Реферат|Физическая культура

Психология спорта эмоции факторы успеха

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2014 | Страниц: 34

Введение

  1. Характеристика психологии спортивной деятельности
  2. Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  3. Психологические аспекты спортивных достижений и успеха

Заключение

Литература

Актуальность темы работы в том, что человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Можно сказать, что эмоции – наиболее психологические из всех выделяемых процессов.

Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций в различных монографиях и учебниках по психологии, многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, до конца не изучены. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в недостаточном виде.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является индивидуальные различия эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации.

На наш взгляд, эмоционально-волевая сфера личности - это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие составляющие: эмоциональные состояния и свойства личности, выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности. Каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

 

  1. Характеристика психологии спортивной деятельности

 

Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Основные цели психологии спорта:

изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;

разработка психологически обоснованных комплексных методов тренировки и подготовки к соревнованиям[1].

Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:

  1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:

- психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);

- выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

- определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;

- психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.

  1. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.
    Все это требует от психологов:

- психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;

- определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использование систем с "биологической обратной связью";

- разработка методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей,
социальной структуры и психологического климата команды;
разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок[2].

Деятельность практического психолога состоит в психологическом сопровождении подготовки спортсмена и спортивной деятельности и включает в себя направления: психодиагностика, психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическая подготовка.

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

1.Психодиагностика в спорте – это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:

а) особенности проявления и развития психических процессов;

б) психические состояния (актуальные и доминирующие);

в) свойства личности;

г) социально-психологические особенности деятельности[3].

Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.

Нельзя забывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестировании может вызвать ненужный ход мыслей и изменение его состояний. Рекомендации базируются только на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов.

  1. Психолого-педагогические рекомендации

Они адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье – всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относится к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.

  1. Психологическая подготовка

Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена различают четыре вида:
психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;

- общая психологическая подготовка к соревнованиям;

- специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;

- коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.

  1. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

Такое управление осуществляется в тех случаях, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена.

Управление может осуществляться за день до соревнований или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле.

Психолог воспитывает значимые для спорта свойства личности, создает нужные психические состояния, снимает последствия монотонии; проводит сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга. 

Психолог способен улаживать конфликты, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни[4]. 

  • Анализ состояния отечественной спортивной психологии // Спортивная психология: материалы метод. семинара / Под ред. В.Г. Сивицкого. – Мн.: МГЭИ, 2010. – С. 5-10.
  • Барташников А.А., Сивицкий В.Г. Прошлое, но не забытое // Спортивный психолог. – 2009. - № 1. – С. 91-92.
  • Ванек М., Гошек В., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности // Психология и современный спорт. – М.: «Физкультура и спорт», 2013. – С. 100-121.
  • Герон Э. Психоспортограмма // Психология и современный спорт. – М.: «Физкультура и спорт», 2013. – С. 40-61.
  • Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: «Советский спорт», 2011. – 296 с.
  • Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
  • История кафедры психологии // Спортивный психолог. – 2012. - № 1. – С. 10.
  • Кунат П. Проблема нагрузки с точки зрения психолога спорта // Психология и современный спорт. – М.: «Физкультура и спорт», 2012. – С. 319-324.
  • Лалоян А.А. Психологическая подготовка спортсмена. – Ер.: Айастан, 2012. – 168 с.
  • Малов В.И. Сто великих спортивных достижений. – М.: «Вече», 2010. – 432 с.
  • Мельник Е.В., Шемет Ж.К. Психология физической культуры и спорта в вопросах и ответах: пособие для студентов, учащихся училищ олимпийского резерва / под научн. ред. Л.В. Марищук. – Минск: БГУФК, 2011. – 95 с.
  • Мяконьков  В.Б. Социальная психология маркетинга спорта. – Спб., 2011. – 194 с.
  • Неверкович С.Д., Родионов А.В. К истории возникновения отечественной прикладной спортивной психологии  // Спортивный психолог. – 2012. - № 2. – С. 5-7.
  • Приставкина М.В. VIII Европейский конгресс психологов спорта. Электронный ресурс http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1992/921/921177.php.
  • Пуни А.Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсмена // Теория и практика физической культуры. – 2009. - №7. – С. 519-526.
  • Пуни А.Ц. Очерк истории психологии спорта // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. – Спб.: Питер, 2012. – 383 с.
  • Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: «Физкультура и спорт», 2009. – 308 с.
  • Родионов А.В. Психология спортивного поединка. – М.: «Физкультура и спорт», 2008. – 128 с.
  • Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2011. – 570 с.
  • Родионов А.В., Непопалов В.Н. Краткий очерк истории психологии спорта в России // Олимпийский бюллетень - № 9. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – С.56-63.
  • Родионов В.А. История спортивной психологии. М.: Пресс-М, 2011.
  • Родионов В.А. Спортивная психология в Европе // Спортивный психолог. -  2009. - №3 (18). - С. 5-9.
  • Романина Е.В. XI Европейский конгресс по психологии спорта // Спортивный психолог. – 2010. - № 1. – С. 96-97.
  • Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. – 608 с., Т.1.
  • Рудик П.А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов. – Теория и практика физической культуры. – 2010. - № 5. – С. 61-64.
  • Савенков Г.И. Петр Антонович Рудик и его вклад в психологию спорта // Спортивный психолог. – 2011. - № 1. – С. 11-14.
  • Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 688 с.
  • Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 2009. – 336 с.
  • Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии. – Сургут, 2009.
  • http://lugor.org.ua/publ/5-1-0-819
  • http://www.systempsychology.ru/journal/2010_1_2/39-rodionov-va-istoriya-sportivnoy-psihologii.html
  • http://muzlob.ru/dizain
  • http://www.dvorsportinfo.ru/articles/psihologicheskaya-podgotovka-sportsmenov-istoricheskij-ocherk

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Физическая культура
2015 год 13 стр.
Реферат Средние века - развитие физической культуры и спорта
Alcofribas
Реферат Физическая культура
2021 год 24 стр.
Роль физической культуры и спорта в развитии общества
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское