Реферат|Психология

Организация времени жизни человека

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 34

  1. Субъектная сторона организации времени жизни
  2. Проблемы организации времени профессиональной деятельности
  3. Временные параметры образа мира и образа жизни
  1. Человек как субъект организации времени жизни

Время не может быть раскрыто и изучено помимо субъекта, его мыслей, переживаний, восприятия, памяти, ожиданий, отношений с другими людьми, деятельности. Его невозможно понять без субъекта, который «планирует процесс, анализирует и синтезирует, ведет контроль за его исполнением, запускает и останавливает» [103, С. 254].

В изучении времени психологами можно выделить четыре основных подхода [4]:

  • исследование отражения объективного времени и механизмов восприятия времени;
  • изучение процессуально-динамических характеристик самой психики, связанных с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических и нейрофизиологических процессов;
  • изучение способности психики к регуляции времени движений, действий и деятельности;
  • исследование организации времени жизни и деятельности человека (размещение во временно-пространственном континууме жизнедеятельности занятий, деятельностей, событий, отведение для них объективно и субъективно требуемого времени).

Последний подход предполагает рассмотрение человека в качестве субъекта своей жизни, что  помогает целостно и системно раскрыть его специфическую активность во всех видах его взаимодействия с миром. Будучи субъектом жизни, человек инициирует и осуществляет практическую деятельность, общение, познание и другие виды специфически человеческой активности – творческой и нравственной. Человек не только зависит от условий и обстоятельств жизни, но он сам может их обуславливать [28; 88].

Идея активной роли личности в организации своей жизни постулируется в рамках субъектной парадигмы С.Л. Рубинштейна [86]. Человек в качестве субъекта осуществляет организацию и регуляцию своей жизни, соотнося свои субъективные желания и объективные требования социальной среды. Субъектность личности проявляется через такие категории как организация времени жизни и деятельности и способность к преодолению противоречий между объективным (социальным) временем и временем субъективным, то есть принадлежащим субъекту, психологическим. «Человек измеряет жизнь временем-ритмом, длительностью, входя в задаваемые природой ритмы и задавая свои. …Время «присваивается» человеком, о нем договариваются, оно осваивается в опыте и становится средством организации жизнедеятельности» [84, C. 20].   

Человек воспринимает, переживает, осознает и организовывает время жизни. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, способность человека к организации времени жизни представляет собой непосредственное управление временем и овла­дение им [2].  Активность в органи­зации времени подразумевает реальное построение времени жизни, его умножение, расширение и наполнение. Личность может достичь этого различными путями: во-первых, оптимальным использованием своих возможностей (резервов развития); во-вторых, нахождением наиболее оптимального темпа жизни; в-третьих, своевременным включением в со­циальные процессы, т.е. оптимальным сочетанием индивидуальной и коллективной активности [4].

К.А. Абульханова-Славская определяет своевременность как важнейшее временное качество субъекта, которое проявляется в адекватном внешним временным нормативам использовании личностью своих временных психических способностей и механизмов.  Своевременность характеризует оптимальный способ организации времени жизни субъекта и выступает как усло­вие адекватного распределения времени. Без согласования и координации социального и личного психологического времени невозможно оптимальное распределение времени жизни. Таким образом, своевременность, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, - это способ разре­шения противоречия между социальным и личным психологическим временем субъекта, способ приведения в соответствие внешних и внутренних условий жизни. Своевременность позволяет субъекту связывать разор­ванные, разобщенные во времени объекты и придает им определенные ритм и скорость [2].

Оптимальная регуляция и организация времени предполагают адекватную оценку личностью своих возможностей, выявление их соответствия или несоответствия внешним услови­ям жизнедеятельности. Принадлежность времени субъекту означает регуляцию, планиро­вание, использование времени самой личностью. Особенность субъекта времени проявляется в та­ком «перераспределении» времени, при котором лич­ность осуществляет выбор адекватного (внешним и внутренним запросам) способа деятельности (в обще­нии, в образе жизни) [4]. Личность устанавливает иерархию и определяет значимость-незначимость событий и ситуаций не умозрительно, а определенным образом организуя время своей жизни.

