В конце ХХ века на современном российском телевидении появился новый жанр – ток-шоу. Современные исследователи характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show - «западный» жанр, заимствованный в связи с возможностью прямого эфира, адресованный «не всем, но каждому». Тема данной курсовой работы была выбрана, частично, в связи с обилием, и даже засильем, разнообразных ток-шоу на наших телеэкранах. Актуальность и новизна исследования состоит в том, что мы будем исследовать не только особенности современного теоретического понимания ток-шоу как публицистического жанра, но и попробуем провести анализ экстралингвистических, психолингвистических и лингвистических особенностей ток-шоу как стилевой разновидности устного дискурса на примере конкретных ток-шоу.
Целью исследования является анализ и изучение современной литературы по тележурналистике, а также исследование лингвистических, экстралингвистических и психолингвистических особенностей ток-шоу на материале двух современных телепередач из серии «Народ хочет знать».
В связи с поставленной целью были выделены следующие конкретные задачи:
- Дать определение ток-шоу как самостоятельного жанра дискурса и определить его место в современной устной публицистике.
- Выявить виды, функции и задачи телевизионных ток-шоу.
- Определить особенности речевого воздействия в рамках телепередачи.
- Проанализировать лингвистические особенности устного дискурса ток-шоу.
- Выделить общие особенности ток-шоу как стилевой разновидности устного дискурса.
Основной метод исследования – лингвостилистический анализ дискурса. В работе также использовались описательный метод, интерпретативный анализ цитатного комплекса и его текстового окружения, контекстуальный анализ.
Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при планировании и проведении курсов по языковой и речевой стилистике, тележурналистике, теории литературы и смежным дисциплинам.
Основные положения курсовой работы:
- Жанр ток-шоу является относительно молодым и малоисследованным в современной тележурналистике и лингвистической стилистике.
- Не существует общепринятой классификации видов телевизионных ток-шоу, единого определения их функций и основных задач.
- Ток-шоу представляет собой дискурс, и ему свойственны основные характеристики устного дискурса.
- Ток-шоу как жанр устного дискурса имеет свои лингвистические, экстралингвистические и психолингвистические особенности.
Цели и задачи курсовой работы обусловили ее структуру. Работа состоит из вступительной части, пяти содержательных разделов и заключения. В работе имеются три теоретических раздела:
- Современное определение жанра ток-шоу и его место в устной публицистике.
2 Виды, функции и задачи телевизионных ток-шоу.
3 Объект и материал исследования.
В теоретических разделах работы последовательно освещаются проблемы выделения функционального публицистического стиля как такового и ток-шоу как жанра устной публицистики; рассматривается историческое развитие российского ток-шоу, анализируются его функции и задачи. Третий раздел работы объясняет обращение именно к выбранным телепередачам как объекту и материалу исследования. В двух практических разделах проводится анализ вербальных и невербальных способов речевого воздействия на материале двух ток-шоу с ведущей Кирой Прошутинской, известной тележурналисткой. В пятом разделе исследуются и обобщаются особенности ток-шоу как разновидности устного дискурса. В заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются пути дальнейшего исследования темы и ее важности для работы по специальности.
