В педагогической практике имеется определенный опыт использования физических упражнений для оптимизации межличностного общения и профессионального взаимодействия школьников и молодежи.
К числу наиболее эффективных средств, способствующих оптимизации межиндивидуальных связей школьников, укреплению взаимопонимания и сотрудничества на начальном этапе их пребывания в учебном коллективе, относятся средства совместной физкультурно-спортивной деятельности. Общение в данной сфере выступает как необходимый и существенный фактор, опосредующий не только двигательную активность, но и функцию обмена информацией и эмоциями в коллективе. Благодаря такому взаимодействию достигается понимание и развивается сотрудничество в школьной среде.
Совместная спортивно-коллективная и соревновательная деятельность может в отдельных случаях и поляризовать отношения между школьниками, если при ее организации не учитывается уровень их физической и спортивной подготовленности. В этой связи необходимо вовремя осуществлять педагогическую коррекцию, организации и методики проведения учебных занятий и спортивно-массовой работы. Основной акцент необходимо делать на использовании методов и методических приемов, обеспечивающих активное включение школьников в учебно-воспитательный процесс.
Ученые выделяют две группы приемов управления воспитательным воздействием.
Первая группа включала в себя общепедагогические приемы, рационально используемые педагогом, такие как поощрение, повышение ответственности за личную подготовленность, воспитание заботы об успехах своих одноклассников и др.
Вторая группа состоит из методических приемов и педагогических ситуаций, характерных для совместной физкультурно-спортивной деятельности. Сюда относятся ситуации соревновательного соучастия, когда весь класс переживает за успех одного или нескольких своих членов в их соревновательной борьбе с членами другого коллектива; методические приемы, создающие возможности для условного самовыражения личности, проигрывания определенной роли во взаимодействии с другими школьниками.
Все использованные методы и методические приемы направлены в основном на решение воспитательных задач и выполняли определенные функции, органически вытекающие из характера физкультурно-спортивной деятельности.
По мнению специалистов эти функции заключаются в следующем.
- Формировать и закреплять знания, представления и понятия о нормах школьных отношений, непосредственно связанных с изучением и совершенствованием двигательных действий (по отношению к коллективу класса, учебным заданиям и поручениям, к партнерам, соперникам в ходе учебных соревнований, воспитывающих ситуаций, к учетилям, материальным ценностям и т.п.).
- Создавать положительный эмоциональный настрой перед выполнением упражнений и решением ситуаций повышенной трудности.
- Стимулировать преодоление трудностей при выполнении упражнений, связанных с элементами риска. Одобрялись взаимопомощь и поддержка партеров.
- Включать школьников в организованную коллективную деятельность, приучать к работе в коллективе, к взаимоуважению и уважению к общественному активу, к старшим.
Во всех этих формах осуществлялись эмоционально-стимулирующая, воспитательно-образовательная и действенно-контролирующая функции.
Положительно оценивая воспитательную роль физической культуры и спорта, следует, однако, проанализировать и некоторые специфические особенности физкультурно-спортивной деятельности. Речь идет об изучении форм физической культуры, а также видов спорта с точки зрения их влияния на формирование личностных качеств школьников и совершенствование межличностного взаимодействия в школьных коллективах.
В качестве ведущей формы физической культуры, в большей степени влияющей на развитие межличностного взаимодействия и общения, 56% опрошенных школьников выделяют занятия в спортивных секциях. 41% опрошенных основной формой физической культуры, наиболее успешно решающей названные воспитательные задачи, считают учебные занятия. И только 5% предпочли утреннюю физическую зарядку.