Введение
- Характеристика психологии спортивной деятельности
- Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
- Психологические аспекты спортивных достижений и успеха
Заключение
Литература
Реферат|Физическая культура
Авторство: bugalter
Год: 2014 | Страниц: 34
Введение
Заключение
Литература
Актуальность темы работы в том, что человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Можно сказать, что эмоции – наиболее психологические из всех выделяемых процессов.
Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций в различных монографиях и учебниках по психологии, многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, до конца не изучены. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в недостаточном виде.
Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является индивидуальные различия эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации.
На наш взгляд, эмоционально-волевая сфера личности - это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие составляющие: эмоциональные состояния и свойства личности, выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности. Каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.
Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.
Основные цели психологии спорта:
изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;
разработка психологически обоснованных комплексных методов тренировки и подготовки к соревнованиям[1].
Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:
- психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
- выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
- определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
- психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
- психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
- определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использование систем с "биологической обратной связью";
- разработка методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей,
социальной структуры и психологического климата команды;
разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок[2].
Деятельность практического психолога состоит в психологическом сопровождении подготовки спортсмена и спортивной деятельности и включает в себя направления: психодиагностика, психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическая подготовка.
Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.
1.Психодиагностика в спорте – это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:
а) особенности проявления и развития психических процессов;
б) психические состояния (актуальные и доминирующие);
в) свойства личности;
г) социально-психологические особенности деятельности[3].
Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.
Нельзя забывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестировании может вызвать ненужный ход мыслей и изменение его состояний. Рекомендации базируются только на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов.
Они адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье – всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относится к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.
Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена различают четыре вида:
психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;
- общая психологическая подготовка к соревнованиям;
- специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
- коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.
Такое управление осуществляется в тех случаях, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена.
Управление может осуществляться за день до соревнований или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле.
Психолог воспитывает значимые для спорта свойства личности, создает нужные психические состояния, снимает последствия монотонии; проводит сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга.
Психолог способен улаживать конфликты, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни[4].
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!