Введение
Глава 1. Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе
Глава 2. Участие прокурора в рассмотрении гражданских
дел судом первой инстанции
2.1 Предъявление прокурором исковых заявлений в суд.
2.2 Вступление прокурора в процесс для дачи заключения по делу
Глава 3. Участие прокурора в рассмотрении гражданских
дел в суде второй инстанции и в порядке надзора
3.1 Участие прокурора в суде второй инстанции
3.2 Участие прокурора в суде надзорной инстанции
Заключение
Список использованных источников
В судах РФ ежегодно рассматриваются свыше двух миллионов гражданских дел. Около 90% заявленных исков удовлетворяются судами. Это свидетельствует о возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов.
Между тем, органы прокуратуры также принимают активную роль в защите прав и законных интересов граждан. При этом прокуратура не подменяет другие государственные органы, общественные объединения и самих граждан.
Так, в 2004 г. по данным прокуратуры Ульяновской области в интересах граждан прокурорами было предъявлено в суды 9121 иск (заявлений), рассмотрено судами 8752 иска (заявлений), что на 383,8 % больше, чем в 2003 г. Из общего количества рассмотренных заявлений судами удовлетворено 8198 (в 2003 г. – 1793 иска (заявлений), или удовлетворяемость их составила 89,8 % (в 2003 г. – 93,1 %).
В общей сложности по искам прокуроров за 2004 г. судами взыскано 52 722 тыс. руб. (2003 г. – 8201 тыс. руб.).
Кроме того, органами прокуратуры принимается активное участие не только при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции, но и вносятся кассационные представления, удовлетворяемость которых весьма велика. Так в 2004 г. данный показатель составил 82% против 75% в 2003 г.
Таким образом, анализ статистических данных о числе предъявленных прокурором исков, количество которых увеличивается из года в год, свидетельствует, что сфера предъявления прокурорами гражданских исков в защиту граждан постоянно расширяется и неизбежно становиться доминирующей формой реагирования на нарушения законов. Кроме того, прокурор не просто наблюдатель в гражданском процессе, но, реализуя предоставленные ему полномочия, путём принесения кассационных представлений и представлений в порядке надзора, способствует правильному разрешению гражданского дела, что позволяет избежать судебной ошибки.
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в гражданском судопроизводстве является одним из направлений работы прокуратуры страны и рассматривается как важная составная часть прокурорского надзора.
Основанием участия прокурора в гражданском процессе является осуществление им законоохранительной функции, а не надзор за деятельностью судов по осуществлению правосудия. Причём прокурорский надзор заключается не в непосредственном устранении субъектами гражданского процессуального права нарушений закона, а только в постановке самого вопроса перед соответствующими органами, уполномоченными устранить это нарушение по его представлению.
В связи с принятием Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное положение прокурора в гражданском процессе существенно изменилось, изменился и перечень дел, по которым признаётся обязательным участие прокурора.
Подобные новшества обуславливают и повышенный интерес к проблеме участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в суде. До принятия нового ГПК РФ существовали самые различные точки зрения относительно роли и полномочий прокурора в гражданском процессе: от полного исключения прокурора из процесса до ещё большего усиления его положения. Однако никто не предполагал, что в принятом ГПК будут содержаться такие положения, которые с одной стороны и ограничивают прокурора, а с другой стороны – объём работы прокурора увеличится за счёт расширения перечня дел, по которым участие прокурора обязательно.
Что касается литературы по вопросу участия прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде, то следует отметить, что новые публикации в связи с принятием нового ГПК носят в основном теоретический характер и строятся на уровне предположений относительно положения прокурора в процессе. Ранее изданные публикации уже устарели, а судебная практика ещё не сформирована.
Вместе с тем, на данный момент принято достаточно большое количество ведомственных нормативных актов, таких как Информационное письмо Генеральной Прокуратуры РФ от 27.01.2003 №8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие ГПК РФ»; Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 02.12.2003 №51; Постановление пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» п.19, позволяющих прокурору, участвующему в рассмотрении гражданского дела, ориентироваться в новой ситуации. Достаточно много статей в последнее время относительно положения прокурора в гражданском процессе публикуется в журнале «Законность», издаваемом Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Прокурор, участвующий в рассмотрении гражданского дела в суде общей юрисдикции, руководствуется, прежде всего, гражданским процессуальным законодательством, федеральными законами и изданными в их исполнение ведомственными нормативными актами. Важную информацию несут и постановления и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
В настоящей работе проанализирована роль и положение прокурора в гражданском процессе, изменение его положения в связи с принятием нового Гражданского процессуального кодекса, и как эти нововведения законодательства отразятся на законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам.
