Маркетинг часто относят к «более привлекательным» элементам менеджмента. Однако на самом деле это сложная и приобретающая все более научный характер дисциплина, во многом зависящая от собранных данных и их анализа. Маркетинг достаточно далек от глянцевого мира рекламы и паблик рилейшнз, с которыми его часто путают (хотя они и переплетаются с маркетингом).
Маркетинг является одним из самых важных факторов получения прибыли, и чтобы добиться успеха, менеджеры должны координировать маркетинг со всеми аспектами деятельности компании.
Маркетинг — понятие сложное, динамичное, многоплановое, и это объясняет невозможность в одном универсальном определении дать полную характеристику, адекватную его сущности, принципам и функциям. Выдвинуто уже около 2000 определений, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики.
Американская Strategic Management Group считает, что маркетинг — это система взаимодействия в бизнесе, разработанная для осуществления планирования, установления цен, стимулирования сбыта и распространения товаров и услуг организациям и частным лицам.
Видный американский ученый — маркетолог Ф. Котлер дает следующее определение маркетинга:
Маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров.[1]
Таким образом, главной целью маркетинга является продвижение товара непосредственно к потребителю.
В западных странах маркетинг развит в значительной степени. В том числе, маркетинг активно используется и в менеджменте большинства компаний. Маркетинг служит эффективным инструментом оптимизации процессов управления. В России же можно отметить процесс формирования маркетинговой среды и развития маркетинга в целом. Этим объясняется актуальность детального исследования процесса маркетинга.
Анализируя роль маркетинга в менеджменте, важно уделить внимание анализу важнейших скептических замечаний в его адрес. Важно доказать, что роль маркетинга трансформируется, но его значимость нельзя недооценивать. В целом, важно доказать, что маркетинг остался необходимым компонентом современного бизнеса, хотя и подвергается существенным изменениям.
Кроме того, в современных условиях особую актуальность приобретают проблемы фирменных торговых марок и их создания, использования новых технологий для прогнозирования потребительского поведения и влияния на него, обновления продукта, рыночной сегментации, соотношения маркетинга и стратегии фирмы, а также перспектив роли маркетинга в менеджменте. Именно анализ указанных вопросов станет важнейшей задачей данной работы.
Объектом исследования станет непосредственно маркетинговая деятельность предприятия.
Предметом исследования – роль маркетинга в менеджменте компании.
Глава 1. Общее значение маркетинга в системе менеджмента
Многочисленные опросы менеджеров подтверждают тот факт, что в настоящее время фирмы сталкиваются с огромными изменениями в сфере рынка и в этих условиях переосмысливается маркетинговая функция. Словом, маркетинг не исчезает, хотя и подвергается значительной трансформации.
Есть ли будущее у маркетинга в системе управления на пороге XXI века? Рассмотрим некоторые современные тенденции, свидетельствующие об обратном.
- Торговые марки крупнейших компаний сейчас уже не то, чем были раньше. Формируемые в течение многих лет за счет огромных постоянных расходов на рекламу, они испытывают все возрастающий нажим хотя и не столь знаменитых, по зато более дешевых марок конкурентов, В результате некогда прославленные марки стали менее заметными, другие ищут новые рынки, но это им не всегда удается.
- Количество занятых в подразделениях маркетинга, где когда-то было престижно работать, не просто сократилось: они вообще исчезли из штатного расписания, став жертвой сокращения штатов и реорганизаций. В современных организациях традиционный персонал по маркетингу заменен специалистами, имеющими более четко очерченный круг задач.
- Многие специальные знания в области маркетинга в настоящее время практически не востребованы. Поскольку развитие информационных технологий позволяет менеджерам высшего и среднего уровня непосредственно и оперативно получать свежие данные о рынке, многие традиционные задачи по сбору и анализу подобных материалов и их последующему распространению в организации стали просто не нужны.
