонизации потребностей развития ребенка с условиями среды его развития и объективным их дисбалансом в современных учреждениях среднего образования традиционной образовательной модели, существующими авторитарными образовательными практиками;

- потребностями развития социально-педагогической науки и практики по гармонизации воспитательной среды ребенка и недостаточным обоснованием этого процесса;

- широким признанием, целесообразностью осмысления Штайнерской педагогики в системе «ребенок - среда» и отсутствием соответствующих целостных исследований;

- потребностям педагогической науки относительно мониторинга развития положений Штайнерской педагогики, особенностей их современного внедрения в отечественном и зарубежном опыте и отсутствие соответствующих экспертных оценок.

Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ состояния научной разработки теоретических позиций Штайнерской педагогики, определить методологические подходы к ее исследованию как социально-педагогического явления.
  2. Путем теоретического анализа научных источников по философии, психологии, педагогике, социальной педагогике, специфике Штайнерской педагогики определить понятия «гармонизация воспитательной среды ребенка», «воспитательная среда Штайнерской школы»; обосновать структуру воспитательной среды Штайнерской школы как социально-педагогического конструкта.
  3. Исследовать и обосновать социально педагогические основы гармонизации воспитательной среды ребенка в Штайнерской школе в единстве теории и современной практики Штайнерской педагогики.
  4. Изучить и обобщить опыт гармонизации воспитательной среды ребенка в деятельности Вальдорфских школ; определить современные тенденции развития вальдорфских школ и вызовы развития Штайнерской педагогики.

Объект исследования - гармонизация воспитательной среды ребенка.

Предмет исследования - концептуальные идеи и социально-педагогические условия гармонизации воспитательной среды ребенка в Штайнерской школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения системного, средового, интегративного, компетентностного, культурологического, феноменологического подходов к анализу образовательных и социальных явлений; философские и педагогические труды основателя Штайнерской педагогики Р. Штайнера; теоретические положения философии, психологии, педагогики, педагогической антропологии, социальной педагогики относительно гармоничного развития ребенка и формирования благоприятной для этого его ближайшей среды (Ш. Амонашвили, И. Бех, Л. Выготский, Д. Дьюи, Ф. Дистервег, Д. Эльконин, М. Монтессори, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др.); выводы исследований по теории Штайнерской педагогики и деятельности Вальдорфских школ E.Bergendal, A.Koivisto, С .Wiechert, J. Olsson J. Schieren, W. Sommer, A. Wiehl, M. Zech, T. Zdrazil, A. Mazzone, Th. Nielsen и др.

Исследование основывается на принципах гуманизации школьного образования и концептуальных основах развития современной образовательной среды.

С целью решения поставленных задач использованы общенаучные методы исследования:

- изучение, анализ, систематизация, обобщение философских, педагогических, психологических, социально-педагогических источников, исследований по Штайнерской педагогике; индукция и дедукция в исследовании философских и педагогических работ Р. Штайнера в первоисточниках для выделения и теоретического обоснования социально-педагогических основ гармонизации воспитательной среды ребенка в Штайнерской школе;

- интерпретация - с целью их разностороннего осмысления; моделирование - для схематического представления компонентов структуры воспитательной среды Штайнерской школы как социально-педагогического конструкта; анализ национального и европейского опыта, концептуальных принципов развития современной школы на принципах Штайнерской школы с целью выявления перспективных тенденций их развития и вызовов гармонизации воспитательной среды ребенка в среде образовательного учреждения.

 

  1. Сущность Штайнерской педагогики

В начале исследования рассмотрим концептуальный подход Штайнерской педагогики к формированию предметно-пространственной составляющей Штайнерской воспитательной среды школы.