Глава 1 Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе
1.1 Роль органов прокуратуры при рассмотрении гражданских
дел в суде общей юрисдикции
История развития законодательства о прокуратуре и суде показывает, что прокуратура всегда была связана с гражданским судом. Какие бы изменения, затрагивающие статус прокурора, ни происходили, функция участия прокурора в гражданском судопроизводстве всегда сохранялась. Цель участия прокурора в гражданском процессе всегда носила ярко выраженный публичный характер, поскольку прокурор, участвующий в процессе, является прежде всего представителем государственной власти.
Положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), принятого в конце 2002 г., также подтверждают эти выводы, хотя в значительной степени изменяют полномочия прокурора по сравнению с прежним Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (далее ГПК РСФСР) и дают принципиально новую трактовку института участия прокурора в гражданском судопроизводстве[21,C.6].
Сущность прокуратуры и её отличие от других органов государства в том, что, во-первых, она не имеет ни законодательных, ни административных, ни судебных функций, во-вторых, не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность организаций, за законностью действий которых она осуществляет надзор, и, в-третьих, не подвергает деятельность и акты соответствующих органов государственного управления оценке с точки зрения практической целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы, общественные организации, должностные лица и граждане не допускали нарушения закона.
Исследователи прокуратуры на протяжении многих десятков лет не расходились во мнении о том, что прокуратура представляет собой уникальный элемент в системе российского государственного механизма, который, не вмешиваясь в практическую деятельность тех или иных органов, осуществляет повсеместный надзор за законность их действий. Такого механизма не было и нет в большинстве стран, в том числе и в Западной Европе. Это было и есть отличительная черта России, которую нужно во что бы то ни стало сохранить и развивать[39,C.68].
В России прокуратура, созданная в 1722 г. Петром I, в течение первых почти полутора веков своей истории (до судебных реформ 60-х годов XIX в.), была преимущественно органом надзора за администрацией на местах, а «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность... составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике».
После судебной реформы 1864 г. была пересмотрена сама концепция прокурорской деятельности. Основная ее тяжесть переносится в судопроизводство. В соответствии со ст. 343 Устава гражданского судопроизводства 1864 года прокурор обязан был давать заключения по делам казенного управления; земских учреждений; городских и сельских обществ; лиц, не достигших совершеннолетия; безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных; по вопросам о подсудности и пререканиях о ней; по спорам о подлоге документов, и вообще в тех случаях, когда в гражданском деле выявляются обстоятельства, влекущие возбуждение уголовного дела; по просьбе об устранении судей; но делам брачным и законности рождения; по просьбам о выдаче свидетельства на право бедности. По делам брачным и о законности рождения при отсутствии ответчика (вследствие смерти) прокурор как бы заменял его. Прокурор не имел права обжаловать решение суда, кроме случаев, когда он заменял отсутствующую сторону. При рассмотрении кассационных жалоб (в кассационном департаменте Сената) по всем делам прокурор давал заключения.
После революции составители первого советского ГПК имели указание Ленина наркомюсту Курскому по поводу проекта ГК «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в «частно-правовые отношения», в гражданские дела». Применительно к процессу это означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор. Под воздействием ленинских идей сформировалась и концепция участия прокуратуры в гражданском процессе. В соответствии со ст. 2 ГПК РСФСР 1923 г. прокурор вправе как начать дело, так и вступить в процесс на любой стадии, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс[35,C.10]. Подобная норма была воспроизведена и в ст. 41 ГПК РСФСР 1964 года.
Таким образом, роль органов прокуратуры в советское время сводилась прежде всего к повсеместному надзору за соблюдением законов, в том числе и за деятельностью судов. Полномочия прокурора фактически были ничем не ограничены. На любое решение суда прокурор был вправе принести протест, мог и вступить в дело на любой стадии процесса. Объяснялось подобное положение просто: прокуратура была поставлена над судом. А статья 12 ГПК РСФСР 1964 года «Прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве» гласила: «Надзор за точным и единообразным исполнением законов … в гражданском судопроизводстве осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчинёнными ему Прокурором РСФСР и нижестоящими прокурорами»[3,C.166].
Лишь в 2000 году статья 12 ГПК РСФСР была исключена, что стало развитием и продолжением закреплённого в Конституции РФ принципа независимости судей и подчинении их только Конституции РФ и федеральному закону.
ГПК РФ – третий по счёту кодифицированный законодательный акт Российской Федерации, регулирующий порядок рассмотрения судами гражданских дел. С принятием нового ГПК РФ институт участия прокурора в гражданском процессе претерпел серьёзные изменения.
Ряд учёных, полагавших, что прокурор должен быть исключён из гражданского процесса, аргументировали свою позицию тем, что гражданский процесс основан на равноправии сторон, соответственно, и прокурору в нём нет места.