Курсовая работа|Экономика предприятия

Повышение конкурентоспособности компании путем диверсификации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 40

Введение

Глава 1. Стратегия диверсификации компании

1.1. Понятие диверсификации

1.2. Мотивы, способствующие диверсификации

1.3. Цели, которые могут быть достигнуты с помощью стратегии диверсификации

Глава 2. Повышение конкурентоспособности туристической компании «-» на основе диверсификации

2.1. Краткая характеристика туристической компании «-»

2.2. Оценка конкурентоспособности компании «-» и изучение возможностей повышения её конкурентности

2.3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности компании с помощью стратегии диверсификации

Заключение

Библиографический список

Приложения

Современная экономическая ситуация в России под влиянием финансового кризиса, распространившегося на производственную сферу, значительно ухудшилась. Рост ВВП России по итогам 2012 г. составил 6%, а в 2013 г. падение ВВП по отношению к 2012 г. по имеющимся прогнозам составит 5,5%. Падение инвестиций в 2013 г. составит 13,5% по сравнению с 2012 г., то есть нужно отметить, что после десяти лет быстрого роста  российская экономика испытывает существенное замедление темпов экономического роста и даже негативную тенденцию темпов отдельных показателей [14, с. 7].

В связи с этим в последнее время на диверсификацию обратили внимание, прежде всего практические работники, в связи с демонополизацией экономики, конверсией военно-промышленного комплекса, созданием предпосылок конкуренции. Все чаще как крупные, так и средние российские предприятия стараются прибегнуть именно к диверсификации деятельности с целью роста компаний и страховки от влияния внешних факторов. Зачастую решения о диверсификации деятельности принимаются интуитивно, не оценивая при этом новые области деятельности ни отдельно, ни в связи с влиянием на основную деятельность компании.

Первые теоретические разработки диверсификации появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее, до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться [18, с. 84].  Существующие теоретические наработки диверсификации, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались прежде всего на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике.

В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен. Существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. Но насколько зарубежные теоретические разработки применимы к нашим условиям, также невозможно определить наверняка. Поэтому, по нашему мнению, эта тема является актуальной, как с практической, так и с теоретической точек зрения.

Целью курсового исследования является изучение целей и мотивов о диверсификации туристической компании «-».

Эта цель достигается путём рассмотрения и решения следующих задач:

1) раскрыть понятие диверсификации;

2) выявить мотивы, способствующие диверсификации;

3) охарактеризовать цели диверсификации;

4) дать краткую характеристику туристической компании «-»;

5) провести оценку конкурентоспособности фирмы «-»;

6) разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе диверсификации в туристической компании «-».

Объектом исследования являются теоретические основы стратегии диверсификации.

В предмет курсового исследования входит механизм формирования стратегии диверсификации туристической компании «-».

Теоретической и методической основой решения поставленных задач послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области стратегического управления, инвестиционного менеджмента, экономической теории. В процессе исследования использовались труды западных авторов в области стратегического управления и разработки стратегии диверсификации компании, отечественных ученых и специалистов по проблемам управления предприятием. Исследование основывалось на принципах системного подхода, классифицирования, обобщения, экономического, логического и сравнительного анализа.

Принципиальное значение для настоящего курсового исследования имеют работы таких авторов, как А.С. Андрианов, Г.Я. Гольдштейн, А.Л. Тупицын, С.В. Дохолян, В.М. Фролов, Е.Э. Манохина и др.

Цель и задачи исследования предопределило структуру настоящей работы, которая логически состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставлял бы лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания, предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения, для решения вопроса об оставлении ее в силе или изменении их на иную меру пресечения. По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях предлагается также увеличить первоначальный срок содержания обвиняемых под стражей с 2 до 3 месяцев, поскольку в этот срок сегодня включаются 10 суток, в течение которых прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело, и 14 суток - с момента поступления уголовного дела в суд и до принятия судьей решения в порядке ст. 227 УПК РФ.

Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:

- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2011 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;

- Следует учитывать и зарубежный опыт например, первоначальный срок расследования во Франции составляет 2 года, в Германии - 12 месяцев;

- реалии правоприменительной практики. Например, сегодня в досудебном производстве на основании указания зам. генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева от 2 сентября 2003 г. N 21/2-11-03 наложено вето на возможность прекращения органами предварительного расследования уголовного дела по основаниям ст. ст. 25 и 28 УПК РФ (их прекращается менее 10 тыс. в год, а в суде по этим же основаниям прекращается ежегодно 250 - 300 тыс. уголовных дел);

- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии УПК РФ о том, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220 УПК РФ) и в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ) не приводить подробный анализ доказательств, направлено было на создание судом необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Однако данные законодательные новации прокуратурой и судом, по сути, были отвергнуты, и законодатель внес соответствующие поправки в ст. ст. 220, 225 УПК РФ.