Мировое педагогическое сообщество, широко обсуждая вопрос «Какой должна быть новая школа?», кроме содержания, форм и методов обучения, социальных отношений, формирующихся в процессе педагогического взаимодействия, большое внимание уделяет организации пространства, где ребенок находится от 4 до 10 часов ежедневно (учитывая группу продленного дня, школьные кружки, факультативы и т.д.). Сегодня исследователи разных стран пришли к выводу, что старую «конвейерную» систему, где учитель стоит перед сидящим рядами классом и весь урок записывает в тетради информацию, нужно изменить, вместо этого предлагают формировать современную учебно-воспитательную среду как такую, что:

1) активирует процесс обучения и побуждает к физической активности, что положительно влияет на память, придавая дополнительный кислород головному мозгу. В свою очередь, это позволяет мозгу получить доступ к большему количеству областей долговременной памяти, таким образом, помогая учащимся установить лучшие связи между новыми и уже полученными знаниями. Физически активные дети достигают более высоких академических результатов;

2) подвижное является не статичным, что, в свою очередь, позволяет применять разнообразные групповые формы работы. Подвижность пространства положительно влияет не только на обучение, но и поощряет позитивное поведение, формирует социальные отношения, предотвращает антисоциальные проявления;

3) использует органический дизайн помещения, объединяет ребенка с окружающей средой (естественное освещение, качество воздуха, оптимальные уровни цвета, звука и температуры), создавая чувство защищенности. Эти факторы снижают утомляемость во время образовательного процесса [Еныгин, 2017, c. 136].

Таким образом, физическое окружение ребенка является частью широкой образовательной экосистемы, социальной культуры и дает возможность быть активным участником образовательного процесса.

Исследовательница школьной архитектуры Д. Ковалтовски предлагает гуманизировать пространство учебного заведения, учитывая следующие факторы: единство с природой, эстетизм и колористика, «домашнее» (последнее рассматривается как потребность, которую часто ищут родители для своих детей) [Kowaltowski, 1980].

В период становления первой Штайнерской школы в Штутгарте (1919-1925 гг.) Р. Штайнер уделял значительное внимание не только психолого-педагогическим и методико-дидактическим аспектам. Среди его рекомендаций учителям школы, наряду с вопросами организации управления школой, коллегиального взаимодействия, сотрудничества с родителями учеников и т.п., можно найти советы, касающиеся предметно-пространственного окружения, например, относительно тематического оформления классных комнат, цвета стен в помещениях и др. В дальнейшем развитие Штайнерской педагогики происходило именно с учетом единства и взаимодействия всех компонентов образовательной среды. Внимание к предметно-пространственной среде школы и сегодня является одной из важных характеристик этой педагогики [Миннуллина, 2021, c. 17].

