Актуальность темы. Современный мир стал свидетелем того, как качественно изменился терроризм. Он перестал быть индивидуальным и стал массовым, а его объектом перестала быть только правящая элита общества, каждый из нас теперь может быть подвергнут атакам террористов. Раньше средствами устрашения были практические показательные убийства конкретных людей, теперь же целью террористов стало общество, а значит, неопределенный и как можно более широкий круг людей.
Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.
Основными задачами в достижении указанных целей являются:
- выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;
- выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности;
- привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- пресечение попыток переноса на территорию России деятельности международных террористических организаций, привлечение к этому процессу потенциала международной антитеррористической коалиции;
- постоянное совершенствование ОГСПТ, поддержание в состоянии готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористических актов и минимизации (ликвидации) их последствий;
- обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств-критической инфраструктуры.
Цель террористов сегодня-масштабные разрушения с максимальным количеством жертв, которые приведут к значительному резонансу в СМИ, спровоцируют напряженность человеческого сообщества, а значит, повлияют на политику государств. Часто динамике развития терроризма способствует глобальная коммуникационная сеть Интернет, с помощью которой террористы обмениваются информацией и устанавливают связь.
Как и многие страны, Россия испытала и испытывает воздействие международного терроризма, который рассматривается в качестве наиболее серьезной угрозы национальной безопасности страны. Проявление и усиление угрозы терроризма в России определяется комплексом внешних факторов, в том числе внутренними конфликтами на территории СНГ и их взаимосвязью с международным терроризмом. Демин Г. И., Киреев М.П., Золотарев П.С. также отмечают, что современный терроризм приобрел форму глобального криминально-политического явления. Его воздействие проявляется на всех континентах, захватывает множество стран, накладывает мощный криминальный отпечаток на мировую политику[1].
В декабре 2012 года международной группой экспертов под эгидой Института экономики и мира (The Institute for Economics and Peace) Сиднейского университета (Австралия) представлен «Глобальный индекс терроризма» (The Global Terrorism Index) и сопровождающий его рейтинг стран мира по уровню терроризма (Приложение А). Индекс (от 0 до 10) измеряет уровень террористической активности в странах мира и показывает, какие из государств и в каких масштабах сталкиваются с террористической угрозой.
Согласно данного исследования Россия одна из стран, где гражданское население не основная цель террористической активности, а 45 % всех атак направлено против полиции или представителей власти. Начиная с 2002 года, количество жертв имеет тенденцию к росту и достигает максимума в 2010 году. Большинство известных террористических атак совершены Чеченскими боевиками и «Имарат Кавказ». Конфликт в Чеченской республике, по мнению авторов, продолжает оставаться основным источником террористического насилия в России.
Социологи посчитали, что Россия вошла в пятёрку стран с самым большим числом смертей в результате террористической деятельности.
Сложность и многогранность терроризма требует подробного изучения уголовно-правового и криминологического аспектов данного явления.
Объем исследований по проблемам борьбы с терроризмом, учитывающих развитие новых потенциально опасных технологий, в отечественной юридической науке до сих пор не был достаточно разработан и требует дальнейшего и более детального изучения.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с проявлениями терроризма, как социально-правового явления.
Предмет исследования - уголовно-правовые и криминологические аспекты практики борьбы с современным терроризмом.
Целью исследования стало изучение теоретических и практических проблем, возникающих в современных условиях борьбы с терроризмом, анализ причин возникновения данных проблем, определение путей их разрешения, а также оценка действующего законодательства по борьбе с терроризмом.
-
Криминологический и международно-правовой аспекты борьбы с терроризмом
1.1 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в России
Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Основания и порядок привлечения к ответственности за терроризм и преступления террористического характера установлены в Уголовном кодексе Российской Федерации, в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и др.
Так, в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся нормы, которые при определенных обстоятельствах могут быть применены в борьбе с крайними проявлениями экстремизма (ст. ст. 208, 210, 212, 214, 239, 280, 282, 354 УК и др.).
Федеральный Закон от 25 июля 1998 г. 130-ФЗ О борьбе с терроризмом как специализированный нормативный акт, регулирующий порядок реализации государственной политики в данной сфере, определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.
Группа федеральных законов дополняет антитеррористическое законодательство Российской Федерации нормами о противодействии отдельным видам преступной деятельности: незаконному обороту оружия, экстремизму и др.
Среди них следует назвать Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. 150-ФЗ Об оружии, регулирующий правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации и направленный на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия
Федеральные законы от 25 июля 2002 г.: 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности[2] и 112-ФЗ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности закрепляют основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливают меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривают осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера
К последним, в частности, относится: вынесение письменного предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; приостановление деятельности общественного (религиозного) объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности, повлекшей за собой причинение вреда личности, обществу, государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете); объявление предостережения руководителям политических партий, общественным (религиозным) объединениям; вынесение предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости распространения экстремистских материалов в случае их распространения через средства массовой информации.
Среди федеральных законов можно назвать нормативные акты, ратифицирующие международно-правовые документы о борьбе с терроризмом. Особенность этих законов состоит в том, что они констатируют факт принятия Россией новых международных обязательств в сфере борьбы с терроризмом.
Для обеспечения неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, совершивших террористические акты, 7 мая 1999 г. Российская Федерация подписала Европейскую Конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., а 7 августа 2000 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон 121-ФЗ О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма.
15 декабря 1997 г. на 52-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, призванная укрепить международное сотрудничество между государствами в разработке и принятии эффективных мер по предупреждению актов терроризма с использованием взрывных устройств и уголовному преследованию виновных в совершении таких деяний.
13 февраля 2001 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон 19-ФЗ О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, что является подтверждением приверженности России курсу на бескомпромиссную борьбу с актами терроризма, развитие международного сотрудничества в этой области.
Учитывая настоятельную необходимость в укреплении международного сотрудничества между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц, 3 апреля 2000 г. Российская Федерация подписала Международную Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1999 г
10 июля 2002 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма».
Подписанная Российской Федерацией 15 июня 2001 года Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб государств-участников в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также регламентирует такие ключевые направления и формы сотрудничества, как обмен информацией, осуществление оперативно-разыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.
10 января 2003 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 3-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».
Среди указов и распоряжений Президента Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом можно выделить:
Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2002 г. 1291 «О компетентном органе Российской Федерации, осуществляющем официальные контакты с Антитеррористическим центром государств-участников Содружества Независимых Государств»;
Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и др.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам борьбы с терроризмом. Это, например:
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 г. N 90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции»;