Введение. Краткий литературный обзор
- Психофизиологический процесс письма
- Профилактика нарушений письменной речи
2.1. Формирование фонетической стороны речи
2.2. Формирование лексико-грамматического строя речи
2.3. Формирование связной речи
Заключение
Список литературы
Актуальность выбранной нами проблемы обусловлена широким прогрессирующим распространением дисграфии в среде младших школьников, что требует комплекса предупредительных мер по предупреждению расстройств при овладении чтением и письмом.
В последнее время среди учащихся начальных классов нарушения письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. Замедленное усвоение навыков письма и чтения отрицательно влияет на весь процесс обучения. Так как обучение всем предметам тесно взаимосвязано, то у этих детей возникают проблемы и в усвоении других предметов. В частности, из-за возникновения затруднения при работе с учебником и в тетрадях учащиеся недостаточно успевают по таким предметам, как математика и природоведение.
В исследованиях разных авторов приводятся довольно высокие показатели распространённости дислексии и дисграфии у детей школьного возраста. К сожалению, среди имеющихся исследований на сегодняшний день существует недостаточное количество работ, которые наиболее полно отразили бы специфические особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Проблеме профилактики нарушений письменной речи посвящены работы ряда учёных (Р.Е. Левиной [23], Л.Н. Ефименковой [14], И.Н.Садовниковой [35], Л.Г.Милостивенко [28], Л.Г. Парамоновой [32] и др.), но в связи со сложностью проблемы некоторые задачи ещё не решены до настоящего времени. На данный момент не существует единой универсальной методики по профилактике нарушений письменной речи.
Учение П.К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И.Н. Сеченов, А.Р. Лурия) и нейропсихологическое учение о речевой деятельности, основанное на положениях Л.С.Выготского[8] и А.Р.Лурия[26] о системном строении высших психических функций. А.Р.Лурия[25] показал, что письмо является сложной функциональной системой, состоящей из многих звеньев. Поражение какого-либо участка головного мозга приводит к специфическим симптомам нарушения речевой деятельности. Данные о мозговой организации речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмах нарушения речевой деятельности.
Учёт сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу.
Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, развитие психических процессов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец).
Основной причиной нарушения письменной речи является нарушение устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя (Р.Е.Левина[23]).
Всё это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
1.Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.,1989.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., 1977.
3.Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.,1964.
4.Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системы языка //Вопросы психологии. 1975 № 5.
5.Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухих произношению. – М., 1960.
6.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.
- Выготский Л.С.Вопросы детской психологии. - М., СПб., 1997.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. т.2
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР. - М., 1959.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
12.Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М., 1987. Автореф. Канд. Дис.
13.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию //Дефектология.1994 №4.
14.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
15.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.
16.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,1982.
17.Кольцова М.М.Ребёнок учится говорить. - М., 1973.
18.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.
19.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975.
20.Ладыженская Т.А. Связная речь //Методика развития речи на уроках русского языка. - М.,1980.
21.Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 1998.
22.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.,2001.
23.Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. - М., 1940.
24.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1999.
25.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.,1950.
26.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2002.
27.Лурия А.Р. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии. – М., 1975.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
29.Мухина В.С. Возрастная психология. - М.,2002.
30.Основы теории и практики логопедии / Под ред.Р.Е.Левиной. М.,1968.
31.Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи от4 до 7 лет. – СПб., 2003.
32.Парамонова Л.Г. Как научить ребёнка правописанию. – М.,1997
33.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина.- М.,1984
34.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958
35.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995.
36.Серебрякова Н.В. Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи// Диагностика нарушения речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2002.
37.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999.
38.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 1999.
39.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. - М., 1993 1.2 ч.
40.Хватцев М.Е. Логопедия. - М, 1959.
41.Шахнорович А.М. Проблемы психолингвистики. – М., 1987.
42.Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией //Патология речи: Уч. Зап. МГПИ. – М.,1971. т.406.
43.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте //Известия АПН РСФСР 1948., вып. № 13.
44.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты //Вопросы психологии. 1956.№5.
45.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте . - М., 1958.