Реферат|Социология

Методы исследования связей организации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 39

Введение  

  1. Технология формирования вопросов в социологических исследованиях
  2. Подходы к анализу организации
  3. Исследование неформальных связей в организациях

Список использованной литературы 

 Реферат посвящен рассмотрению вопросов  социального исследования неформальных связей организации и применяемых при этом методов.    

Тема анализа неформальной структуры организации актуальна в связи с развитием экономики, знаний и ростом влияния человеческого фактора на существующие связи организации.

Реферат рассматривает проблему неформальных связей организации и существующих методов исследования данных связей.

Потребность получения скрытой информации от «внешнего взгляда», но отражающей те стороны деятельности первичной организации, которые важны в процессе управления организации, является одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию организации.

Актуальность социально-сетевого метода анализа неформальных связей в организации с развитием теории графов в математике и развитием теории сетевого общества М. Кастельса позволило провести более полный анализ неформальных связей в организации и получить в короткие сроки результатов исследований и более полную и конкретную информацию о них.[1]

В работе рассмотрены  труды Морено, М. Кастельса. Проанализированы  основные вопросы социологического исследования.

  1. Технология формирования вопросов в социологических исследованиях

Развитие науки социологии неразрывно связано с развитием социологических (эмпирических) исследований, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения существующей теории социологии, регулирования социальных процессов в обществе и в организационных структурах общества.

На наш взгляд социологическое исследование - это система последовательно и логически выстроенных методических, методологических и организационно-технических процедур, которые связаны между собой единой целью, как получить объективно-достоверную информацию об изучаемом социальном процессе (первичном элементе организации) или явлении,  для последующего применения их в реальности[2].

Потребность получения скрытой информации от «внешнего взгляда», но отражающей те стороны деятельности первичной организации, которые важны в процессе управления организации, является одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию организации.

Любое социологического исследования состоит из последовательных этапов:

- подготовка (разработка) исследования;

 -сбор первичной социологической информации;

- подготовка к обработке собранной социологической информации и обработка соответствующими компьютерными программами;

-анализ полученной информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования организации, выводы и рекомендации[3].

Важным элементом сбора необходимой информации и подготовки проводимого социологического исследования является разработка инструментария (бланков-интервью, анкет, учетных карточек и т. д.)[4].

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации, на наш взгляд,  является анкетирование исследуемой группы.

Объединение единым исследовательским замыслом система вопросов представляет собой социологическую анкету, где вопросы направлены на качественные и количественные  характеристики объекта исследования, четко формированные и понятные респонденту.

Вопросы можно группировать по тематическим блокам, это улучшает возможность концентрации на ответах респондента. Например:

 -Вопросы по содержанию данных респондента: о фактах поведения респондента (направленные на выявление результатов деятельности, поступков, поведения, связей); о личности респондента («паспортичка», дающая характеристику личности опрашиваемого респондента).

 -Вопросы, отличающиеся по форме: вопросы открытые (к которым не прилагаются варианты ответов); вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов, либо предполагается возможность выбора респондентом только одного варианта ответа).

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Основанием деления по содержанию является информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом.

По форме вопросы делятся на:

Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

 Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены[5].

Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?”

 Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении.

Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на ни

П. Лазарсфельд полагал еще в 1944 году[6], что исследователь должен использовать открытые вопросы в следующих ситуациях: когда хочет понять, каким образом респондент приходит к определенной точке зрения; когда нужно убедиться в неосведомленности части респондентов о предмете вопроса; когда у респондента не сформировалось мнение; когда нужно расширить возможности коммуникационной ситуации в общении с респондентом.

Техника открытых вопросов пригодна для ряда исследовательских ситуаций. Во-первых, при поиске основных составляющих широкого, недостаточно структурированного объекта (например, «ситуация в обществе», «перемены в личной жизни в связи с переменами в стране» и т.п.). Во-вторых, он эффективен при проведении исследования в период социальных изменений. В-третьих, техника открытых вопросов пригодна в тех случаях, когда респондент квалифицированнее исследователя в изучаемой предметной области, и именно он, а не исследователь, должен и может «идентифицировать», «квантифицировать» и «квалифицировать» содержание социальной ситуации. В-четвертых, открытые вопросы применяются при подготовке исследования по «жесткой» анкете, в частности, при отладке инструментария массового опроса. В-пятых, открытые вопросы не помешают при поиске новых идей – две строчки в анкете могут для этого дать неплохой материал[7].

В стандартизированном опросе особенно не обсуждается вопрос о том, следует ли каждый задаваемый вопрос сопровождать серией предлагаемых альтернатив ответа (закрытый вопрос). Это облегчает работу интервьюеров и кодировщиков, способствует стандартизации ситуации опроса. Задача респондента состоит в том, чтобы прочитать или выслушать содержание предложенных вариантов ответов и выбрать тот, который совпадает с его мнением. Ответ фиксируется с помощью специальной отметки, выбранного варианта (респондент ставит крестик, галочку, подчеркивает, обводит кружочком). Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные предполагают возможность выбора всего одного варианта ответа («В данном вопросе возможен (или нужен) только один ответ, подумайте, пожалуйста»), а неальтернативные – нескольких вариантов ответов (вопросы-меню). При этом указывается – «выбрать не более трех (пяти) вариантов ответа», «выбрать любое число альтернатив», «любое число ответов»[8].

