Введение
Глава 1 Экономическая сущность несостоятельности (банкротства) и основы антикризисного финансового управления предприятием
1.1 Понятие несостоятельности и государственного регулирования процедур банкротства
1.2 Причины возникновения банкротства
1.3 Антикризисное финансовое управление предприятием: сущность, задачи, принципы и содержание процесса
1.4 Методика и инструментарий диагностики несостоятельности предприятия
Глава 2 Анализ финансового состояния ОАО «-»
2.1 Общая оценка показателей финансово-экономической деятельности предприятия
2.2 Финансовый анализ предприятия по методике Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Глава 3 Финансовое управление процессами стабилизации предприятия
3.1 Разработка и реализация внешнего плана управления предприятия
3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия
Заключение
Список источников
В течение десятков лет государство проводило экономическую политику отрицания возможности банкротства государственных предприятий в социалистической системе хозяйствования. Однако экономический, политический и социальный кризисы в России изменили такое отношение.
Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена – предприятия, организации, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.
Рыночная реформа, современное состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий в условиях финансового кризиса – антикризисного управления.
В течение последнего десятилетия в силу сложившегося устойчивого кризиса неплатежей большинство российских предприятий легко можно подвести под критерии признания их банкротом.
В данной ситуации актуально встает вопрос о выведения предприятий из кризисного предбанкротного состояния – вопрос антикризисного финансового управления предприятия.
В рамках проблемы финансового кризиса предприятия и его антикризисного управления проводится финансовый анализ предприятия с помощью программы «Финансовый анализ. Версия 3.1», построения экономико-математических моделей и решения их экономико-математическими методами. Это делается с целью определения глубины кризиса, чтобы в дальнейшем оптимально можно было разработать, а потом и реализовать, программу антикризисного управления.
Основная задача работы заключается в том, чтобы показать, что банкротство предприятия – это еще не означает, что оно должно быть ликвидированным. В условиях своевременного и правильного антикризисного управления даже на самой последней стадии банкротства предприятие еще может быть сохранено как самостоятельная финансово-хозяйственная единица, а в дальнейшем, с восстановлением платежеспособности и финансовой устойчивости, стать высоко конкурентным, прибыльным предприятием.
Объектом анализа является ОАО «-». Предметом анализа является бухгалтерская документация данного предприятия.
В ходе анализа предприятия будут использоваться методы диагностики, аналитические методы, динамическое программирование; оценка кредитоспособности по методикам Сбербанка, коммерческих банков; проведение финансового анализа по методике Федеральной службы России по финансовому оздоровлению.
Осуществление в стране рыночных реформ, высокий уровень нестабильности факторов внешней финансовой среды и ряд других причин обусловили интенсивность исследований в области антикризисного управления предприятиями, о чем свидетельствуют многочисленные публикации на эту тему. Вместе с тем, теоретические основы антикризисного финансового управления предприятием сформированы еще недостаточно полно и носят достаточно противоречивый характер в изложении отдельных авторов. Рассмотрим основные из дискуссионных положений, связанных с определением сущности, целей и задач антикризисного финансового управления предприятием.
В большинстве современных отечественных работ антикризисное финансовое управление рассматривается как «система мероприятий, направленных на вывод предприятия из кризисного состояния», то есть на преодоление его финансового кризиса. Такое понимание антикризисного финансового управления представляется недостаточно полным. Действительно, мероприятия по выводу предприятия из финансового кризиса составляют основу антикризисного финансового управления, но далеко не полный объем его функций. К функциям этой системы финансового управления следует относить также разработку превентивных профилактических мероприятий по предупреждению финансового кризиса, а также мероприятий по устранению негативных последствий финансового кризиса. Только в таком понимании антикризисное финансовое управление получает необходимую комплексность.
