Курсовая работа|Уголовное право

Исполнение наказания

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 30

Введение 

 

1. Общеправовое значение исполнения наказания   

1.1. Понятие, сущность и значение функции исполнения  уголовных  наказаний 

 

1.2. Политика государства в области исполнения наказания 

 

2. Проблемы исполнения наказания в условиях современной уголовно-исполнительной системы 

 

2.1. Эффективность исполнения наказания в виде лишения свободы

 

2.2. Судебный контроль в стадии исполнения наказания 

 

Заключение

 

Библиографический список 

 

 

Объективная логика развития научных знаний об исполнении наказаний с неизбежностью приводит к тому, что на смену исправительно-трудовом приходит уголовно-исполнительное право. Надо сказать, что теоретические и методологические основы уголовно-исполнительного права на сегодня должным образом еще не разработаны, хотя ученые, которые взяли на себя смелость приступить к исследованию проблем уголовно-исполнительного права, конечно же, свой тернистый путь начали не с нулевой отметки, поскольку некоторые аспекты проблемы исполнения наказаний в той или иной степени уже были предметом исследования в отраслевой литературе исправительно-трудового права.

Именно с позиций последнего ряд сложных теоретических проблем исполнения наказаний ранее изучались Б. С. Утевский, О.Л. Ременсоном, М.О. Стручковым, О.О. Наташевим, И.В. Шмаровым, А.С. Михлиним, Л.В. Багрий-Шахматова, М.П. Мелентьев, П.Г. Пономаревым,
О.И. Зубковым, Ю.М. Ткачевский, В.П. Артамоновым, О.И. Марцев и другими учеными. Однако деятельность органов и учреждений исполнения наказаний по применению правоограничений, свойственных наказанием, нуждается в дальнейшем обработке. Это обусловлено тем, что в уголовно-исполнительном праве

Наукой, исследующей вопросы исполнения наказаний, еще не выработаны теоретически обоснованные рекомендации, направленные на формирование и совершенствование уголовно-исполнительного законодательства. Многие вопросы теории исполнения наказаний продолжают оставаться неисследованными, а некоторые положения уголовно-исполнительного права некритически воспринимаются отдельными исследователями и воспроизводятся с позиций именно этой отрасли права, переходя из одной публикации в другую.

Проведение широкомасштабного исследования сущности исполнения наказаний объясняется рядом причин, а именно:

  1. Необходимостью теоретического обоснования деятельности органов и учреждений исполнения наказаний с учетом социально-экономических и политических изменений, произошедших за последнее десятилетие в России.
  2. Действующее законодательство, регулирующее исполнения наказаний, не обеспечивает достижение целей наказания и решения задач, стоящих перед ним.
  3. Практика исполнения наказаний выдвигает требования устранения недостатков, противоречий и упущений в действующем законодательстве, регулирующем применение принудительных мер.
  4. Изменения в законодательстве, регулирующем исполнения наказаний, должны осуществляться с учетом международных документов, устанавливающих правила обращения с осужденными.
  5. Создание единой отрасли уголовно-исполнительного законодательства должно быть осуществлено на основании общей для выполнения всех наказаний концепции.

Таким образом, настоятельная необходимость фундаментальных научных разработок проблем исполнения всех наказаний и интересы практики вызывают острую необходимость создания общетеоретических основ уголовно-исполнительного правотворчества и уголовно-исполнительной деятельности.

Цель исследования состоит в решении научной проблемы создания в Российской Федерации основ теории уголовно-исполнительного права, которое не только по форме, но и по содержанию должно быть отличным от исправительно-трудового права. Стратегической задачей исследования является создание в России науки уголовно-исполнительного права как отдельной отрасли, выработка доктрины национального уголовно-исполнительного права, основанного на правовом осмыслении категорий, наиболее важных для теории исполнения наказаний.

Прикладные задачи заключаются в следующем, как-то:

- познании объективных закономерностей исполнения наказания, которым подчинена деятельность администрации органов и учреждений исполнения наказаний по осуществлению свойственных принудительным мерам правоограничений;

- решении вопроса о реальных возможностях процесса исполнения наказания;

- установлении истинности и содержания исходных научных идей, концепций, категорий, понятий, методов, призванных обслуживать деятельность органов и учреждений исполнения наказаний;

- обосновании первостепенной значимости уголовно-исполнительной деятельности как основного направления деятельности органов и учреждений исполнения наказаний;

- решении на новой концептуальной основе дискуссионных вопросов реализации правоограничений, свойственных наказанием;

- разработке рекомендаций по совершенствованию нормативных основ исполнения наказаний и практики осуществления казни;

- формулировке определенных в обобщенной форме требований, обращенных к субъектам исполнения и отбывания наказаний, а также к участникам деятельности по исполнению наказаний.

Объектом исследования является уголовно-исполнительная деятельность как юридический процесс. Предметом исследования выступают теоретические и методологические основы, закономерности и объективная характеристика сущности исполнения наказания, а также нормы действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и проекты соответствующих нормативных актов, доктринальные положения в сфере исполнения наказаний.

Методы исследования выбраны с учетом поставленной цели и задач исследования, учитывая объект и предмет исследования. Методологическую основу работы составляют общенаучный, диалектический подход, который позволил определить уголовно-исполнительную деятельность как генеральное направление деятельности органов и учреждений исполнения наказаний, а осуществление наказание признать сущностью исполнения наказаний.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставлял бы лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания, предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения, для решения вопроса об оставлении ее в силе или изменении их на иную меру пресечения. По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях предлагается также увеличить первоначальный срок содержания обвиняемых под стражей с 2 до 3 месяцев, поскольку в этот срок сегодня включаются 10 суток, в течение которых прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело, и 14 суток - с момента поступления уголовного дела в суд и до принятия судьей решения в порядке ст. 227 УПК РФ.

Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:

- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;

С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении под стражу объявленного в федеральный розыск подозреваемого, обвиняемого. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставлял бы лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания, предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения, для решения вопроса об оставлении ее в силе или изменении их на иную меру пресечения. По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях предлагается также увеличить первоначальный срок содержания обвиняемых под стражей с 2 до 3 месяцев, поскольку в этот срок сегодня включаются 10 суток, в течение которых прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело, и 14 суток - с момента поступления уголовного дела в суд и до принятия судьей решения в порядке ст. 227 УПК РФ.

Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:

- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;

- Следует учитывать и зарубежный опыт например, первоначальный срок расследования во Франции составляет 2 года, в Германии - 12 месяцев;

- реалии правоприменительной практики. Например, сегодня в досудебном производстве на основании указания зам. генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева от 2 сентября 2003 г. N 21/2-11-03 наложено вето на возможность прекращения органами предварительного расследования уголовного дела по основаниям ст. ст. 25 и 28 УПК РФ (их прекращается менее 10 тыс. в год, а в суде по этим же основаниям прекращается ежегодно 250 - 300 тыс. уголовных дел);

- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии УПК РФ о том, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220 УПК РФ) и в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ) не приводить подробный анализ доказательств, направлено было на создание судом необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Однако данные законодательные новации прокуратурой и судом, по сути, были отвергнуты, и законодатель внес соответствующие поправки в ст. ст. 220, 225 УПК РФ.

Решение на законодательном уровне указанных и других проблем досудебного производства должно осуществляться в возможно короткие сроки, но без отступления от требований Конституции РФ и международных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Необходимость изменений предлагаемых в уголовно-процессуальный кодекс, обусловлена тем, что с момента введения его в действие на внесены многочисленные изменения и дополнения, не всегда носящие системный характер, а ряд его положений Конституционным Судом РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ. Более того, в досудебном производстве не только отдельные нормы, но и ряд процессуальных институтов требуют совершенствования, поскольку в силу забюрократизированной они значительно затрудняют доступ граждан к правосудию, не отражают реального положения дел в борьбе с преступностью и не позволяют государству вырабатывать адекватные меры, а также представляются чрезмерно затратными.

При этом деятельность правоохранительных органов осуществляется в условиях осложнения криминогенной обстановки, обусловленной в числе других причин значительным увеличением количества зарегистрированных сообщений о преступлениях при одновременном сокращении штатной численности сотрудников органов внутренних дел.

С учетом изложенного, в первоочередном порядке требуют изменений нормы, регламентирующие стадию возбуждения уголовного дела; принципиальному пересмотру подлежит институт предъявления обвинения; необходимо введение сокращенного дознания, в первую очередь по преступлениям небольшой тяжести и возможности их перевода в уголовные проступки; требует своего разрешения проблема законодательного урегулирования заключения под стражу лиц, скрывшихся от органов расследования и объявленных в федеральный розыск, и ряд других.