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, — 375
  2. Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессах производства: взгляд изнутри//Социологические исследования. 1995. № 2.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов ISBN:1992,с.235
  4. БернсаТ. и Д. Сталкера “Управление инновациями”, вышедшей в 1961г
  5. Бешелев С Д, Гурвич Ф Г Экспертные оценки - М: Наука, 1973 - 159 с Гречихин В Г Лекции по методике и технике социологических исследований - М: Изд-во Моск ун-та, 1988 - 232 с
  6. Блау, П. М. Исследование формальных организаций // Американская социология. - М.: Мысль,1972.
  7. Богданов А.А. «Тектология: Всеобщая организационная наука».Москва. Экономика 1989
  8. Бурганова Л.А.Социология управления: Учебник. – Казань: Изд-во КГТУ, 2007. – 246 с
  9. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В четырех томах. Том 4. М.: Искусство, 1973
  10. Гутман Л. Основные компоненты шкального анализа//Математические методы в современной буржуазной социологии. М„ 1966
  11. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии. Учеб. пособие. - М.: Новый учебник, 2004.
  12. Давыдов, А.А. Модель социального времени / А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 1998. – № 4. – С. 98-101.
  13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. Под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ,2000
  14. Журнал социальных исследований. ЦНСИ, 2009. № 1
  15. Lazarsfeld P. The controversy over detailed interviews: An offer for negotiation // Public Opinion Quarterly. No. 8. P. 38-60.
  16. Castells . The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. III. The End of Millennium. Malden (Ma), Oxford, 1998
  17. Маслова О.М. Открытые и закрытые вопросы // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Ч. 1. М.: Наука. 1990. С. 96-104.
  18. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования М.: Издательство “Весь Мир”, 1997. – 544 с.
  19. Методы психологической диагностики. — М., 1993
  20. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990
  21. Miller, J.P., Fry L.J. Social Relations in Organizations: Further Evidence for the Weberian Model//Social . - No.3.-P. 305-319.
  22. Морено Я.Л. Социометрия . М. 1958
  23. Морено Дж. Театр спонтанности. Перевод с английского под общ. ред. Б.И.Хасана. Красноярск 1993. (Moreno J-L- Das Stegreiftheater. 1 Aufl. Berlin-Potsdam Gustav Kiepenheuer 1923)
  24. Moreno J.L. : The first Book of Group Psychotherapy, 1. Ed. Beacon (N.Y.): Beacon 1932.
  25. Moreno J.L. Who Shall Survive? Foundations of Sociometry. Group Psychotherapy and Sociodrama/Beacon (NY) Beacon House 1953
  26. Moreno J.L.: Die Grundlagen der Soziometrie. Wege zur Neuordnung der Gesellschaft. Köln-Opladen: Westdeutscher Verlag 1954.
  27. Мескон, М. X., Альберт М. Основы менеджмента. - М.: 2000. - С. 438-440.
  28. Мухаев Р.Т. Основы социологии и политологии: учебник. Юнити-Дана, 2012 г.
  29. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России, Москва — Воронеж , 2003
  30. Ноэль Э. Массовые опросы: Пер с нем - М: Прогресс, 1978 - 381 с
  31. Ньюман Л. Неопросные методы исследования /Л. Ньюман //Социс. -2005. -№ 6.
  32. Овсянников В Г Методология и методика в прикладном социологическом исследовании - Л: Изд-во Ленинград, ун-та, 1989-133
  33. Павленко, С. Ю. Неформальные управленческие взаимодействия // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. - М.,1989
  34. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований / З.А. Петрова. - М., 2007.
  35. Попова, И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени / И.М. Попова // Социологические исследования. – 1999. – № 10. –С. 135-144.
  36. Попова Е.П. Социология организаций некоторые аспекты становления и современная проблематика / Е.П. Попова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 68 с.
  37. Пригожин А.И. Социология организаций. — М.: Наука, - 255
  38. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М.: Наука, 1995.
  39. Рывкина Р В, Винокур А В Социальный эксперимент - Новосибирск: Наука, 1968 - 173 с
  40. Социология журналистики. Конспект лекций / Авт.-сост. Е. И. Дмитриев. - Мн.: БГУ - 150 с., 2001
  41. Франчук В.И. Основы современной теории орга­низаций / Акад. организац. наук; Ин-т организац. систем. - М.: ИОС, - 75 с.
  42. Щербина В.В. Предмет, статус и проблематика социологии организаций / В. В, Щербина // Социологические исследования. - 2000. - №8. - С.138-14
  43. Friedkin, N.E. Horizons of Observability and Limits of Informal Control in Organizations II Social Forces. - 1983. - №1. - P. 54-77.
  44. Hsu, C.L. Capitalism without contracts versus capitalists without capitalism: Comparing the influence of Chinese guanxi and Russian blat on marketization/Communist and Post-Communist Studies. - 2005. - №38. - P. 309-327.
  45. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова; Ред.-сост. А.В.Кабыща. — М.: ИСПИ РАН, - 939 с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Социология
2017 год 14 стр.
Реферат Методы социального прогнозирования
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское