ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ SWOT И PEST АНАЛИЗА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1 Сущность стратегии в менеджменте и ее значение. Виды функциональных стратегий
1.2 Особенности проведения SWOT – анализа в компаниях
1.3 Основные приемы проведения PEST – анализа
2 КОМПАНИЯ НОКИА КАК ОБЪЕКТ SWOT-, PEST - АНАЛИЗА
2.1 Общие сведения об организации
2.2 Оценка внешней среды деятельности компании «Нокиа»
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ НОКИА
ЗАКЛЮЧЕНИ
Список используемой литературы
Тема курсовой работы «SWOT и PEST анализ в контексте задач международного менеджмента» является актуальной на современном этапе развития мировой экономики и представляет интерес как для экономистов – теоретиков, так как в работе рассмотрены теоретические аспекты управления стратегическими позициями предприятия, так и для менеджеров, поскольку в работе освещены вопросы проведения стратегического анализа.
Актуальность темы вызвана тем, что современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами, кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
Таким образом, сложность теоретических и практических проблем применения SWOT-, PEST - анализа делает актуальной необходимость создания цельной теории формирования стратегии развития компании.
Целью написания курсовой работы является изучение особенностей применения SWOT-, PEST - анализа на предприятии, функционирующем в сфере мобильной связи.
Для достижения поставленной цели автором разработаны следующие задачи:
- изучить сущность и необходимость применения стратегического менеджмента в рыночных условиях, а именно SWOT-, PEST – анализа;
- рассмотреть методику проведения стратегического анализа рыночных позиций компании на примере «Нокиа»;
- проанализировать эффективность организации стратегического менеджмента на конкретном предприятии;
- разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности стратегического управления предприятия.
Предметом написания дипломной работы является изучение особенностей разработки и выбора стратегии развития предприятия в рыночных условиях.
Объектом изучения служит стратегический анализ рыночных позиций компании «Нокиа».
В работе использованы следующие методы исследования: анализа; синтеза; сравнения; табличный; графический.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ SWOT И PEST АНАЛИЗА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1 Сущность стратегии в менеджменте и ее значение. Виды функциональных стратегий
Термин «стратегическое управление» был введён в обиход на стыке 60-70 гг. ХХ века для того, чтобы обозначить отличие управления на высшем уровне от текущего управления производством. «Стратегия», как понятие, взято из военного искусства как теория и практика подготовки ведения войн. В экономическом смысле стратегия – это генеральный план действия организации, определяющий приоритет стратегических задач, ресурсов и последовательность шагов и стратегических целей. Главной задачей стратегии является перевод организации из настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Любое предприятие придерживается определённой деловой стратегии, которая в свою очередь опирается на стратегии функциональных зон. Функциональные зоны – это сферы деятельности организации, т.е. самостоятельно представленные структурным подразделением, которое специализируется на выполнении определённых функций и обеспечивает эффективную деятельность организации [1, 64].
Термин «функциональная стратегия» относится к управленческому плану действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определённой сферы бизнеса. Стратегия маркетинга компании, например, может представлять собой управленческий план по захвату части рынка в каком-либо виде деятельности. Корпорация нуждается в такой стратегии для каждой основной производственной единицы или части бизнеса: НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т.д.
Функциональная стратегия хоть и является более узкой по сравнению с деловой стратегией, конкретизирует отдельные детали в общем плане развития предприятия за счёт определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса. Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности организации. Кроме этого, значение функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании. Кроме этого, значение функциональной стратегии заключается в создании управленческих ориентиров для достижения намеченных функциональных целей фирмы. Таким образом, функциональная стратегия в производстве представляет собой план производства, содержащий необходимые мероприятия для поддержки деловой стратегии и достижения производственных целей и миссии компании.
Главная ответственность за формирование функциональной стратегии обычно возлагается на руководителей подразделений. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и зачастую обсуждает основные вопросы с главами других подразделений.
Координацию функциональных стратегий лучше осуществлять на стадии обсуждения. Если нескоординированные функциональные стратегии передаются руководству для окончательного одобрения, то обязанность руководителя – определить несоответствие и устранить их [2, 110].
Стратегия маркетинга предполагает разработку комплекса мероприятий и конкретных действий, обеспечивающих достижение и поддержание устойчивого долговременного конкурентного преимущества товарной продукции с помощью разнообразных методов, учитывающих особенности ситуационного характера. Например, следует признать преимущества «чужой», популярной у клиентов торговой марки, и затем выработать стратегию, ориентированную на использование её относительных слабостей. Стратегия маркетинга предполагает разработку и включает:
* обоснование схем распространения товара и организацию их реализации;
* организация пред- и послепродажного обслуживания продукции на благоприятных для клиентов условиях, учитывающих их конкретные интересы и реальные потребности;
* системы гибкого ценообразования с учётом конъюнктурных особенностей и ситуаций на рынках;
* эффективных методов стимулирования продаж, ориентированных на социальные и возрастные особенности и возможности покупателей;
* организация рекламной деятельности и составление для неё бюджета расходов;