Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.
Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.
Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.
В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.
С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставлял бы лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания, предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения, для решения вопроса об оставлении ее в силе или изменении их на иную меру пресечения. По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях предлагается также увеличить первоначальный срок содержания обвиняемых под стражей с 2 до 3 месяцев, поскольку в этот срок сегодня включаются 10 суток, в течение которых прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело, и 14 суток - с момента поступления уголовного дела в суд и до принятия судьей решения в порядке ст. 227 УПК РФ.
Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:
- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;
- Следует учитывать и зарубежный опыт например, первоначальный срок расследования во Франции составляет 2 года, в Германии - 12 месяцев;
- реалии правоприменительной практики. Например, сегодня в досудебном производстве на основании указания зам. генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева от 2 сентября 2003 г. N 21/2-11-03 наложено вето на возможность прекращения органами предварительного расследования уголовного дела по основаниям ст. ст. 25 и 28 УПК РФ (их прекращается менее 10 тыс. в год, а в суде по этим же основаниям прекращается ежегодно 250 - 300 тыс. уголовных дел);
- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии УПК РФ о том, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220 УПК РФ) и в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ) не приводить подробный анализ доказательств, направлено было на создание судом необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Однако данные законодательные новации прокуратурой и судом, по сути, были отвергнуты, и законодатель внес соответствующие поправки в ст. ст. 220, 225 УПК РФ.
Решение на законодательном уровне указанных и других проблем досудебного производства должно осуществляться в возможно короткие сроки, но без отступления от требований Конституции РФ и международных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
фНеобходимость изменений предлагаемых в уголовно-процессуальный кодекс, обусловлена тем, что с момента введения его в действие на внесены многочисленные изменения и дополнения, не всегда носящие системный характер, а ряд его положений Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ. Более того, в досудебном производстве не только отдельные нормы, но и ряд процессуальных институтов требуют совершенствования, поскольку в силу забюрократизированной они значительно затрудняют доступ граждан к правосудию, не отражают реального положения дел в борьбе с преступностью и не позволяют государству вырабатывать адекватные меры, а также представляются чрезмерно затратными.
1. Юридическое и фактическое основания административной ответственности
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административными нарушениями. Оно может лишь совершено виновно или невиновно.
Действующее законодательство закрепляет принципы, что индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица несут ответственность) несут ответственность только за виновные действия - административные правонарушения. Что же касается организаций, то они отвечают за ряд административных правонарушений независимо от того, виновны ли они. Субъекты решающие вопросы об их ответственности не обязаны выяснять, доказывать наличие вины. Организации в таких случаях несут ответственность за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Например, в ст. 62 Федерального Закона РФ «об использовании атомной энергией» от 21.11.95 указано: «Организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, в случае нарушения норм и правил в области использования атомной энергии или условий выданных органами государственного регулирования безопасности разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, если этими нарушениями причинен или мог быть причинен вред здоровью физических лиц или окружающей среде, подвергаются штрафу налагаемому в административном порядке органами государственного регулирования безопасности»1. Это называется объективным вмешательством. От ответственности за неисполнение обязанности в таких случаях освобождает только действие непреодолимой силы. Привлечение к административной ответственности за сам факт совершения административного правонарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности, в том числе к лицам, занимающимся ею без образования юридического лица.
В Таможенном Кодексе РФ сказано: «Предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение наложенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло в следствии действий непреодолимой силы» (ч.6 ст.231 ТК РФ). По Таможенному Кодексу РФ ответственность независимо от наличия вины несут не только организации, но и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
По действующему законодательству общее основании привлечения к административной ответственности объектов – административное правонарушение, а коллективных субъектов в ряде случаев – просто административное нарушение.
Административное нарушение может быть виновным, или объективно противоправным. И если к ответственности на основании Таможенного Кодекса РФ привлекается организация, наличие или отсутствие не имеет юридического значения.
Ст. 2.1. КоАП РФ гласит: «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения, или являются: а) антиобщественностью; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяния. Это акт волевого поведения. Он включает в себя два аспекта поведения действия либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (прав охоты, неостановка транспортного средства, но требованию уполномоченного лица ГАИ и т.д.)
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности и т.д.) часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (нарушение правил охраны водных ресурсов).
По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, обществу и государству. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Административное правонарушение – это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемых административными наказаниями. Действующее законодательство не допускает аналогии закона, противоправность является обязательным признаком административного правонарушения. «Лицо, - провозглашено в ст. 1.6. КоАП РФ, - привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как не основаниях и в порядке, установленном законом». Административная ответственность может наступить, если лицо совершило нарушение предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или иного нормативного акта. В США же, администрация не имеет права самостоятельно принудить частное лицо к исполнению приказа, если оно оказывается его выполнять. В американской системе права таким полномочием наделяет исключительно суды.