  1. Антонова А.Ю. Архитектура антропософии при проектировании объектов инклюзивного образования // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). № 3. С. 104-111.
  2. Бельский В.Ю. Русская традиция педагогической антропологии в современной философии образовании // Социально-гуманитарное обозрение. № 2. С. 5-8.
  3. Булкин А.П. Антропологический поворот в педагогике. Вехи и этапы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. № 3. С. 35-45.
  4. Быстрай Е.Б. Характерологические особенности дошкольного образования в ракурсе педагогических идей Рудольфа Штайнера // Фундаментальная и прикладная наука. № 1. С. 25-29.
  5. Быстрова Т.Ю. Философско-культурологические аспекты архитектуры Гетеанума Рудольфа Штайнера // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2019. № 4. С. 152-159.
  6. Вадяева Д.А. Органическая архитектура, её трактовка и модификация // Наукосфера. № 11. С. 1-4.
  7. Вышегородский Е.Ю. Внутренние фракции теософии в Австрии и Германии в 1884-1938 гг. // Вестник магистратуры. № 5. С. 62-64.
  8. Гладченко В.Е. Влияние идей Р. Штайнера на развитие гуманистической образовательной парадигмы в России в конце XX века // Проблемы современного педагогического образования. № 3. С. 50-52.
  9. Долганова Н.В. Антропософская педагогика Рудольфа Штайнера // Глобальный научный потенциал. № 1. С. 17-21.
  10. Долганова Н.В. Антропософские идеи в советской и зарубежной педагогике // Вестник современных исследований.№ 3. 2019. С. 57-60.
  11. Долганова Н.В. Морально-нравственное воспитание личности: антропософские идеи в отечественной педагогике // Глобальный научный потенциал. № 3. С. 20-25.
  12. Долганова Н.В. Теоретическое осмысление антропософских идей в воспитании личности // Глобальный научный потенциал. № 2. С. 14-17.
  13. Еныгин Д.В. Понятие мультикультурной образовательной среды // Современный ученый. № 7. С. 136-139.
  14. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер-основатель Штайнерской педагогики // Развитие личности. № 2. С. 169-189.
  15. Иванов В.В. Антропологические предпосылки символизма // Текст и традиция. № 7. С. 61-84.
  16. Иудин В.Д. Антропософская концепция Р. Штейнера как основа самоуправления в Штайнерской школе // Современные научные исследования и разработки. № 8. С. 87-89.
  17. Калашников И.А. Вальдорфская школа: к осмыслению педагогических идей и опыта // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. № 2. С. 9-14.
  18. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. 2020. № 3. С. 36-37.
  19. Комова Е.О. Особенности Штайнерской педагогики // Сборник научных студенческих статей: «Образовательные тренды в России и за рубежом глазами молодежи XXI в.». Изд-во: Отечество. 2021. С. 182-191.
  20. Кузьмина Т.В. Мир и трансформация системы образования: изучение вопроса // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2022. № 2. С. 122-131.
  21. Логинова В.С. Антропологический подход к освоению историко-педагогических знаний в контексте гуманизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика.№ 3. 2018. С. 34-38.
  22. Миннуллина Р.Ф. Концепции предметно-игровой среды Монтессори и Вальдоровской педагогики // Дневник науки. 2021. № 6. С. 17-21.
  23. Морковин А.М. Специфика развития вальдорфских школ в России // Ползуновский вестник. № 3. С. 150-154.
  24. Пегов В.А. Понятие «телесное воспитание» или необходимость приоритета педагогических целей в физическом воспитании // Физическое воспитание и спортивная тренировка. № 4. С. 146-156.
  25. Руденко Г.Л. Физическое воспитание младших школьников в контексте идей Штайнерской педагогики // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. № 11. С. 83-89.
  26. Садыкова Л.Р. Архитектурные принципы организации сенсорно-стимулирующих пространств дошкольных учреждений // Architecture and Modern Information Technologies. № 2. С. 320-336.
  27. Синенкова М.В. Как вальдорфская педагогика способствует развитию творческого мышления младших школьников // Известия института педагогики и психологии образования. № 3. С. 64-67.
  28. Соколова М.А. Школа средового существования: пространство, как главный фактор обучения // Architecture and Modern Information Technologies. № 3. С. 62-76.
  29. Тимофеева Л.Л. Проблема обеспечения безопасности человека и государства в истории философской и педагогической мысли // Ценности и смыслы. № 6. С. 94-108.
  30. Трушина С.В. Особенности Штайнерской педагогики Р. Штейнера при обучении младших школьников // Современные научные исследования и разработки. № 10. С. 86-87.
  31. Черемушкина В.В. Возникновение и развитие педагогической антропологии в России во второй половине XIX в. // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. № 1. С. 118-123.
  32. Шафигуллина Л.Г. Бионическая архитектура 21 века // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. № 3. С. 278-281.
  33. Kowaltowski, Doris C.C.K. (1980). Humanization in Architecture: Analysis of themes through high school building problems. (PhD Thesis). University of California. Retrieved     from [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.academia.edu/527005/Humanization_in_architecture_analysis_of_themes_ through_high_school_building_problems
  34. Steiner R. (1979). Anthroposophische Menschenkunde und Pädagogik. (GA 304а) RUDOLF STEINER VERLAG, Dornach / Schweiz.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Педагогика
2012 год 15 стр.
Реферат Активные методы обучения
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское