Введение
Глава 1. Методология осуществления инновационной деятельности
1.1. Понятие и сущность инновационного менеджмента
1.2. Основные этапы НИОКР
1.3. Коммерциализация нового продукта
Глава 2. Стратегия внедрения нового продукта компании «-»
2.1. Краткая характеристика «-»
2.2. Создание и коммерциализация “-”
2.3. Этапы ребрендинга
Заключение
Список использованной литературы
В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.
В настоящее время страны с развитой рыночной экономикой обеспечивают непрерывный и динамичный ее рост преимущественно за счет использования новейших открытий в различных сферах человеческой деятельности, и в первую очередь в производстве товаров и услуг. Сегодня вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.
Динамика современных рыночных отношений подтверждает значительную роль новых продуктов в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ компании. Продуктовые инновации являются и конечным результатом синтеза маркетинговой и инновационной деятельности участников рыночного процесса.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы курсовой работы.
Цель данной работы – проанализировать организацию и деятельность фирмы по разработке новой продукции.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить методологию осуществления инновационной деятельности: рассмотреть понятие и сущность инновационного менеджмента, выявить основные этапы НИОКР, проанализировать особенности коммерциализации нового продукта;
- проанализировать стратегию внедрения нового продукта на примере компании «-».
Для написания работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, данные периодической печати и Интернет-сайтов, посвященные проблемам менеджмента, маркетинга, инноваций.
1.Методология осуществления инновационной деятельности
1.1 Понятие и сущность инновационного менеджмента
Понятие менеджмент широко вошло в современный экономический лексикон и стало аналогом понятия управление. Наряду с общим менеджментом, характерным для любого предприятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности. Это так называемый функциональный менеджмент, который в зависимости от области применения может быть:
- производственный;
- финансовый;
- инвестиционный;
- стратегический;
- инновационный;
- персональный;
- менеджмент систем качества.
Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального, непосредственным объектом которого является разработка и внедрение инноваций во всех сферах общественной жизни.
В современных условиях инновации являются важнейшим элементом повышения эффективности деятельности различных организаций. Внедрение научных достижений и изобретений в организации обеспечивает постоянное обновление и улучшение выпускаемой ею продукции (оказываемых услуг), применяемых технологий.
Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами.
Другими словами, инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.
Понятие «новый продукт» не может быть рассмотрено вне центрального в инновационном менеджменте термина «инновация».
Понятие инновации и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному. Сведем различные взгляды в таблицу[1] (табл.1).
Таблица 1
СПЕЦИАЛИСТЫ, АВТОРЫ РАБОТ ПО ИННОВАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИЙ, КОТОРОГО ОНИ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ
|
Я.Кук и П.Майерс
|
Инновация – это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке.
|
Б. Твисс
|
Инновация – это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание
|
М.Додгсон
|
Инновации включают научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового (или улучшенного) продукта или нового (или улучшенного) производственного процесса, или оборудования.
|
В.Г.Медынский и С.В.Ильдеменов
|
Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
|
Д.Месси, П.Квинтас и Д.Уилд
|
Термин «инновация» используется в двух смыслах. Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы. В этом последнем смысле часто используют термин «инновационный процесс».
|
П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели
|
Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
|
Наиболее существенное различие между разными определениями заключается в том, какого подхода к понятию инновации придерживается автор. Можно выделить основные два подхода, когда:
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
В настоящее время можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия инновации как вполне определенной управленческой категории.
Формированию этого международного стандарта во многом способствовали два документа, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло».
Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно ему:
Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Это позволяет выделить основные свойства (критерии) инновации:
- научно-техническая новизна;
- практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;
- коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.
Как вид деятельности и процесс принятия решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых состоит из ряда этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав этих функций и задач управления зависят от уровня инновационной системы (экономика в целом, отрасль, предприятие, отдельный проект) и условий ее функционирования. Выполнение любой задачи или осуществление отдельной функции инновационного менеджмента связано с принятием соответствующих управленческих решений. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает также распределение задач и определение последовательности их выполнения, а также закрепление за ними конкретных исполнителей.
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент представляет совокупность как теоретических положений общего менеджмента, так и чисто специфических закономерностей, присущих данной сфере деятельности.
И как аппарат управления инновационным процессом инновационный менеджмент предполагает создание соответствующей организации для координации деятельности групп людей для достижения определенных целей. Инновационное предприятие – это разновидность организации, для которой инновация является средством достижения целей. Понятие инновационного менеджмента как аппарата управления инновациями включает в себя:
1) систему управления инновациями, обладающую определенной иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;
2) группу менеджеров-руководителей различных уровней, наделенных определенными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и несущих ответственность за результаты функционирования организации.
Совокупность этих трех аспектов представляет собой целостную систему понятия инновационного менеджмента.