Введение
Глава 1. Сущность инновационной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
1.1. Понятие и содержание инновационного проекта
1.2. Классификация инновационных проектов
1.3. Управление инновациями
Глава 2. Оценка эффективности инновационной деятельности ОАО «НК «Роснефть»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Описание инновационного проекта по реконструкции ОАО «НК «Роснефть»
2.3. Финансовый план
2.4. Обоснование экономической эффективности инноваций на стадиях жизненного цикла проекта
2.5. Анализ чувствительности проекта
Заключение
Литература
Актуальность темы обусловлена тем, что к настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых и новых индустриальных странах методологией инновационной деятельности. В отечественной практике эта концепция нашла отражение в применении программно-целевых программ.
Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.[1]
Проблема осуществления инноваций (коммерциализации изобретений, новых явлений, новый обычаев, порядков, методов) носит на сегодняшний день глобальный характер.
Представление результатов инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынке может происходить путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий
В данной работе предметом исследования станет инновационная деятельность и проведение инновационных проектов на уровне деятельности хозяйствующего субъекта. А в качестве объекта исследования будет выступать такая известная организация в области добычи и производства нефтепродуктов - ОАО «НК «Роснефть».
Целью работы является инновационная деятельность и оценка её эффективности, реализуемая на ОАО «НК «Роснефть».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность инновационного проекта;
- определить методы оценки эффективности инновационных проектов;
- обосновать инновационную стратегию развития компании ОАО «НК «Роснефть»;
- провести разработку и оценку экономической эффективности реального инновационного проекта.
Информационной основой работы стали статистические и аналитические данные об инновационном проекте, реализуемого на предприятии в отрасли нефтепродуктов.
Выполнение выше перечисленных аспектов позволит в полной мере раскрыть тематику работы и получить знания в инновационной области деятельности предприятия.
Глава 1. Сущность инновационной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
1.1. Понятие и содержание инновационного проекта
Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.[2]
Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в нескольких аспектах:
- как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей;
- как процесс осуществления инновационной деятельности;
- как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти
мероприятия.
Эти три аспекта подчеркивают значение инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью. Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.
К основным элементам инновационного проекта относятся:
- сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
- организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
- основные показатели проекта, в том числе показатели, характеризующие его эффективность.[3]
Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ - для реализации задач отдельных направлений (заданий, разделов) программы и самостоятельно - для решения конкретной проблемы на приоритетных направлениях развития науки и техники. Для реализации инновационных проектов существенное значение имеет их финансовое обоснование или инвестирование.
Наряду с понятием «проект» существует и такое, как «инновационная программа». Эти понятия неразрывно взаимосвязаны между собой. Хотя программа - это как бы одна из форм проекта, а программирование (формирование программы) - одна из стадий жизненного цикла проектов, их свойства существенно разнятся, программа приобретает дополнительный ряд новых свойств.
Инновационная программа, являющаяся сложной комбинацией проектов (мультипроекты и мегапроекты), как объект управления сильно отличается от отдельного проекта или совокупности слабо связанных между собой проектов, выполняемых организацией и ее соисполнителями. Сформировать и реализовать программу в силах только крупное объединение организаций, например, ФПГ, консорциум крупных корпораций, регион или мегаполис, федеральные органы и т.д. Существует много примеров формирования и реализации инновационных программ. В отечественной практике широко известны космические, авиационные, военно-технические и другие программы.
Инновационный проект ориентирован на разработку определенного рынка, а также на конкретного потребителя. Главным действием для преуспевания фирмы на рынке являются постоянные разработки нововведений, которые связаны как с сокращением жизненного цикла товаров и изменения спроса потребителей, так и с обострением конкуренции, в частности, разработкой новых видов изделий и услуг, а также других действий конкурирующих фирм.
При разработке инновационных проектов нужно учитывать, что современные инновационные проекты, как правило, требуют значительных инвестиций, которые не всегда имеются. Поэтому вопрос об инвестициях является наиболее трудно решаемой проблемой, так как требуется доказать необходимость, выгодность и эффективность данного проекта. Главным в этом случае является выбор источника финансирования, его объем, уровень платы по времени и т.д. В этом случае требуется доказать своему инвестору суть своего проекта, продемонстрировать преимущества партнерства и, самое главное, доходы, которые они получат, как минимальные, так и максимальные. Все эти показатели следует соответствующим образом оформлять, чтобы убедить инвесторов вложить свой капитал.
Инновационный проект должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы смогли получить полное представление о предполагаемой программе и понять ее цели. Состав и степень детализации инновационного проекта зависят от размеров будущей программы и сферы, к которой она относится. Например, если предполагается наладить производство какой-либо продукции или внедрение технологических инноваций, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого конечного продукта инновационной программы и сложностью рынка этого продукта. Состав инновационного проекта также
зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив использования результатов программы.
Основными разделами инновационного проекта являются (вариант):
- Общий обзор (главная цель и суть предлагаемого инновационного проекта, предлагаемый вид инноваций, реальные выгоды от реализации проекта, виды и величины затрат на реализацию проекта);
- Характеристика товаров или услуг (описание предлагаемых товаров и услуг, область их использования, степень новизны и патентной защищенности, особенности дизайна, основные технико-экономические и потребительские характеристики товаров и услуг, их изображение на рисунках, преимущества товаров и услуг, сертификация и т.д.);
- Рынки сбыта товаров и услуг (тип рынка сбыта, перспективные рынки их местоположение и характеристика, прогнозируемые доли фирмы на этих рынках, характеристика потенциальных потребителей, факторы, определяющие спрос на новые товары и услуги, потенциальные объемы их продаж и т.д.);
- Конкурентоспособность товаров и услуг (краткая характеристика фирм-конкурентов, конкурентные преимущества нового товара или услуги по сравнению с аналогичным у фирм-конкурентов, конкурентные стратегии фирмы, используемые для защиты конкурентоспособности товара и услуг и т.д.);
- План маркетинга (цели и стратегии маркетинга осуществляемого проекта, ценообразование для товаров и услуг, предлагаемых фирмой в результате осуществления проекта, стратегия продвижения и сбыта товара или услуг, методы стимулирования сбыта товара или услуг, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения предлагаемых товаров или услуг, бюджет маркетинга и т.д.);
- План производства (месторасположение производства новых товаров относительно рынка, поставщиков, доступности рабочей силы, транспортных дорог и т.д., производственные площади, мощности и возможности их расширения, источники и потребность в материально-технических, людских и иных ресурсах, их доступность, возможности производственной кооперации, применяемые технологии, объем и издержки производства, сроки по налаживанию производства и расширению выпуска товара, экологичность производства и т.д.);
- Организационный план (организационная структура, потребность в персонале, специалистах, формы их привлечения к труду, необходимые уровни зарплаты по профессиям, система стимулирования труда, система профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, сведения об административно-управленческом персонале, руководящим реализацией проекта и т.д.);
[1] Барютин Л.С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика./Л.С. Барютин. 2011. - 49с.
[2] Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент./ Мухамедьяров А.М., - М.: Инфра-М – 2011.- 27с.
[3] Переверзев М.П. Менеджмент. Учебник/ Переверзев М.П., - М.: Инфра-М – 2011г. – 188с.