Курсовая работа|Менеджмент

Курсовая Эволюционные и революционные этапы в развитии теории и практики управления

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 32

Введение

Глава 1. Развитие менеджмента

1.1. Эволюционные преобразования в менеджменте

1.2. Развитие науки о менеджменте в России начала XX века

Глава 2.  Революционные изменения менеджмента в эпоху информации

Глава 3. Эффективное применение менеджмента на российском предприятии

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность темы. Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды. Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное - научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.

Менеджмент не является лекарством от хозяйственных бед или совокупностью готовых, устоявшихся рецептов на все случаи жизни, как, скажем, поваренная книга. Менеджмент - явление творческое, достаточно быстро преобразующееся в совершенно новые формы и направления. Как только он отстает от реальных потребностей обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям и изменяется. Управленческие решения, эффективные в одной отрасли и в конкретной ситуации, могут оказаться очень опасными для других отраслей и ситуаций. Многовариантность решений и ходов управления, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой ситуации составляют основу менеджмента. Поэтому упор в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным.

Цель курсовой работы – изучить особенности развития и современного состояния менеджмента в России.

Задачи:

  • Рассмотреть основные этапы формирования менеджмента в России,
  • Изучить функции, особенности и принципы менеджмента,
  • Проанализировать проблемы и перспективы развития менеджмента на современном этапе в России,
  • Выявить роль менеджмента на современном предприятии и особенности его применения.

Объект исследования – менеджмент, предмет – основные проблемы и пути развития менеджмента в России.

 

Глава 1. Развитие менеджмента  

1.1. Эволюционные преобразования в менеджменте

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как и организации.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:[1]

      - Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

          - Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

- В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

- Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Обобщение и систематизация опыта управления является необходимым условием развития управления как научной дисциплины и совершенствования практики управления. Такие попытки предпринимались неоднократно начиная с XIX века.

Основоположником научной школы управления по праву считается Ф.Тейлор. Его система организации труда и управленческих отношений стала революционным событием в сфере производства. Основные положения данного подхода:

- детальное изучение процессов человеческой деятельности на производстве;

- оптимизация и интенсификация человеческой деятельности;

- установление точных и объективных расценок для оплаты труда, что должно обеспечивать «дружественные» отношения между рабочими и хозяевами;

- наличие узкой и жесткой специализации, максимального разделения труда;

- полное игнорирование творческих, духовных и интеллектуальных запросов рабочих; рабочий является достаточно простым «механизмом», реагирующим на заработную плату;

- наличие методов стимулирования, основанных исключительно на материальном поощрении, в частности систем сдельной оплаты труда.

Концепция Ф.Тейлора наряду с существенным повышением производительности труда привела к существенным осложнениям в управлении, которые к 30-м годам двадцатого столетия проявились явным образом.

В противовес тейлоризму возникла и начала развиваться концепция «человеческих отношений». Основные идеи последней были высказаны М. Фоллетом и затем развиты социологом Э.Мэйо в 30-е годы двадцатого века.

Основные положения данного подхода:

- основное внимание следует уделять созданию оптимальных условий труда для работников;

- производственная организация есть трудовая община, где наличие социальной гармонии и благоприятной рабочей атмосферы  является самодостаточным      условием получения хороших результатов;

- наличие проектов «целевого» менеджмента, группового обучения и рабочих совещаний, других форм привлечения сотрудников к управлению организацией.

Дальнейшее развитие эти подходы получили в модели «новая деловитость» Э. Макгрегора и А. Маслоу. В данной модели определяющей является активизация человеческого фактора, предложенная профессором Мичиганского университета Макгрегором. Им рассматривались две теории мотивации. Первая - «теория X» - это положения, которые вытекали из теории Ф.Тейлора, в которой полагалось следующее:

- человек ленив и старается избегать работы;

- людей нужно принуждать к труду;

- люди хотят, чтобы ими руководили и не хотят ответственности;

- люди не любят перемен и им нельзя доверять.

Согласно точке  зрения  Макгрегора   в  «теории  X»  внимание акцентируется на следующих положениях: тактике контроля; процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать; функции контроля; применении поощрения и наказания.

По мнению Макгрегора, люди совсем не таковы от природы. В противоположность тейлоризму он предложил «теорию У», которая подразумевает следующее: нормальный человек желает трудиться; человек ищет в труде удовлетворение своих потребностей в саморазвитии и самовыражении и не нуждается в мерах принуждения, основанных на страхе; человеку следует создавать на производстве такие условия, чтобы он брал на себя ответственность, сознательно организовывал свой труд, осуществлял самоконтроль и самоуправление трудом.

А. Маслоу разработал и обосновал иерархическую систему потребностей индивида, разделив их по уровням на пять групп: физиологические и материальные; потребность в защищенности (безопасности); потребность в социальной принадлежности; потребность в признании и уважении со стороны членов коллектива, а также в самоуважении; потребность в самореализации и творчестве.

