Реферат|Педагогика

Проблемы подготовки юридических кадров в непрофильном вузе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 46

Введение

  1. Анализ комплекса проблем подготовки юридических кадров

    в непрофильном вузе 

  1. Детерминанты совершенствования подготовки юридических кадров в вузе

Выводы

Анализ отечественной научной литературы показывает, что категория «проблемные факторы подготовки юридических кадров» в вузе как  комплекс трудностей объективно-субъективного характера, который испытывают педагоги и студенты в процессе обучения, практически мало исследована в их системных особенностях. Это относится и к публикациям советского периода [19, 3-11; 20, 3-12; 91, 77 и др.], так и к современному этапу анализа исследуемой проблемы [26; 61; 70; 109; 119 и др.].

Вместе с тем, чтобы преодолеть проблемные факторы подготовки юридических кадров необходимо вычленить их структуру и определить, в отношении какой группы причин мы можем использовать те или иные средства. Автора данной работы, в первую очередь, интересуют, как нейтрализовать трудности подготовки юридических кадров в непрофильном вузе педагогическими средствами. Поэтому, помимо изучения литературных источников, для определения исследуемых проблем был проведен опрос 80 экспертов – профессорско-преподавательский состав юридический кафедр Северо-осетинского государственного университета - 19%, металлургического института - 41%, института управления - 20%, Современного гуманитарного университета - 10%. Среди опрошенных с педагогическим стажем более 30 лет – 25%, более 20 лет – 15%, более 10 лет – 60%. Женщин и мужчин было примерно поровну.

 

  1. Анализ комплекса проблем подготовки юридических кадров

                                   в непрофильном вузе 

Как в изученной нами литературе, так и среди опрошенных преобладает мнение, что юридическое образование сегодня преобладающе доступно. Его можно получить в немалом количестве как государственных, так и негосударственных вузов. Профессия престижна; вслед за платежеспособным спросом абитуриентов и их родителей ширятся ряды вузов, дающих заветные корочки "государственного образца" и премудрости будущей профессии большинство студентов постигает на платной основе, пополняющей бюджеты вузов. Вузы, дающие юридическое образование, - вузы не для бедных, и их выпускники намерены остаться в категории небедных навсегда.

В настоящее время так называемое платное высшее образование стало нормой. Его противники, хотя, вероятно, еще и существуют, но не так активны, как это было, например, десять лет назад. Означает ли это, что проблема платного образования отсутствует? На наш взгляд, проблема не только сохранилась, но и где-то обострилась, хотя и приобрела несколько иную форму. Суть этой проблемы можно сформулировать так: «проблема бесплатного юридического образования».

Должно быть, очевидно, для всех, в том числе и для противников платы за обучение, что бесплатного образования нет и быть не может. Вопрос заключается лишь в том, кто и в каких формах платит. При «бесплатном» образовании в России обучение студентов оплачивают государство (т.е. общество) и, в весьма немалой степени, само образовательное учреждение. Для последнего последствия такой системы весьма печальны: вуз расплачивается ветшанием и разрушением технических факторов обучения и деградацией, в крайнем случае, - утратой научных школ. Можно лишь повторить уже сформулированную истину: если государственные юридические вузы и смогли выжить в течение последнего десятилетия, то только благодаря тому, что они сумели в той или иной степени внедрить у себя систему так называемого «платного» образования.

В современных условиях система государственного финансирования имеет довольно «странные» проявления. Например, спрашивается, почему государство оплачивает обучение тех студентов, которые после окончания вуза становятся частными предпринимателями, юридическими консультантами частных коммерческих фирм и т.д.? Вряд ли эту практику следует расценивать как одну из мер, направленных на развитие отечественного предпринимательства. В то же время, су ществующая система входит в противоречие с элементарными требованиями спра-

ведливости. Спрашивается, почему гражданин, никогда не помышлявший поступать в вуз, а более того, поступавший, но не принятый, должен нести на себе дополнительные социальные тяготы, связанные с необходимостью финансирования получения высшего образования его более «счастливым» согражданином? Весьма сомнительно, чтобы эти расходы могли быть отнесены к категории социально необходимых и морально оправданных.

Однако означает ли все сказанное, что мы ратуем за полный переход к платному образованию (понимая под этим отказ от системы государственного финансирования высшего юридического образования)?

Мы вовсе не предлагаем ничего подобного, но полагаем совершенно необходимым проведение ряда мер, направленных на изменение методов и форм государственного участия в подготовке специалистов высшей юридической квалификации.

Сторонникам сохранения, якобы во имя высшей социальной справедливости, системы бесплатного образования, следует напомнить, что «она существовала отнюдь не всегда и даже не на протяжении всей советской истории. Ее появление было вызвано вполне определенными факторами, главным образом, экономического порядка. Следовательно, мы можем говорить об исторически ограниченном и генетически обусловленном действием определенных внешних обстоятельств существовании данной системы: возникли известные обстоятельства – под их воздействием сформировалась соответствующая система; прекратили эти факторы свое действие – система теряет свою генетическую основу и должна быть реформирована» [93, 44-51].

Таким образом, первая группа проблем, обусловленная экономическими причинами, является «общей» для всей системы юридического образования и, на первый взгляд, далека от педагогической «регуляции». По нашему же мнению, а оно совпадает с точкой зрения большинства опрошенных, «фактор платного образования» должен стать определенным воспитательным механизмом, позволяющим стимулировать качество получения обучаемыми знаний по получаемой специальности. Но для этого нужен хорошо продуманный подход, как  к  самому

студенту, так и к тем, кто оплачивает его обучение.

Вторую группу проблемных факторов подготовки юридических кадров                           обусловливает, на наш взгляд, перепроизводство юристов, которое не соответствует потребностям общества, потому что вопрос качества их подготовки - хоть в одном, хоть во многих вузах - остается на втором плане. Всегда проще сократить количество вузов - и тогда уже заняться анализом качества подготовки специалистов и вопросами их трудоустройства. Легализовать сокращение вузов, имеющих право на выпуск юристов, позволит введение новых условий лицензирования и аккредитации вузов. Просто условия эти должны быть соответствующими возможностям отобранных вузов. Ведь качество подготовки юристов в большом количестве вузов контролировать трудно.

Вполне очевидно, что юристам - выпускникам вузов - часто бывает трудно найти работу в силу недостаточной их подготовленности, а в ряды безработных их отбрасывает еще и подступающая конкуренция.

Рассматривая состояние юридического образования, его качество на настоящий момент, можно сказать, что «в указанную группу проблемных факторов входят следующие:

1) изменившиеся социальные потребности и запросы общества относительно юридической профессии юристов;

2) негативные процессы в общем образовании и культуре, разрушение средней школы и связанное с ними изменение «качественного состава» абитуриентов, поступающих в юридические вузы;

3) расширение критериев отбора абитуриентов с интеграцией рыночных отношений в систему образования, в том числе и с введением государственного заказа бюджетного финансирования;

4) безосновательно чрезмерное увеличение числа вузов и особенно их филиалов, осуществляющих подготовку юристов, и связанная с данными процессами необходимость централизованного, четко организованного управления и регулирования образовательной деятельности в сфере юриспруденции;

5) отсутствие нормативных актов и четко разработанного механизма своевре-

менного внесения изменений в действующие государственные образовательные стандарты и, как следствие, отставание их по целому ряду позиций от потребностей практики и возможностей вузов;

6) развитие научно-технического процесса и появление новых средств обеспечения учебного процесса, недостаточное использование новых образовательных технологий в большинстве юридических вузов» [96, 2-4].

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Педагогика
2012 год 15 стр.
Реферат Активные методы обучения
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское