Прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.
Наше время - это период бурно развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся), как правило, приносит свои неплохие доходы. В результате появляются люди, склонные к «легкой наживе», выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора.
Установленные законом авторские права иногда (а в нашем государстве довольно часто) нарушаются и нуждаются в защите. Актуальность вопроса защиты авторских прав в наши дни в России сомнений не вызывает.
По данным статистики, честные издатели и авторы, впрочем, как и госбюджет, теряют десятки, если не сотни тысяч долларов, которые уходят в карманы к процветающим воротилам пиратского бизнеса. Обычно нарушителями авторского права выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливающие и распространяющие экземпляры, копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях (указанные копии именуются контрафактными экземплярами).
Вместе с тем к нарушениям авторского права относятся не только «пиратство» и плагиат, но и деятельность, включающая в себя бездоговорное использование объектов авторского права, невыплату вознаграждений и другие нарушения. Мало кто из юристов не признает, что современное правовое регулирование сферы интеллектуальной собственности, в том числе авторских прав, нуждается в качественном совершенствовании, а соответствующая правовая база, несмотря на ее недавнее обновление, далека от совершенства.
Целью моей работы является изучение вопросов квалификации нарушения авторских и смежных прав, которая конкретизируется в постановке и решении задачи определения понятия авторских и смежных прав, а также в уголовно-правовом анализе преступления предусмотренного ст.146 УК РФ.
Объектом исследования являются преступная деятельность в сфере нарушений авторских и смежных прав. Предметом исследования являются закономерности совершения указанной категории преступлений, а также основанные на познании этих закономерностей особенности квалификации преступлений, посягающих на авторские права.
Глава 1. Понятие авторских и смежных прав
Понятие «авторское право» не определено в международных договорах. Национальное законодательство такие определения иногда устанавливает. Например, в соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» авторское право - это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие «авторское право» не определено, однако признано, что результатом творческой деятельности авторов являются произведения науки, литературы и искусства.
На этом основании можно определить понятие «авторское право» следующим образом.
Авторское право - это установленное законодательством право некоторых лиц на произведения науки, литературы или искусства, созданные творческим трудом этих же или иных лиц.
Существуют и иные определения понятия «авторское право», однако главным в любом определении являются три элемента:[1]
1) произведения науки, литературы и искусства признаются охраняемыми при некоторых условиях;
2) автору предоставляются личные неимущественные права на созданное им произведение;
3) автору или иным лицам предоставляются исключительные имущественные права на использование созданного автором произведения.
Термин «авторское право понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства; б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:
а) принцип свободы творчества (ст. 44 Конституции РФ);
б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;
в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;
г) принцип свободы авторского договора.
Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.
Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров об отчуждении исключительных прав на охраняемые авторским правом произведения и лицензионных договоров. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования.
В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений, как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).
Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит отчуждение определенных авторских правомочий (исключительного права на использование и распоряжение произведением, а также права на использование произведения по лицензионному договору) от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемых договоров[2].
В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, членом которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами.
Однако, кроме норм авторского права, при заключении конкретных договоров об отчуждении исключительного права и договоров на использование произведений (лицензионных договоров) большое значение имеют, как уже отмечалось, как общие нормы главы 69 ГК, так и общие нормы обязательственного (гражданского) права (раздел III ГК «Общая часть обязательственного права). Так, все отношения сторон, которые прямо не предусмотрены договором, регулируются нормами того обязательственного права, которое будет применяться к договору (то есть либо право России, либо страны проживания контрагента). Вопрос об этом стороны могут решить путем определенной записи в договоре. Если такой записи нет, то могут применяться так называемые коллизионные нормы, то есть нормы, позволяющие определить, право какой страны должно применяться в подобных случаях.
Термин «авторское право» не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права c на титульном листе изделия.
Гражданин признается субъектом авторского права с момента создания произведения в какой-либо объективной форме. Это значит, что для признания авторского права за кем-либо не требуется соблюдения каких-либо формальностей (таких как депонирование экземпляра произведения, регистрация произведения в специальном органе, уплата сборов и т.д.).
В ст. 1300 вводится понятие «информация об авторском праве», под которой признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация. Указанная статья направлена на защиту информации об авторском праве. В этой же статье говорится о запретах ее удаления и изменения. Согласно п. 2 ст. 1300 ГК в отношении произведений не допускается:
1) удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;
2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.
По существу она повторяет положения ст. 1271 ГК, посвященной знаку охраны авторского права, однако последнюю можно рассматривать как частный случай ст. 1300 ГК, поскольку она охватывает более широкий спектр идентифицирующей информации. Причем такая информация может быть как широкодоступной форме, так и в закрытом, кодированном виде[3].