Суть Концепции «управления на основе участия» Р.Лаикерта заключается в передаче значительной доли функций по контролю и управлению   производственными   процессами   непосредственному исполнителю, рабочему. Основным положением данной концепции является стимулирование и   развитие   у работников следующих чувств и способностей: чувства ответственности; чувства инициативности; способности к самооценке и самоконтролю; способности к изучению и  рационализированию производственных процессов.

[1] Менеджмент. / под общ. ред. Проф. Переверзева М.П. – М, ИНФРА-М, 2002. С.112.

  1. Баринов В. А., Голобокова Г. М., Юл-Бин М. Менеджмент (Учебно-методическое пособие) – М.: Инфра-М, 2006.
  2. Вейл П. Искусство менеджмента./Пер. с англ. – М.: Новости, 1993.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. « Основы менеджмента»: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998г.
  4. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Изд. 2-е. М.,1972. С. 26-27.
  5. Гастев А.К. Социальные установки// У истоков НОТ: забытые дискуссии и нереализованные идеи. Л., 1990. С.103.
  6. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Изд. 2-е. М.,1972. С. 96-105, 113.
  7. Гвишиани Д. М. Организация и управление. – М., 1972.
  8. Голосенко И.А. Идеи Ф. Тейлора в дореволюционной России//Социол. Исследования.1991.№10
  9. Лябах Н.Н., Лябах А.Н. Нетрадиционные страницы менеджмента. – Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 22002. – 208 с.
  10. Керженцев П. М. Принципы организации. Избр. произведения .-М., 1968.
  11. Керженцев П. М Борьба за время .-М., 1965.
  12. Керженцев П. М Организуй самого себя. 5-е изд. -М.-Л., 1927.
  13. Керженцев П. М НОТ. Научная организация труда и задачи партии .-М.-Пг., 1923.
  14. Керженцев П. М Время - НОТ - коммунизм //Время, 1923.- N 1.
  15. Керженцев П. М НОТ в СССР: Тезисы ко 2-й Всесоюзной конференции по НОТ //Время, 1924.- N 3.
  16. Керженцев П. М НОТ на хозяйственном фронте //Время, 1924.- N 4.
  17. Корицкий Э. Б. Развитие науки о менеджменте в России в 1900–1950_е гг.// Российский журнал менеджмента. Том 3, № 1, 2005. С.127–144
  18. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002.
  19. Менеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.
  20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.
  21. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  22. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991.
  23. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента.- М., 1991.
  24. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика, 1992. – 642 с.
  25. Фалько С.Г. Научная школа организации производства в МГТУ им. Н.Э. Баумана: история, современность, перспективы. – В сб.: 70 лет кафедры «Экономика и организация производства». Сборник статей под ред. С.Г.Фалько. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - С.5-16.
  26. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 368 с.
  27. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высш. школа , 2000.
  28. Аганесян И.А. Управление персоналом организации. - М.: Амалфея, 2000. Барков С.А. Управление персоналом. – М.: ЮристЪ, 2001.
  29. Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство//Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 3.
  30. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. – М.: ЮристЪ, 2001.
  31. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс., М., 1995.
  32. Герчикова И. Н., Менеджмент. - М.: Юнити, 2003.
  33. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого состава. - М.: МНИИПУ, 1996.
  34. Грейсон Дж. К., Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. - М.: Велби, 2001. С.115.
  35. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.
  36. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – 5-е изд., М.: Новое знание, 2002.
  37. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека, 1997.
  38. Кохно П.А. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993.
  39. Красовский Ю.Д., Организационное поведение, - М.: 2004.
  40. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – СПб.: ОЛБИС, 1997.
  41. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – СПб.: ОЛБИС, 2003.
  42. Лари Стаут. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Добрая книга, 2006.
  43. Лисько М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2002.
  44. Материалы заседания Отделения экономики РАН Обсуждение доклада академика А.Д. Некипелова "О теоретических основах выбора экономического курса в современной России" (Москва, РАН, 8 июня 2000 г.).
  45. Менеджмент в Россиии на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. - М.: Общественный фонд "Лучшие менеджеры", 2000 г.
  46. Менеджмент. / под общ. ред. Проф. Переверзева М.П. – М, ИНФРА-М, 2002.
  47. Психология менеджмента / Под ред. Г.С.Никифорова - СПб., 2004.
  48. Путеводитель для предпринимателя. //Под ред. Л.А. Давыдовой. – Иркутск, 2005.
  49. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.: ОАО Издательство "Экономика", 1999.
  50. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
  51. Татарникова Е.А. Менеджмент. Управление персоналом. – М.: РИОР, 2005.
  52. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реали­зации стратегии../ А.А. Томпсон, А.Дж.  Стрикленд. Пер. с англ. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2003.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Менеджмент
2015 год 44 стр.
Курсовая Анализ коммуникационных процессов в организации
MrPowerPoint
Курсовая работа Менеджмент
2016 год 49 стр.
Курсовая Инструменты контроллинга в управлении организацией
Telesammit
Курсовая работа Менеджмент
2011 год 27 стр.
Курсовая Разработка инновационного проекта
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское