Особенностью пенсионного законодательства является то, что для правильного решения вопросов по льготному пенсионному обеспечению необходимо обладать не только юридическими знаниями (хорошо ориентироваться в законодательстве), но и технологическими (знать технологию производства, тарификацию работников и т.д.). Практика применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению показывает, что льготная пенсия в большинстве случаев назначается вне зависимости от реальных условий труда на рабочих местах, отсюда до 30% работников, на которых распространяются пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда. Еще больше пенсионеров после назначения им таких пенсий продолжают работать на своих рабочих местах. Это свидетельствует о том, что система льготного пенсионного обеспечения не является в полной мере компенсацией возможной утраты трудоспособности и требует кардинального совершенствования.
Правильное применение законодательства по льготному пенсионному обеспечению зависит, прежде всего, от уровня теоретической и практической подготовки работников предприятий (организаций), органов, занимающихся назначением пенсий, и органов государственной экспертизы условий труда, поэтому вопросы повышения их квалификации, обучения правилам применения Списков на практике должны постоянно находиться в поле зрения этих предприятий и организаций.
Досрочное пенсионное обеспечение одна из важнейших социально-экономических задач, решаемых в Российской Федерации. Важность и значимость этой задачи обусловлены большим количеством граждан России, которых охватывает система досрочного пенсионного обеспечения, значительным объемом финансовых средств, направляемых на финансирование досрочных пенсий, а также чрезвычайно широким спектром условий труда, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Во-первых, досрочные трудовые пенсии по старости устанавливаются в связи с особыми условиями труда, которые характеризуются опасностью, тяжестью, вредностью, интенсивностью, напряженностью. Во-вторых, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено в связи с работой и проживанием в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями. В-третьих, такая пенсия назначается отдельным категориям граждан в связи с медико-биологическими факторами, характеризующими их личность.
С 1 января 2002 г. действует новый Федеральный закон от 17.12.2001 г. 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ.
Досрочная трудовая пенсия по старости предоставляется работникам образования исходя из презумпции утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительных эмоциональных, психических нагрузок на соответствующих работах в определенных учреждениях, т.е. выведена из-под действия общих правил и, по сути, носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
Учитывая особенности включения в стаж на соответствующих видах работ периодов деятельности работников образования, право которых реализуется по условиям, определенным соответствующими нормативными правовыми актами, проблема, связанная с определением их права на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам Федерального закона РФ 173-ФЗ от 17.12.2001 г. О трудовых пенсиях в РФ является одной из самых актуальных, вызывает широкий спектр вопросов и потому относится к достаточно сложной.
Объект исследования: досрочное пенсионное обеспечение работников образования в Российской Федерации.
Предмет исследования: теоретические и практические аспекты правового регулирования досрочного пенсионного обеспечения работников образования.
Цель исследования: комплексный анализ особенностей становления, развития досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации; исследование правоотношений, возникающих в сфере досрочного пенсионного обеспечения; исследование правового положения досрочного пенсионного обеспечения работников образования.
Задачи исследования:
- исследовать историю развития досрочного пенсионного обеспечения в России;
- определить понятие досрочной трудовой пенсии по старости и ее виды;
- проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие досрочное пенсионное обеспечение работников образования;
- исследовать круг лиц - работников образования, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости;
- исследовать условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости работникам образования;
- провести анализ судебной практики по досрочному пенсионному обеспечению работников образования.
Теоретическую основу исследования составляет законодательство России, а также общетеоретические и специальные труды российских отечественных ученых по теории права, истории права, праву пенсионного обеспечения: В.Г. Белякина, Л. Вульфа, В.П. Галаганова, И.В. Гейца, В.А. Долотова, М. Захарова, Э. Тучковой; работы современных российских правоведов, занимающихся разработкой теоретических положений законодательства о досрочном пенсионном обеспечении и практикой в области досрочного назначения трудовых пенсий по старости в РФ: Е. Азаровой, Е.Е. Мачульской, А.С. Назарова, А.Н. Пудова, Т.М. Савицкой, Л.И. Чижик, И.С. Цветковой.
Источниковедческую основу исследования составили законодательные акты и комментарии к ним: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г., Постановления Конституционного Суда РФ, Определения Верховного Суда РФ, Федеральный закон РФ от 17.12.2001 г. 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ, Постановления Правительства РФ, Минтруда РФ, письма Минтруда РФ и Пенсионного Фонда РФ.
В связи с проведением пенсионной реформы и для достижения поставленных перед нею задач - с января 2002 г. вступили в действие федеральные законы, определяющие ход, направление и исполнение этой реформы. Реализация пенсионной реформы стала осуществляться на основании целого пакета федеральных законов и подзаконных актов, которые действуют более пяти лет. Учитывая сложность правового регулирования досрочного пенсионного обеспечения можно отметить, что в правовой литературе тема досрочного пенсионного обеспечения раскрыта недостаточно полно и представлена в основном статьями специалистов и практиков в периодической печати.
Правоприменительная практика до сих пор не устоялась, она не лишена спорных и неоднозначных решений. Суды РФ и Пенсионный Фонд РФ испытывают трудности при разрешении пенсионных вопросов.
Данная работа представляет собой попытку провести комплексное исследование теоретических и практических проблем, связанных с досрочным пенсионным обеспечением работников здравоохранения и образования в Российской Федерации.
- Основные понятия и правовые регулирования назначения досрочной трудовой пенсии педагогических работников.
Пе́нсия - регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые:
- достиглипенсионного возраста (пенсии по старости),
- имеютинвалидность,
- потеряли кормильца.
Досрочная трудовая пенсия – пенсия, которая назначается раньше установленных сроков.
Педагогические работники – люди, профессионально занимающиеся преподавательской и воспитательской работой.
Основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области пенсионного законодательства, является на сегодняшний день Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно данному Закону лица, работающие на основании трудового договора, за которых работодателем в установленном порядке уплачиваются страховые взносы обязательного пенсионного страхования, в т. ч. и педагогические работники, имеют право на получение трудовой пенсии по старости. По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст. 7 Закона). При этом трудовая пенсия назначается при наличии не менее пятилетнего периода работы, в течение которого уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
В целях реализации права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж и Правила исчисления периодов работы. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П право на досрочную трудовую пенсию по старости педагогическим работникам может быть определено с учетом ранее действующих нормативных правовых актов — Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990г. № 340-1, в соответствии с которым могут применяться Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1167.
Основной документ, по которому в настоящее время назначаются трудовые пенсии, в том числе и досрочные трудовые пенсии, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
1.Азарова Е. Пенсионная реформа: хуже не будет? // Хозяйство и право. 2003. 10. С. 3-13.
2.Азарова Е.Г. Кондратьева З.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ О трудовых пенсиях в РФ от 17 декабря 2001 г. 173-ФЗ. М.: Инфра-М-Норма, 2004. 220 с.
3.Азарова Е. Проблемы применения пенсионного законодательства. // Хозяйство и право. 2005. 9. С. 88-97.
4.Азарова Е. Пленум Верховного Суда РФ о разрешении пенсионных споров. // Хозяйство и право. 2006. 4. С. 91-101.
5.Азарова Е. Пенсионный возраст: проблемы повышения. // Хозяйство и право. 2006. 12. С. 69-78.
6.Александров Д.Г. Пенсионная система России: состояние, проблемы, перспективы. СПб.: СПГУ, 2005. 199 с.
7.Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПБ.: Юридический центр Пресс, 2003. 351 с.
8.Белякин В.Г. Льготное пенсионное обеспечение и пенсии за выслугу лет. М.Юридич. литература, 2004. 382 с.
9.Бирюков В. Пенсии в РФ. М.: Приор-издат, 2003. 480 с.
10.Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. М.: Юрист, 2004. 814 с.
11.Валуйсков Н.В., Выголовский Д.С. Пенсионное обеспечение. Шахты: ЮРГУЭС, 2004. 153 с.
12.Воронин Ю. Каким должен быть пенсионный закон? // Хозяйство и право. 2002. 9. С. 14-38.
13.Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2004.
14.Гейц И.В. Пенсионное обеспечение РФ. М.: ДиС, 2004.
- Глинский А. Пенсионная система РФ. Правовое обеспечение реформы. // Закон и право. 2007. 1. С. 79-81.
16.Долотов В.А. Досрочное пенсионное обеспечение в России. Пенза: ПГПУ, 2005. 216 с.
17.Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2006. 608 с.
18.Зверева Н.С. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам. М.: Социздат, 2005. 157 с.
19.Комментарий к новому пенсионному законодательству // Под ред. А.К. Соловьева. М.: Юрайт, 2003. 367.
20.Комментарий к Федеральному Закону РФ О государственных пенсиях в РФ от 17 декабря 2001 г. 173-ФЗ // Под ред. Г.Р. Колоколова, Л.В. Сальникова. М.: Эксмо, 2005. 160 с.
21.Комментарий к Федеральному Закону РФ О государственных пенсиях в РФ от 17 декабря 2001 г. 173-ФЗ // Под ред. Л.И. Чижик. М.: Принт-Ивест, 2005. 352 с.
22.Макаров А.В. Пенсионное законодательство. М.: Эксмо, 2005. 144 с.
23.Мачульская Е.Е. Реформа социального обеспечения и необходимость кодификации законодательства. // Вестник МГУ. Право. 2002. 6. С. 3-18.
24.Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. // М.: Омега-Л, 2006. 150 с.
25.Михеев Н.Ю. Пенсионеры и пенсии. Досрочная трудовая пенсия: вопросы и ответы. // Труд и право. 2005. 2. С. 12-13.
26.Навалихина Р.Ф. Пенсионное обеспечение. М: Академия, 2006. 150 с.
27.Назаров А.С., Савицкая Т.М. Досрочно назначаемые пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам. М.: МЦФЭР, 2005. 176 с.
28.Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечении России. М.: Норма, 2004. 208 с.
29.Нусратуллина Р.Г. Пенсионное право. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2006. 137 с.
30.Пешехонов Ю.В. Пенсионное законодательство РФ. М.: Омега-Л, 2002. 248 с.
31.Право социального обеспечения. // Под ред. А.К. Соловьева, В.В. Курочкиной, Д.А. Никонова. М.: ЮНИТИ, 2005. 319.
32.Пудов А.Н. Некоторые вопросы, связанные с реализацией досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. // Пенсия. 2005. 11. С. 56- 59.
33.Рябикова Г. Государственное регулирование социальной обеспеченности в РФ. // Закон и право. 2006. 2. С.12-14.
34.Савицкая Т.М. Досрочная трудовая пенсия по старости работникам образовательных учреждений. М.: МЦФЭР, 2004. 176 с.
35.Свиридов С.А. Пенсионная система России: проблемы правового регулирования. Воронеж: ВГУ, 2005. 536 с.
36.Соловьев А.А. Педагогические работники. Трудовые отношения. М.: Приор-издат, 2005. 160 с.
37.Удалова А.А. Право социального обеспечения. М.: Омега-Л, 2006. 186 с.
38.Чирков С.А. К вопросу о нестраховых периодах в системе обязательного пенсионного страхования. // Юридический консультант. 2006. 6. С. 7-13.