Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует принятия надежных решений и эффективного обмена информацией. Опыт выдающихся менеджеров и практика преуспевающих компаний свидетельствует о том, что эффективное управление невозможно без отлаженных коммуникаций и выбора правильных управленческих решений. Из чего можно сделать вывод о том, что все основные функции управления (планирование, организация, координация, мотивация и контроль) взаимосвязаны необходимостью принятия решений и коммуникациями, т.е. обменом информацией, доведением решений до исполнителей и т.п. Именно поэтому проблематика сущности, действенности и управления процессом коммуникаций, а, следовательно, и правильностью принятия решений занимает в практике менеджера главенствующее место.
Несмотря на существенную роль каждой из связующей функции в управлении организацией основное, базисное значение несет в себе процесс коммуникации. Западные исследователи давно заметили, что современный руководитель от 50 до 90% своего рабочего времени тратит на коммуникации. И что успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% — профессиональными знаниями. Эти показания лишний раз подчеркивают значимость коммуникационных взаимодействий на разных уровнях управления. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом. Именно поэтому проблеме эффективности коммуникаций посвящено большое количество научных публикаций специалистов различных специализаций как отечественного, так и зарубежного происхождения. Труды многих из них, в частности М. Мескона, С. Тейлор, В. Попова, С. Фролова, Т. Андреевой и др., были изучены и проанализированы в данной курсовой работе. Не смотря на научную проработанность понятия и процесса коммуникации, вопросы повышения и усовершенствования коммуникационного процесса и на сегодняшний день не теряют своей актуальности. В своей работе я постаралась рассмотреть и отразить основные направления совершенствования коммуникационных связей в организации, а также барьеры, препятствующие их осуществлению, на примере российских, а также зарубежных компаний. Рассмотрение данных вопросов позволяет дать более полную характеристику роли коммуникаций в организации, а, следовательно, на основе полученных знаний, и приобретение навыков управления коммуникационными связями, которые жизненно необходимы успешному менеджеру.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические подходы к процессу коммуникаций как связующему процессу;
- Выявить основные проблемы коммуникаций в организации в современных условиях;
- Показать возможные пути решения выявленных проблем и направления повышения эффективности коммуникационных связей.
- Характеристика коммуникаций как связующего процесса менеджмента
- Связующие процессы в организации
Процесс управления базируется на постановке и достижении определенных целей, т.е. серии непрерывных, взаимосвязанных действий, которые являются управленческими функциями. Связь данных функций осуществима посредством двух важнейших процессов менеджмента — процессов принятия решений и коммуникации, которые подразумевают обмен информацией, чтобы получить сведения для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Исходя из их функциональной роли в организации коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
Понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для любого менеджера, поскольку необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, что и как прогнозировать, планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно это и составляет основное содержание деятельности руководителя. Решения, принимаемые менеджером при управлении деятельностью организации, принято называть управленческими или организационными. Рассматривая управленческое решение как процесс можно выделить три составных стадии: подготовка решения, принятие решения и реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль над ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.Период времени от обнаружения проблемы до реализации решения, снимающего (разрешающего) проблему, называют управленческим циклом.