При этом следует отметить, что в последние годы Генеральная прокуратура РФ, Минюст и МВД России Следственный комитет РФ предлагали разработанные ими соответствующие законопроекты, однако все они были отвергнуты на том или ином этапе их подготовки или даже прохождения в Государственной Думе и Совете Федерации Российской Федерации.

Среди наиболее обсуждаемых проблем - пересмотр процессуального порядка предъявления обвинения. Необходимо признать, что институт привлечения лица в качестве обвиняемого нуждается в переосмыслении, а сами правовые нормы - в существенной реконструкции. Потребность этого обусловливается тем, что на протяжении десятилетий предъявление обвинения являлось правовым основанием (моментом) допуска защитника к участию в уголовном деле. Однако сегодня в соответствии с требованиями ст. ст. 46 и 49 УПК РФ участие защитника в уголовном деле предусмотрено с момента его возбуждения в отношении конкретного лица, а при возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления, подлежащему расследованию в форме дознания, - с момента уведомления лица о наличии в отношении его подозрения в совершении преступления. Кроме того, ст. 49 УПК РФ, значительно расширив перечень оснований участия в уголовном деле защитника, нивелировала, по сути, разницу в правовом статусе подозреваемого (ст. 46 УПК РФ) и обвиняемого (ст. 47 УПК РФ).

Оппоненты данного законопроекта, свои возражения сводят в основном к проблемам обеспечения конституционного права граждан защищаться от предъявленного обвинения.

Однако ими не учитывается ряд обстоятельств. Первое: системный анализ УПК РФ в совокупности с Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 мая 2007 г. N 6-П о том, что "пределы судебного разбирательства должны определяться обвинением, сформулированным в обвинительном заключении (обвинительном акте)", позволяет сделать предположения о возможности исключения из УПК РФ института предъявления обвинения (ст. ст. 171 - 175 УПК РФ) и замены его на уведомление о подозрении в совершении преступления.

Второе: возможность такого решения подтверждена практикой расследования в форме дознания без предъявления обвинения и последующего судебного разбирательства более чем 3,5 млн. уголовных дел за 10 лет действия УПК РФ, чем фактически подтверждена конституционность замены института предъявления обвинения на уведомление о подозрении в совершении преступления.

Третье: в соответствии с решениями Европейского суда по правам человека по делам гр. Деве ёра против Бельгии и гр. Экие против Германии термину "обвинение" должно придаваться содержательное, а не формальное (как в настоящее время по УПК РФ) значение. Понятие "обвинение" может быть определено как официальное уведомление лица компетентным органом государственной власти о наличии предположения о том, что этим лицом совершено уголовно наказуемое правонарушение.

Сокращенная форма дознания. Значительная роль в совершенствовании досудебного производства придается дифференциации дознания как формы предварительного расследования путем введения в первую очередь "сокращенного дознания" по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Предполагается, что расследование по ним будет производиться дознавателем, а также иным должностным лицом органа дознания (полиции) только в отношении конкретного лица, признавшего факт совершения преступления, обстоятельства которого очевидны и не требуют производства всего комплекса следственных действий, и срок дознания предлагается ограничить 7 сутками.

Сокращенное дознание предусматривает ограничение перечня следственных действий допросом подозреваемого и потерпевшего. Проведение экспертизы предусматривается лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 196 УПК РФ, для определения характера и степени вреда, причиненного здоровью. К материалам уголовного дела подлежит приобщению справка о судимости для определения судом вида уголовного наказания и типа исправительного учреждения. По окончании сокращенного дознания и утверждения прокурором обвинительного протокола материалы уголовного дела направляются в суд, где оно подлежит рассмотрению в течение семи суток. Предлагаемый вариант сокращенного дознания в общих чертах имеет определенное сходство с существовавшей в УПК РСФСР протокольной формой досудебной подготовки материалов, по которой ежегодно расследовалось по упрощенной форме с направлением в суд до 350 - 400 тыс. преступлений.