Большинство авторов видят главную цель антикризисного финансового управления предприятием в предотвращении его банкротства. Нам представляется, что, и эта цель не может служить главным ориентиром этой управляющей системы. Прежде всего, далеко не все формы финансового кризиса генерируют реальную угрозу банкротства предприятия – ряд этих форм создают угрозу снижения доходности, убытков и даже частичного уменьшения рыночной стоимости предприятия, но не его банкротства. Кроме того, банкротство является лишь одним из возможных результатов прекращения функционирования предприятия как юридического лица – не менее ощутимыми негативными последствиями финансового кризиса в этом отношении являются и поглощение предприятия его конкурентами, и разделение предприятия и т. п. Поэтому и предотвращение банкротства предприятия также может рассматриваться лишь как одна из важных задач антикризисного финансового управления. Этим обусловлен выбор темы и ее актуальность.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение теоретической базы вопроса финансовой несостоятельности предприятия, способов ее предотвращения на примере конкретного предприятия – ОАО «-».
Задачи исследования заключаются в следующем:
- рассмотреть экономическую сущность несостоятельности и антикризисного управления предприятием;
- охарактеризовать основные экономические показатели деятельности ОАО «-»;
- проанализировать финансовое состояние предприятия;
- определить мероприятия по финансовому оздоровлению.
Методологической основой написания дипломной работы являются:
- Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» № 218 от 15 апреля 2003 г.;
- Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 года №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»;
- методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неуловлетворительной структуры баланса (Распоряжение от 12 августа 1994 года №31-р)
- труды современных отечественных и зарубежных ученых-экономистов, периодическая литература и издания, статистическая финансовая отчетность.
Глава 1 Экономическая сущность несостоятельности (банкротства) и основы антикризисного финансового управления предприятием
1.1 Понятие несостоятельности и государственного регулирования процедур банкротства
В период рыночных реформ большая часть российских предприятий оказалась в тяжелом экономическом положении. Это связано не только с общей ситуацией в стране, но и со слабостью финансового управления на предприятиях. Отсутствие навыков адекватной оценки собственного финансового состояния, анализа финансовых последствий принимаемых решений поставили многие из них на грань банкротства.
Каждый менеджер знает: худшее, что может случиться с предприятием, - это банкротство. Поэтому, принимая любое решение, руководитель, прежде всего, старается его избежать, а потом только уже соизмеряет возможные прибыли и убытки. Однако, рано или поздно, по вине ли плохой конъюнктуры рынка, кризиса ли ресурсов, неэффективного ли управления, банкротство может случиться с любым предприятием.
В соответствии с законом[1] финансовая несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность предприятия-должника (за исключением казенных) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Основанием для признания предприятия банкротом являются: неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий[2].
- Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
- Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.
- Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.
- Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.
Сущность банкротства заключается в том, что это естественный спутник развития страны, которая движется по рыночным рельсам, что это неотъемлемая часть конкурентной рыночной среды, без банкротства нет конкуренции. Возможность банкротства заставляет предприятия принимать меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышать эффективность и производительность труда[3].
Новый закон 2002 года – "О несостоятельности (банкротстве)", исправляет ряд пробелов закона, принятого в 1998 году. Прежде всего, новая редакция изменяет начало процедуры банкротства. Теперь кредитору придется обращаться в суд с иском о взыскании долга, а не с заявлением о банкротстве, и при этом доказывать, что другие способы для взыскания долга уже исчерпаны. Следовательно, после подачи соответствующего заявления у должника появляется возможность погасить кредит, причем закон предусматривает исполнение обязательств должника третьими лицами. Государство в соответствии с новым законом получает право голоса на всех собраниях кредиторов и встает при конкурсном производстве в общую очередь с конкурсными кредиторами.
При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства[4]:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Механизм финансового оздоровления предприятия в Законе «О несостоятельности» 2002 года используется для лже-банкротств, недружественного захвата предприятия. Должнику дается шанс сохранить бизнес: появилась возможность финансового оздоровления предприятия без банкротства. Это позволит собственнику контролировать ход дела даже в условиях возбуждения дела о финансовой несостоятельности
[1] Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г.
[2] Антикризисное управление предприятием: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Н.А.Зайцева– М.: «Международная академия оценки и консалтинга», 2004. – С. 46.
[3] Комаха А. Антикризисное управление // Финансовый директор. – http://www.kareta.com.ua.
[4] Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.