-
Современное определение жанра ток-шоу и его место в устной публицистике
В конце ХХ века на современном российском телевидении появился новый тип передач – ток-шоу, который неоднороден по своей жанровой природе и включает следующие подтипы: жанр политической дискуссии, развлекательные и информационно-аналитические передачи. Такая разнородность отечественного ток-шоу задает и специфику употребляемых в этом устном дискурсе вербальных и невербальных средств. [Вакурова 1997]
В первый год своего появления на наших телеэкранах передачи в жанре ток-шоу транслировались исключительно в вечернее время. Во второй половине девяностых годов прошлого века по данным социологических исследований ни одно ток-шоу не входило в двадцатку лидеров телепрограмм. В то время как это – жанр-лидер по своей природе, программа-чемпион, ставящая рекорды в рейтингах просмотров телезрителями. Во всем мире принята следующая стратегия организации телеэфира: как только запущенное в эфир ток-шоу начинает терять достигнутый рейтинг, сразу же встает вопрос о замене такой программы на другую. Вскоре и дневной эфир многих российских телевизионных каналов оказался сильно заполненным различными ток-шоу. По коммерческим причинам дневные ток-шоу превратились в своеобразные «телепосиделки среди дня», заполненные рекламой. «В самом деле: есть студия с диванами по периметру, приглашаются зрители и знаменитости (в основном от шоу-бизнеса), и совсем уж хорошо для приманки рекламодателей, если ведущие, - тоже знаменитости (не первого ряда, но узнаваемые). При таком понимании жанра и возникли признанные второсортными передачи «Город женщин» и «Пусть говорят» (Первый канал), «Страна советов» и «Принцип домино» (НТВ), «Что хочет женщина» и «Короткое замыкание» («Россия»)… [Иванова 2003]
По мнению многих тележурналистов, с жанром ток-шоу происходили удивительные изменения: пока его границы не были определены, в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные. Позже, когда жанр ток-шоу стал популярным, и все телеканалы были наполнены именно такого рода передачами, он как-то померк в сознании телезрителей, стал менее значительным, перестал интересовать аудиторию в той степени, в какой был популярен. Многие из отечественных тележурналистов, создавая новую программу и присваивая ей высокое жанровое наименование, не всегда заботятся о том, чтобы их ток-шоу было жизнеспособным, имело подлинный зрительский интерес, оказалось способным выдержать конкуренцию в эфире.
Такова в общих чертах довольно короткая история ток-шоу на российском телевидении. Ее можно условно разделить на два этапа. Первый - с середины 1980-х по 1991 год, когда жанр еще имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения актуальных вопросов современности. Второй - с 1991-1993 гг. по сегодняшний день. Это период наступления зарубежных жанров на отечественный экран. Ток-шоу стали существовать как «кальки» западных телепрограмм, копируя не только их основные отличительные черты (непринужденность разговора, артистичное поведение ведущего шоу, непременное наличие на шоу аудитории), но и развлекательность как элемент коммерческого успеха. С учетом не слишком продолжительной истории телевидения как такового, срок существования ток-шоу трудно назвать малым, но при этом жанровое определение программ представляет определенную проблему для теории журналистики, лингвистической стилистики и теории дискурса. Нет четких определений и понятий, отражающих специфику и задачи этого публицистического жанра; темы, которые затрагиваются в такого рода передачах, слишком разнообразны; целевая аудитория, да и сами участники порой находятся в различных социальных слоях общества, имеют разный культурный уровень.
Авторы современных учебников по курсу тележурналистики сходятся во мнении, что в настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров. Так называемая «телевизионная пресс-конференция» на самом деле также принадлежит жанру ток-шоу уже потому, что ведущий сам озвучивает большинство вопросов, которые он обычно заготавливает заранее в соответствии с написанным сценарием. Понятно, что такая организация как развлекательных, так и публицистических ток-шоу исключает непредсказуемость и получение какой-либо информации, неожиданной для ведущего и вообще для любого компетентного в той или иной проблеме человека.
Элементы ток-шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда - информационно-аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения. По своей природе жанр ток-шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга целевой аудитории может потерять адресность и стать скучным для зрителей.
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой своих жанровых разновидностей. Ток-шоу сочетает сущностные характеристики таких более простых жанров, таких как интервью, дискуссия, игра. По сценарию ток-шоу концентрируется вокруг личности ведущего. Ведущий должен обладать такими личностными качествами, как ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и т.п. Важны для ток-шоу и внешние факторы: определенное место и строго соблюдаемая цикличность сценария, то есть регулярная повторяемость на телеканале программ, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «ожидания встречи».
Драматургический стержень ток-шоу обеспечивается вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.