Решение на законодательном уровне указанных и других проблем досудебного производства должно осуществляться в возможно короткие сроки, но без отступления от требований Конституции РФ и международных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

фНеобходимость изменений предлагаемых в уголовно-процессуальный кодекс, обусловлена тем, что с момента введения его в действие на внесены многочисленные изменения и дополнения, не всегда носящие системный характер, а ряд его положений Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ. Более того, в досудебном производстве не только отдельные нормы, но и ряд процессуальных институтов требуют совершенствования, поскольку в силу забюрократизированной они значительно затрудняют доступ граждан к правосудию, не отражают реального положения дел в борьбе с преступностью и не позволяют государству вырабатывать адекватные меры, а также представляются чрезмерно затратными.

При этом деятельность правоохранительных органов осуществляется в условиях осложнения криминогенной обстановки, обусловленной в числе других причин значительным увеличением количества зарегистрированных сообщений о преступлениях при одновременном сокращении штатной численности сотрудников органов внутренних дел.

С учетом изложенного, в первоочередном порядке требуют изменений нормы, регламентирующие стадию возбуждения уголовного дела; принципиальному пересмотру подлежит институт предъявления обвинения; необходимо введение сокращенного дознания, в первую очередь по преступлениям небольшой тяжести и возможности их перевода в уголовные проступки; требует своего разрешения проблема законодательного урегулирования заключения под стражу лиц, скрывшихся от органов расследования и объявленных в федеральный розыск, и ряд других.

Глава 1. Стратегия диверсификации компании

1.1. Понятие диверсификации

В нашей стране в условиях перехода к рыночным отношениям хозяйственные системы вынуждены взаимодействовать с такими факторами внешней среды, как конкуренция, спрос, предложение, инфляция, обвал рубля и т.д. Внешняя среда постоянно меняется, то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения; не остается без изменения и внутренняя среда хозяйственной системы. Хозяйственные системы вынуждены постоянно приспосабливаться к условиям рынка, гибко выстраивая свое поведение под его потребности.

Экономика России до сентября 2012 г. росла достаточно устойчивыми темпами (См.: приложение 1). По данным Министерства экономического развития РФ, рост ВВП по итогам 2012 г. составил 5,5%. По имеющимся данным темп роста экономики РФ в 2011 г. (в соответствующем периоде 2011 г. – 8,4%) составил 7,5%, а сам период роста, как предполагалось, мог продлиться в течение ближайших трех лет. Тем не менее, российская экономика оказалась в настоящее время в ситуации, характеризующейся стагнацией (спадом производства) и высокой инфляцией. Как говорилось выше, спад ВВП в 2013 году составит примерно 5,5%, при достаточно высоком уровне инфляции – 13-14%, что обусловлено последствиями девальвацией рубля и ростом тарифов естественных монополий [14, с. 10].

Одним из самых широко используемых и наиболее эффективных способов выживания в условиях кризиса является диверсификация деятельности экономических субъектов. В некоторых научных статьях, например В.А. Кретинина, отмечается, что основа для дальнейшего развития российской экономики - техническое перевооружение предприятий, целью которого является внедрение передовых технологий, освоение новой техники и т.д. [12]. Причем масштабы необходимых мероприятий впечатляют, поскольку в целом в промышленности России активная часть фондов изношена на 67%, а в машиностроении, химии и нефтехимии уровень износа превышает 75% [12].

Понятно, каких больших финансовых затрат это потребует. Изыскание этих финансовых ресурсов повлечет огромное напряжение всей экономики России в пространстве и во времени. Поэтому для многих отечественных хозяйственных систем все еще остро стоит вопрос о «выживаемости». Одним из способов успешного выживания хозяйственных систем в конкурентной среде и наращивания ими финансовых средств является диверсификация их деятельности. Сейчас многие хозяйственные системы успешно диверсифицируют свою деятельность, гибко приспосабливаясь к условиям рынка. Приведем основные определения диверсификации, а также ее видов.

Такие авторы, как В.И. Кушлин, А.Н. Фоломьев, А.З. Селезнев, Е.К. Смирницкий определяют диверсификацию (от лат. diversificatio - изменение, разнообразие) как распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.) [13, с. 105].  Следовательно, диверсификацию деятельности хозяйственной системы в данном контексте можно рассматривать как одну из форм реализации инноваций и инвестиций.

В.А. Новиков отмечает, что «диверсификация - инвестирование в различные ценные бумаги или вклад финансов в различные производства с целью уменьшения среднего коммерческого риска, либо маркетинговая стратегия, направленная на расширение сфер деятельности фирмы на рынках новых продуктов, не связанных с основным производством фирмы» [19, с. 176].  

Диверсификация - расширение диапазона экономической деятельности, связанное с проникновением предприятия в другие новые отрасли производства, зачастую, технологически не связанные с основной специализацией этого производства  [20, с. 56].

