Введение
- Технология формирования вопросов в социологических исследованиях
- Подходы к анализу организации
- Исследование неформальных связей в организациях
Список использованной литературы
Реферат|Социология
Авторство: bugalter
Год: 2022 | Страниц: 39
Введение
Список использованной литературы
Реферат посвящен рассмотрению вопросов социального исследования неформальных связей организации и применяемых при этом методов.
Тема анализа неформальной структуры организации актуальна в связи с развитием экономики, знаний и ростом влияния человеческого фактора на существующие связи организации.
Реферат рассматривает проблему неформальных связей организации и существующих методов исследования данных связей.
Потребность получения скрытой информации от «внешнего взгляда», но отражающей те стороны деятельности первичной организации, которые важны в процессе управления организации, является одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию организации.
Актуальность социально-сетевого метода анализа неформальных связей в организации с развитием теории графов в математике и развитием теории сетевого общества М. Кастельса позволило провести более полный анализ неформальных связей в организации и получить в короткие сроки результатов исследований и более полную и конкретную информацию о них.[1]
В работе рассмотрены труды Морено, М. Кастельса. Проанализированы основные вопросы социологического исследования.
Развитие науки социологии неразрывно связано с развитием социологических (эмпирических) исследований, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения существующей теории социологии, регулирования социальных процессов в обществе и в организационных структурах общества.
На наш взгляд социологическое исследование - это система последовательно и логически выстроенных методических, методологических и организационно-технических процедур, которые связаны между собой единой целью, как получить объективно-достоверную информацию об изучаемом социальном процессе (первичном элементе организации) или явлении, для последующего применения их в реальности[2].
Потребность получения скрытой информации от «внешнего взгляда», но отражающей те стороны деятельности первичной организации, которые важны в процессе управления организации, является одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию организации.
Любое социологического исследования состоит из последовательных этапов:
- подготовка (разработка) исследования;
-сбор первичной социологической информации;
- подготовка к обработке собранной социологической информации и обработка соответствующими компьютерными программами;
-анализ полученной информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования организации, выводы и рекомендации[3].
Важным элементом сбора необходимой информации и подготовки проводимого социологического исследования является разработка инструментария (бланков-интервью, анкет, учетных карточек и т. д.)[4].
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации, на наш взгляд, является анкетирование исследуемой группы.
Объединение единым исследовательским замыслом система вопросов представляет собой социологическую анкету, где вопросы направлены на качественные и количественные характеристики объекта исследования, четко формированные и понятные респонденту.
Вопросы можно группировать по тематическим блокам, это улучшает возможность концентрации на ответах респондента. Например:
-Вопросы по содержанию данных респондента: о фактах поведения респондента (направленные на выявление результатов деятельности, поступков, поведения, связей); о личности респондента («паспортичка», дающая характеристику личности опрашиваемого респондента).
-Вопросы, отличающиеся по форме: вопросы открытые (к которым не прилагаются варианты ответов); вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов, либо предполагается возможность выбора респондентом только одного варианта ответа).
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Основанием деления по содержанию является информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом.
По форме вопросы делятся на:
Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.
Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.
Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.
Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.
Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены[5].
Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?”
Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении.
Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на ни
П. Лазарсфельд полагал еще в 1944 году[6], что исследователь должен использовать открытые вопросы в следующих ситуациях: когда хочет понять, каким образом респондент приходит к определенной точке зрения; когда нужно убедиться в неосведомленности части респондентов о предмете вопроса; когда у респондента не сформировалось мнение; когда нужно расширить возможности коммуникационной ситуации в общении с респондентом.
Техника открытых вопросов пригодна для ряда исследовательских ситуаций. Во-первых, при поиске основных составляющих широкого, недостаточно структурированного объекта (например, «ситуация в обществе», «перемены в личной жизни в связи с переменами в стране» и т.п.). Во-вторых, он эффективен при проведении исследования в период социальных изменений. В-третьих, техника открытых вопросов пригодна в тех случаях, когда респондент квалифицированнее исследователя в изучаемой предметной области, и именно он, а не исследователь, должен и может «идентифицировать», «квантифицировать» и «квалифицировать» содержание социальной ситуации. В-четвертых, открытые вопросы применяются при подготовке исследования по «жесткой» анкете, в частности, при отладке инструментария массового опроса. В-пятых, открытые вопросы не помешают при поиске новых идей – две строчки в анкете могут для этого дать неплохой материал[7].
В стандартизированном опросе особенно не обсуждается вопрос о том, следует ли каждый задаваемый вопрос сопровождать серией предлагаемых альтернатив ответа (закрытый вопрос). Это облегчает работу интервьюеров и кодировщиков, способствует стандартизации ситуации опроса. Задача респондента состоит в том, чтобы прочитать или выслушать содержание предложенных вариантов ответов и выбрать тот, который совпадает с его мнением. Ответ фиксируется с помощью специальной отметки, выбранного варианта (респондент ставит крестик, галочку, подчеркивает, обводит кружочком). Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные предполагают возможность выбора всего одного варианта ответа («В данном вопросе возможен (или нужен) только один ответ, подумайте, пожалуйста»), а неальтернативные – нескольких вариантов ответов (вопросы-меню). При этом указывается – «выбрать не более трех (пяти) вариантов ответа», «выбрать любое число альтернатив», «любое число ответов»[8].
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!