Введение
Глава 1. Сущность и основные принципы судебной системы
1.1 Понятие судебной реформы
1.2 Судебная реформа в Российской Федерации
1.3 Этапы судебной реформы
Глава 2 Судебная реформа на современном этапе
2.1 Цели и задачи реформы судебной системы на современном этапе развития Российской Федерации
2.2 Кадровая политика
2.3 Направление развития судебной системы в РФ
Глава 3 Пути повышения качества правосудия и обеспечения разумных сроков рассмотрения дел в судах
Заключение
Список использованной литературы
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к деятельности судов. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, единство экономического и правового пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.
После того, как в 1991 году появилась и начала реализовываться концепция судебной реформы, эти первые шаги вдохновили тех, кому она была адресована — судьям. С принятием законов «О Конституционном суде РСФСР» и «Об Арбитражном суде» изменилась их сфера деятельности. Действовавшие на то время государственные Арбитражи были по сути административными органами, которые «укрепляли» плановую государственную дисциплину. Теперь же юридические лица получили право оспаривать принятые на первой инстанции решения.
Осуществление мер по повышению качества правосудия, совершенствованию судопроизводства и его постоянной адаптации к потребностям государства и общества является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России. Построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы, определено в качестве одной из главных целей развития судебной реформы.
Актуальность изучения темы «Судебная реформа: направление, эффективность, кадровое обеспечение» основывается на том, что коренное изменение правового устройства российского государства в конце прошлого столетия вызвало создание новой модели государственной власти, основанной на принципе разделения власти с утверждением самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной её ветвей. Эта важнейшая правовая новелла предопределила развитие российского суда как независимой и самостоятельной составляющей государственного механизма.
На данном этапе развития судебной системы в Российской Федерации возникает необходимость говорить о неизбежности реформы системы назначения судей и привлечения их к ответственности.
Вопрос судебной реформы на данный момент широко освещается и в юридической литературе. В соответствии с вышеизложенным, объектом данного исследования будет являться непосредственно судебная реформа. В настоящее время не приходится лишний раз говорить об актуальности исследуемого вопроса. Каждый гражданин РФ с каждым годом становится все грамотнее в этом вопросе, об этом говорится в СМИ, этому учат в учебных заведениях и помимо этого осведомленность в данном вопросе продиктована временем.
Целью исследования является: проведение теоретических и методологических исследований судебной системы РФ и путей ее реформирования.
В соответствии с поставленной целью в работе были выявлены, рассмотрены и решены следующие задачи:
- рассмотреть и исследовать предпосылки к необходимости реформирования судебной системы;
- исследовать проблемы современной судебной системы;
- рассмотреть основные факторы, влияющие на судебную систему;
- рассмотреть пути реформирования судебной системы РФ;
Предметом исследования является: теоретические и методологические подходы к составу и структуре судебной системы РФ.
Глава 1. Сущность и основные принципы судебной системы
1.1 Понятие судебной реформы
Судебная реформа - качественные коренные преобразования всей судебной системы, направленные на утверждение принципов правосудия. Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия — превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти, создания условий для осуществления судами независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и вытекающих из международных договоров РФ[14, стр.78].
Проведение судебной реформы, обеспечивающей справедливость принимаемых судом решений, защита частной собственности, создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции и использовать для разрешения споров российскую судебную систему, борьба с коррупцией определены в качестве основных, требующих скорейшего решения, проблем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Фактически судебная реформа в постсоветской России началась в 1991 году. Ее необходимость и задачи были сформулированы в «Концепции судебной реформы в РСФСР», принятой 24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР. В этом документе содержатся основополагающие принципы процесса реформирования устаревшей судебной системы для приведения ее в соответствие с современными политическими, социальными и экономическими процессами в стране. В июне 1992 года был принят Федеральный закон от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», который стал фактически первым законодательным актом, воплощающим в жизнь положения «Концепции судебной реформы в РСФСР»[18, стр.165]. Впервые законодательно определялся статус судей как представителей третьей власти государства наряду с исполнительной и законодательной властью. Для осуществления судьями объективного и беспристрастного правосудия были декларированы правовые, организационные, материальные и социальные гарантии их независимости. В дальнейшем вышел в свет Указ Президента РФ от 6 июля 1995 года № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». Был принят целый ряд процессуальных кодексов по различным отраслям права, несколько очень важных федеральных законов, введен институт мировых судей. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 года № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» была утверждена Федеральная целевая программа на 2002–2006 годы. 4 августа 2006 года за № 1082-р утверждена распоряжением Правительства РФ концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы. Несмотря на то что за 16 лет был издан ряд официальных документов по этой проблеме, ни один из них не сформулировал ход и этапы проведения судебной реформы четко и системно. «Концепция судебной реформы в РСФСР» 1991 года содержит в себе наиболее революционные положения, но носит скорее декларативный характер. А указанные постановления Правительства РФ регламентируют в основном вопросы финансирования технического переоснащения процесса судопроизводства.
Доступность суда для рядового гражданина в ходе реформы не стала безусловным понятием. Особенно это касается судов общей юрисдикции. В судах определен лишь день приема граждан для подачи заявлений, если быть точнее, то часы приема граждан в здании суда. Вопрос о том, для удобства граждан или самих судей установлено такое ограничение отпадает сам собой. Однако даже в установленные судом часы возможность попасть непосредственно к судье маловероятна. Скорее всего общение состоится в лучшем случае с помощником судьи что в наше время происходит не только в отношении приема, но и самого судебного процесса. И это практикуется во многих судах в силу загруженности судей. Таким образом, с принятием судебной реформы судьи стали недоступнее для граждан, а помощникам судей добавилось работы. Хотя в недалеком прошлом государство пыталось организовать юридические консультации в центрах социальной помощи, привлекая к этому адвокатов и частично оплачивая их работу. Сейчас средства для этого не выделяются, хотя проблема на сегодняшний день вполне решаема.