  1. Абдуллаева М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 2. – С. 86 – 95.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход. // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995. – С. 27-47.
  4. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
  5. Агаджанян Н.А., Чеснокова С.А., Михайловская Т.А. Фактор времени и физиологические реакции. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. – 56 с.
  6. Алякринский Б.С. Основы научной организации труда и отдыха космонавтов. – М.: Медицина, 1975. – 208 с.
  7. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. – М.: Наука, 1985. – 176 с.
  8. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и “техники” ее бытия. // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 2. – С. 3-17.
  9. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 3-18.
  10. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207-213.
  11. Артемов В.А. Социальное время. Проблемы изучения и использования. – Новосибирск: Наука, 1987. – 238 с.
  12. Артемов В.А, Балыкова Н.А., Вершинина Т.Н., Гвоздева Г.П. Образ жизни населения: тенденции, проблемы и направления исследования. – Новосибирск: ИЭИОПП, 1990. – 140 с.
  13. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. / Под ред. И.Б. Ханиной. – М.: Смысл, 1990. – 350 с.
  14. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.К. Психосемантические методы описания профессий. // Вопросы психологии. – 1986. – № 3. – С. 127-133.
  15. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие. // Мышление и субъективный мир. – Ярославль: Изд-во Ярославского ун-та, 1991. – С. 14-19.
  16. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности. // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М: Изд-во МГУ, 1983. – 118-128.
  17. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественнонаучный подходы к интериоризации. // Вестник МГУ. – Серия 14. – Психология. – 2004. – № 3. – С. 41-56.
  18. Ашофф Ю. Обзор биологических ритмов. // Биологические ритмы. В 2-х т. Т.1.  – М.: Мир, 1984. – С. 12-21.
  19. Ашофф Ю., Вивер Р. Циркадианная система человека. // Биологические ритмы. В 2-х т. Т.1. – М.: Мир, 1984. – С. 362-386.
  20. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). – М.: Смысл, 1993. – 16 с.
  21. Безгодова С.А. Суждение о времени как установка социального поведения. Автореф. дис. канд. психол. наук. – СПб, 2003. – 21 с.
  22. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности. // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995. – С. 169-178.
  23. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 1993. -  352 с.
  24. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 319 с.
  25. Березина Т.Н. Пространственно-временные особенности мысленных образов и их связь с особенностями личности. // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – № 4. – С. 13-26.
  26. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии. Дис. кандидата психол. наук. – М, 2004. – 158 с.
  27. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 120 с.
  28. Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке. // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995. – С. 5-14.
  29. Быков С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах. // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – №3. – С. 34-43.
  30. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
  31. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – Спб.: СпбГУ, 2000. – С. 443-463.
  32. Волкова М.Н. Оценка конфликтных ситуаций в условиях длительного рейса. // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Мат. межрегион. научно-практ. конференции. – М, 2005. – С. 91-92.
  33. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  34. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации. // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 25-32.
  35. Гигиена труда. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство Р 2.2. 755 – 99. – Курск, 2000. – 211 с.
  36. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984 – 207 с.
  37. Грибенникова Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. – М, 1995. – 23 с.
  38. Григоровская Н. Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. – 22 с.
  39. Григоровская Н.Ю. Типологические особенности времени личности. // Психология личности. Новые исследования. – М., ИПРАН. – С. 222-239.
  40. Денисова Т.Н. Отношение ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью (сравнительный анализ). Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М.: МГУ, 2002 – 22 с.

Всего 132 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2010 год 21 стр.
Реферат на тему: «Психика человека и животных»
Реферат Психология
2010 год 19 стр.
Реферат Сравнение психики человека и животных

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское