Введение
Глава 1 Основные особенности государственного регулирования иНновационной сферы
1.1 Методы, инструменты и направления государственного регулирования инновационной сферы
1.2 Правовые и организационные основы воздействия государства на инновационную сферу
1.3 Стимулирование государством инновационной сферы. Функции государства в регулировании инновационной сферы
Глава 2 Роль государства в инновационной сфере в современном мире
2.1 Опыт государственного регулирования инновационной сферы в зарубежных странах
2.2 Государственная поддержка инновационной сферы в России
Заключение
Список использованных источников
Осуществление крупномасштабных научно-технических проектов в условиях рыночных отношений было и остается за государственным и крупным бизнесом, так как очевидно, что не все разработки, вернее разработки не всех больших проектов возможно осуществить предприятию в одиночку, особенно если это радикальные разработки в сфере промышленного производства. Чтобы осуществить такие работы необходимы, во-первых, колоссальные финансовые затраты, а также определенные условия организации и управления разработками, которыми отдельно каждая фирма и предприятие не обладают. Поэтому именно государственные (федеральные) фонды, институты берут на себя такую работу.
Государство одновременно определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.
В настоящее время инновационная сфера стала приоритетным направлением развития российской экономики, о чем неоднократно упоминал президент РФ В. В. Путин и премьер-министр РФ Д. А. Медведев. Несколько лет назад стартовал проект Сколково, поэтому рассмотрение данной темы является актуальным в настоящее время.
При написании работы мы использовали монографии и учебные пособия по инновационному менеджменту Мухамедьярова, Хотяшевой О. М. и др. При анализе современной ситуации были использованы статьи Е. Каблова, Ю. Юдинцева, Е. Б. Балашова и др.
Цель данной работы – изучить роль государства в инновационной сфере.
Задачи:
– рассмотреть методы, инструменты и направления государственного регулирования инновационной сферы;
– изучить правовые и организационные основы воздействия государства на инновационную сферу;
– определить методы государственного стимулирования инновационной деятельности;
– выявить особенности государственного влияния на инновационную деятельность за рубежом;
– проанализировать особенности государственной поддержки инновационной сферы в России.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Основные особенности государственного
регулирования инНовационной сферы
1.1 Методы, инструменты и направления государственного регулирования инновационной сферы
Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.
В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны [4, с.45].
К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела; исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций; уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам – потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
Ускоренная амортизация также является косвенным методом государственного финансового воздействия на инновационную деятельность товаропроизводителей. Обычная практика состоит в вычитании издержек на амортизацию изношенного и устаревшего оборудования из налогооблагаемой прибыли.
Предоставляя фирме, инвестирующей в новые технологии и продукты, право на ускоренную амортизацию, государство значительно завышает нормы амортизационных отчислений и соответственно снижает размеры налогооблагаемой прибыли. В различных странах в законодательстве специально оговорены нормы и сроки списания амортизационных расходов для компаний, внедряющих новые технологии, вводящих в эксплуатацию новое оборудование и разрабатывающих новую продукцию.
Инструментами государственного регулирования являются :
– социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
– государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
– федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
– государственные заказы и современные контрактные системы;
– индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;
– механизм интеграции регуляторов и структур [7, с. 89].
Направления государственного регулирования инновационной сферы:
1) реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;
2) создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся государственной собственностью и не используемых по назначению;