С экономической точки зрения диверсификация — это одновременное развитие нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства и (или) обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и (или) услуг [9, с. 116].

 Таким образом, диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.

Виды диверсификации зависят от способов ее осуществления. В приложении 2 показаны возможные виды диверсификации [14, с. 11].  Диверсификация может осуществляться путем создания другой отрасли нового производства. В этом случае имеет место реализация инноваций и инвестиций. Можно классифицировать этот тип диверсификации как инновационный. Чаще, однако, приобретаются уже существующие предприятия посредством покупки их акций. На основе диверсификации складываются концерны и конгломераты - крупные полиотраслевые и многофилиальные структуры. В первом случае имеет место концентрическая (связанная) диверсификация - пополнение ассортимента изделиями производимого ранее вида с улучшенными параметрами для сохранения сбыта. Во втором случае имеет место конгломератная (несвязанная) диверсификация - пополнение ассортимента продукции изделиями принципиально нового класса. В состав концернов и конгломератов могут входить различные промышленные и торговые фирмы, научно-исследовательские учреждения, банки, страховые общества и т.д. [1, с. 72].  

Диверсификация производства - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом, видов производства либо расширение ассортимента производимых товаров [25, с. 37]. Развитие процессов диверсификации производства связано со стремлением предприятий упрочить свое положение в конкурентной борьбе, своевременно отреагировать на изменение экономической конъюнктуры.

  1. Андрианов А.С. Диверсификация деятельности хозяйственных систем в конкурентной среде [Текст] / А.С. Андрианова // Вопросы экономики. - 2003. - № 4. – С. 70-74.
  2. Аронов А. М., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития [Текст] - СПб.: Лениздат, 2003. – 234 с.
  3. Брызгалов В.В. Мотивы осуществления стратегии диверсификации [Текст] - МГТУ - кафедра менеджмента webmaster@mstu.edu.ru.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭкономистЪ, 2010. – 670 с.: ил.
  5. Воробьёв А.Д. Технология стратегического управления [Текст] – Киров: Полекс, 2011. – 371 с.
  6. Гальперин И. Туроператор – страховщик. Экзамен на прочность [Текст] / И. Гальперин; записала С. Богданова // Туризм. Практика, проблемы, перспективы. – 2011. - № 4. – С. 12.-15.
  7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент [Текст] - Томск: Скиф, 2003. – 315 с.
  8. Гордеева С.Ю. Курс стратегического менеджмента [Текст] – М.: Бизнес, 2010. – 432 с.
  9. Денисов А.Ю. Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией [Текст] - М.: "Дело и Сервис", 2003. – 422 с.
  10. Дохолян С.В., Дадашева Э.А. Системный подход к организации и управлению производством на предприятиях в условиях рынка [Текст] / С.В. Дохолян, Э.А. Дадашева // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1. – С. 52-56.
  11. Зиновьев В. Н. Менеджмент [Текст]: учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2011. – 376 с.
  12. Кретинин В.А. Основные компоненты и индикаторы экономической устойчивости хозяйственной системы региона [Текст] / В.А. Кретинин // http://www.amr.vladimir.ru/text/kret3.htm
  13. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем [Текст] - М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 341 с.
  14. Манохина Е.Э. Диверсификация производства как форма реализации стратегии промышленного предприятия в условиях кризиса [Текст]. Автореф. дисс. канд. экон. наук – Санкт-Петербарг: С-ОПГУЭ и Ф, 2008. – 32 с.
  15. Манохина Е.Э., Белов А.М. Формирование и реализация целей стратегической диверсификации производства [Текст] / Е.Э. Манохина, А.М. Белов // Экономические науки. - 2012. - № 10. – С. 52-55.
  16. Маркова В.Д. Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент [Текст] - М.: ИНФРА-М, 2009. - 387 с.
  17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.[Текст] - М.: Дело, 2003. – 702 с.
  18. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. [Текст] / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
  19. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов [Текст]: Словарь. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 718 с.
  20. Толковый словарь рыночной экономики [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2003. – 988 с.
  21. Тупицын А.Л. Диверсификация производства [Текст] – Новосибирск: Наука, 2008. – 365 с.
  22. Фролов В.М. Повышение эффективности диверсификации производства [Текст] / В.М. Фролов // Проектирование и исследование технических систем: межвузовский научный сб. - 2009. - № 7. – 296 с.
  23. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О. Нил Д. Стратегическая гибкость [Текст] – СПб: Питер, 2009. – 344 с.
  24. Экономическая теория [Текст]: учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 2003. – 546 с.
  25. Ярченко В.М. Особенности стратегического менеджмента в России [Текст] / В.М. Ярченко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 11. – С. 36-39.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономика предприятия
2013 год 48 стр.
Курсовая Методы и критерии оценки конкурентоспособности
Telesammit
Курсовая работа Экономика предприятия
2018 год 59 стр.
Курсовая Анализ конкурентоспособности фирмы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское