Введение.
Глава 1. Основы бюджетирования.
1.1. Сущность, функции и методы бюджетного процесса.
1.2. Формирование бюджетов, анализ и контроль за их выполнением.
Глава 2. Бюджетирование в торговом предприятии.
2.1. Особенности бюджетного планирования в торговли.
2.2. Составление сводного бюджета в торговой организации.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Обеспечение устойчивого положения организации на рынке в большой степени зависит от наличия эффективной системы управления. При этом стратегия организации должна вырабатываться на основе прогнозов состояния рынков выпускаемой продукции, анализа сильных и слабых его сторон. Реализация такой стратегии организации в большой степени зависит от созданного на предприятии механизма бюджетирования.
Экономически эффективная деятельность организации возможна тогда, когда она имеет четко заданные параметры затрат и результатов. Бюджетирование - это процесс определения таких параметров. Когда параметры заданы, необходим учет и контроль за их исполнением, составляющий основу управленческого учета и анализа.
Бюджет является основой планирования и принятия управленческих решений в организации, оценки всех аспектов ее финансовой состоятельности, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом.
Целью работы является исследование бюджетирования. В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:
- рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетирования;
- показать процесс бюджетирования;
- рассмотреть особенности бюджетирования в торговом предприятии.
Информацией для исследования служит учебно-методическая литература, периодические издания, научные экономические издания научные экономические издания.
Глава 1. Основы бюджетирования
1.1. Сущность, функции и методы бюджетного процесса
Бюджет организации является финансовым планом в стоимостном выражении. Бюджет обеспечивает увязку расходов организации с доходами. Бюджет составляется на определенный период времени, как правило, до одного года.
Бюджетирование позволяет руководству организации с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций. Бюджет может охватывать различные временные периоды. Поэтому, различают стратегические, тактические и операционные бюджеты[1].
Стратегическое бюджетирование, обычно не детализируется и охватывает основные направления развития организации в рамках значительного временного периода. Тактические и операционные бюджеты составляются на более короткий период, чем стратегический бюджет и служат для детализации стратегического бюджета. При этом формируется информация о достижении поставленных целей наиболее эффективным путём.
Система бюджетирования определяет порядок и схему расчётов всех показателей бюджетных форм принятых в компании. Любая компания, которая делает какие-либо финансово-экономические расчёты, обязательно использует определённую финансовую модель.
Финансовая модель – это методика планирования, учёта, контроля и анализа исполнения бюджетов.
Финансовая модель включает в себя в себя систему нормативов и ограничений, управленческий учёт, модель каждого бюджета и модель консолидации каждого бюджета, а также иметь формализованное описание. Финансовая модель бюджетирования используется для составления бюджетов и обеспечения персонала организации информацией для анализа и контроля за исполнением бюджета.
В процессе бюджетирования цели (задачи) системы бюджетирования определяют исходя из целей организации. В зависимости от характера и масштаба деятельности организации определяют: общие, главные, частные цели.
Можно сформулировать следующие общие цели бюджетирования[2]:
- разработка концепции ведения бизнеса (миссии):
- планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
- оптимизация затрат и прибыли предприятия;
- координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
- коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
- мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
- контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
- выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
Исходя из этого, главные цели бюджетирования можно сформулировать следующим образом[3]:
[1] Виталкова А.П., Миллер, Д.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации. - М.: Изд-во “Альфа-Пресс”, 2007. 104 с
[2] Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль. Бюджетирование: шаг за шагом. - СПб.: Питер, 2007. 148 с.
[3] Адамов Н.А., Тилов А.А. Бюджетирование в коммерческой организации: краткое руководство. - СПб.: Питер, 2007. 179 с.