Кое-кто может подумать, что дни маркетинга сочтены, однако международное исследование деятельности более 220 менеджеров, проведенное международном школой бизнеса IMD. свидетельствует об обратном.[2]
Полученные данные говорят о том, что маркетинг жив и процветает, хотя и претерпевает серьезные изменения. Эти свидетельства очень убедительны: более 90% респондентов, представляющих разные страны мира и направления бизнеса, ответили, что несмотря на значительные перемены, статус маркетинга стал еще более высоким и маркетинг сильнее, чем прежде, влияет на принимаемые решения.
Почему существуют столь разные точки зрения? Внимательный анализ данных исследования говорит о том. что маркетинговая функция претерпевает трансформацию, цель которой — более эффективное обслуживание компаний но все более динамичной и конкурентной среде. Чтобы лучше понять, как отражаются рыночные перемены на судьбе маркетинга, начнем с разбора выводов респондентов относительно факторов, изменивших характер конкуренции (полное изложение этих выводов дано в журнале Long Range Planning).
Мы подробнее остановимся на причинах усиления конкуренции на рынках, определим новые задачи менеджмента и проблемы, появляющиеся в этой связи, и рассмотрим то, как маркетинг смог пережить колебания рыночной конъюнктуры, повлияв на принятие ключевых решений. Важно ответить на вопрос, почему и сейчас маркетинг остается важной функцией управления, а также рассмотрим качества, которыми должно обладать следующее поколение маркетологов.
Если попытаться передать одним словом сегодняшние ожидания специалистов, им будет термин «перемены». В ходе опроса менеджеров их попросили назвать все текущие изменения, которые, по их мнению, скажутся в будущем на их отраслях и поэтому должны быть в центре внимания руководства.
При перекрестной выборке опрашиваемых менеджеров из разных отраслей бизнеса выявились три основные тенденции, вызывающие наибольшую озабоченность (рис, 1):
- рост ценовой конкуренции;
- усиление конкуренции в целом;
- возрастание роли обслуживания потребителей.
Внимательный их анализ позволяет сделать предположение, что и первую очередь компании сталкиваются с ростом ценовой конкуренции, которая, возможно, является результатом сокращающейся дифференциации товаров, и что менеджеры все настойчивее ищут новые источники конкурентных преимуществ, особенно в сфере обслуживания.
Анализ данных по отраслям показывает, что стремление отыскать эти новые источники особенно заметны в компаниях, обладающих высокими технологиями, и в которых товары традиционно были главным и часто единственным источником преимуществ при продажах. Здесь на первые места в списке проблем выходят рост ценовой конкуренции, возрастание роли обслуживания потребителей и обострение конкурентной борьбы.
Действительно, рост ценовой конкуренции отчетливее наблюдается среди высокотехнологичных компаний, чем между остальными. Для этой группы компаний три указанные тенденции занимают первые места, хотя с ними соседствует, и это не удивительно, проблема быстроты появления новых продуктов. При отсутствии длительного поступления на рынок новых и уникальных товаров менеджеры из отраслей высоких технологий считают, что их компаниям придется научиться действовать в условиях короткого жизненного цикла товаров, быстрого продвижения продукции и соответствующего роста ценовой конкуренции.
Растущие возможности каналов товародвижения волнуют в первую очередь компании, обслуживающие массовых потребителей. Если говорить о возрастающей роли государственного регулирования, то это предмет постоянной заботы предприятий фармацевтической отрасли, которые ставят эту тенденцию на первое место в списке проблем. В сфере обслуживания и предоставления услуг ведущие позиции в этом списке занимают появление новых сегментов рынка и изменение потребительского спроса, а также возрастание роли обслуживания потребителей и усиление общей конкуренции.
Если в большинстве отраслей рост ценовой конкуренции считается важной проблемой, в сфере услуг она не столь остра. Полученные данные позволяют сделать предположение, что по сравнению с производственными отраслями фирмы, действующие в сфере обслуживания и предоставления услуг, меньше озабочены ценами конкурентов и больше — вопросами, касающимися организации своей деятельности.
[1] Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 1995.
[2] Костровский К.М., Современный менеджмент. СПб., 2007. С. 207. См. так же: Маркетинг в России и за рубежом. № 6 2004 г.