Избрание меры пресечения в отношении лиц, скрывшихся от органов расследования и объявленных в федеральный розыск. Как отмечено выше, требует внесения в УПК РФ принципиальных изменений порядок заключения под стражу подозреваемых, обвиняемых, скрывшихся от следствия и объявленных в федеральный розыск, число которых достигает 100 тыс. Действующие правила избрания меры пресечения, не допускающие заочного вынесения судом решения о заключении под стражу, за исключением обвиняемого, объявленного в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК РФ), соответствуют положениям Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предоставляющим задержанному право предстать перед судом незамедлительно после задержания.

I. Нормативно-правовые акты 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СПС «Консультант+» (режим доступа: 04.03.2011). 2. Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант+» (режим доступа: 04.03.2011). 3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант+» (режим доступа: 04.03.2011). 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант+» (режим доступа: 04.03.2011). 


II. Литература 

  1. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. - М., 1996. – 150 с.

6. Байдаков Г.П. Цель уголовного наказания //  Проблемы  совершенствования функционирования органов и учреждений, исполняющих наказания. - М., 2010. – 200 с.

  1. Березиков С.В. Условия отбывания наказания в исправительном учреждении надо изменить // Законность. - 2009. - № 6. – 230 с.

8. Дуюнов В.К. Наказание в уголовном праве России - принуждение или  кара? // Государство и право. - 2007. - № 11. - С. 11-14.

  1. Жижиленко А.А. Очерки об общем учении о наказании. - М., 2008. – 279 с.
  2. Исправительно-трудовое право. Общая часть: Учебник для слушателей вузов МВД СССР / под ред. М.П. Мелентьева, Н.А. Стручкова, И.В. Шмарова. - Рязань, 1987. – 190 с.
  3. Колоколов Н.А., Давыдов И.А., Павлухин А.Н., Эриашвили Н.Д. Судебный контроль в стадии исполнения уголовного наказания (Колоколов Н.А., Давыдова И.А., Павлухин А.Н., Эриашвили Н.Д. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управлении. - 2008. - № 6. - С. 23-24.

12. Крахмальник Л.Г. Кодификация исправительно-трудового законодательства. - М., 2008. – 190 с.

  1. Кузьмин С.И., Исаков В. Карательная политика должна быть стабильной // Преступление и наказание. - 2008. - № 8. - С. 12-16.

14. Михлин А.С.,  Шмаров  И.В.  Актуальность  разработки  нового  уголовно- исполнительного  законодательства  на  современном  этапе  //  Проблема    уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы. - М., 2010. – 300 с.

  1. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. - 2009. - № 6. - С. 10-14.
  2. Наташев А.Е., Стручков Н.А. Основы теории исправительно-трудового права. - М., 1967. – 340 с.
  3. Николюк В.В. Уголовно-исполнительное судопроизводство в СССР. - Иркутск, 1989. – 350 с.
  4. Никонов В.А. Эффективность   общепредупредительного   воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование). - М.,  Тюмень, 2009. – 145 с.
  5. Новые известия. - 2008. - 22 декабря. - № 234. - С. 5.
  6. Ной И.С. Сущность  и  функции  уголовного  наказания   в   советском государстве. - М., 1984. – 180 с.
  7. Рябинин А.А. Исправительно-трудовое  (уголовно-исполнительное)  право Российской Федерации. - М., 2009. – 280 с.
  8. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблема общей части. - М., 1984. – 178 с.
  9. Уганов С.И. К вопросу о целях наказания // Реализация положений нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний / Под ред. В.И. Селиверстова: Сб. науч. трудов. - М., 2008. – 290 с.
  10. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. А.И. Зубкова. - М., 2007. – 270 с.
  11. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / под общ. ред. Ю.И. Калинина. - Рязань, 2009. – 350 с.
  12. Усс А.Л. Социально-интегративная роль уголовно-исполнительного  права.  - Красноярск, 1993. – 344 с.
  13. Фетисов В.З. Соотношение  кары  и   воспитания   в   исправлении   и перевоспитании несовершеннолетних осужденных молодежного возраста. - СПб., 2010. – 260 с.
  14. Фефелов В.А. Социально-правовые  основы  цивилизации  исправительных учреждений Российской Федерации. – Рязань, 2009. – 167 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2015 год 40 стр.
Курсовая Понятие и цели уголовного наказания
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2017 год 32 стр.
Курсовая Освобождение от наказания
Svetlana
Курсовая работа Уголовное право
2015 год 35 стр.
Курсовая Общие начала назначения наказания

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское