Введение
Глава 1. Развитие менеджмента
1.1. Эволюционные преобразования в менеджменте
1.2. Развитие науки о менеджменте в России начала XX века
Глава 2. Революционные изменения менеджмента в эпоху информации
Глава 3. Эффективное применение менеджмента на российском предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды. Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное - научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.
Менеджмент не является лекарством от хозяйственных бед или совокупностью готовых, устоявшихся рецептов на все случаи жизни, как, скажем, поваренная книга. Менеджмент - явление творческое, достаточно быстро преобразующееся в совершенно новые формы и направления. Как только он отстает от реальных потребностей обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям и изменяется. Управленческие решения, эффективные в одной отрасли и в конкретной ситуации, могут оказаться очень опасными для других отраслей и ситуаций. Многовариантность решений и ходов управления, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой ситуации составляют основу менеджмента. Поэтому упор в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным.
Цель курсовой работы – изучить особенности развития и современного состояния менеджмента в России.
Задачи:
- Рассмотреть основные этапы формирования менеджмента в России,
- Изучить функции, особенности и принципы менеджмента,
- Проанализировать проблемы и перспективы развития менеджмента на современном этапе в России,
- Выявить роль менеджмента на современном предприятии и особенности его применения.
Объект исследования – менеджмент, предмет – основные проблемы и пути развития менеджмента в России.
Глава 1. Развитие менеджмента
1.1. Эволюционные преобразования в менеджменте
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как и организации.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:[1]
- Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
- Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
- В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
- Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Обобщение и систематизация опыта управления является необходимым условием развития управления как научной дисциплины и совершенствования практики управления. Такие попытки предпринимались неоднократно начиная с XIX века.
Основоположником научной школы управления по праву считается Ф.Тейлор. Его система организации труда и управленческих отношений стала революционным событием в сфере производства. Основные положения данного подхода:
- детальное изучение процессов человеческой деятельности на производстве;
- оптимизация и интенсификация человеческой деятельности;
- установление точных и объективных расценок для оплаты труда, что должно обеспечивать «дружественные» отношения между рабочими и хозяевами;
- наличие узкой и жесткой специализации, максимального разделения труда;
- полное игнорирование творческих, духовных и интеллектуальных запросов рабочих; рабочий является достаточно простым «механизмом», реагирующим на заработную плату;
- наличие методов стимулирования, основанных исключительно на материальном поощрении, в частности систем сдельной оплаты труда.
Концепция Ф.Тейлора наряду с существенным повышением производительности труда привела к существенным осложнениям в управлении, которые к 30-м годам двадцатого столетия проявились явным образом.
В противовес тейлоризму возникла и начала развиваться концепция «человеческих отношений». Основные идеи последней были высказаны М. Фоллетом и затем развиты социологом Э.Мэйо в 30-е годы двадцатого века.
Основные положения данного подхода:
- основное внимание следует уделять созданию оптимальных условий труда для работников;
- производственная организация есть трудовая община, где наличие социальной гармонии и благоприятной рабочей атмосферы является самодостаточным условием получения хороших результатов;
- наличие проектов «целевого» менеджмента, группового обучения и рабочих совещаний, других форм привлечения сотрудников к управлению организацией.
Дальнейшее развитие эти подходы получили в модели «новая деловитость» Э. Макгрегора и А. Маслоу. В данной модели определяющей является активизация человеческого фактора, предложенная профессором Мичиганского университета Макгрегором. Им рассматривались две теории мотивации. Первая - «теория X» - это положения, которые вытекали из теории Ф.Тейлора, в которой полагалось следующее:
- человек ленив и старается избегать работы;
- людей нужно принуждать к труду;
- люди хотят, чтобы ими руководили и не хотят ответственности;
- люди не любят перемен и им нельзя доверять.
Согласно точке зрения Макгрегора в «теории X» внимание акцентируется на следующих положениях: тактике контроля; процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать; функции контроля; применении поощрения и наказания.
По мнению Макгрегора, люди совсем не таковы от природы. В противоположность тейлоризму он предложил «теорию У», которая подразумевает следующее: нормальный человек желает трудиться; человек ищет в труде удовлетворение своих потребностей в саморазвитии и самовыражении и не нуждается в мерах принуждения, основанных на страхе; человеку следует создавать на производстве такие условия, чтобы он брал на себя ответственность, сознательно организовывал свой труд, осуществлял самоконтроль и самоуправление трудом.
А. Маслоу разработал и обосновал иерархическую систему потребностей индивида, разделив их по уровням на пять групп: физиологические и материальные; потребность в защищенности (безопасности); потребность в социальной принадлежности; потребность в признании и уважении со стороны членов коллектива, а также в самоуважении; потребность в самореализации и творчестве.
Суть Концепции «управления на основе участия» Р.Лаикерта заключается в передаче значительной доли функций по контролю и управлению производственными процессами непосредственному исполнителю, рабочему. Основным положением данной концепции является стимулирование и развитие у работников следующих чувств и способностей: чувства ответственности; чувства инициативности; способности к самооценке и самоконтролю; способности к изучению и рационализированию производственных процессов.
[1] Менеджмент. / под общ. ред. Проф. Переверзева М.П. – М, ИНФРА-М, 2002. С.112.