В недавнем прошлом психолого-педагогический цикл в высшей школе был включен в учебные планы в следующем формате:
ü классические университеты — общая педагогика;
ü педагогические вузы — общая педагогика плюс методика преподавания предмета (для школы);
ü специальные вузы — отсутствие цикла [Коржуев А.В., Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. [Текст] / А.В. Коржуев, В.А. Попков – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 300 с.].
Сегодня особые надежды возлагаются на усиление психолого-педагогической подготовки студентов вузов всех специальностей, магистрантов, аспирантов, что соответственно предполагает введение в дисциплину: «Психология и педагогика», «Психология и педагогика высшей школы».
-
Психолого-педагогическая подготовка
Можно выделить два подхода к проектированию психолого-педагогического цикла.
Первый подход ориентирован на общее развитие студентов, магистрантов, аспирантов. Данный подход апеллирует к следующему полаганию: поскольку всем людям в жизни приходится занимать время от времени педагогическую позицию, поэтому педагогические знания всегда пригодятся, поскольку они помогают организовать практику. «Становится очевидным тот факт, что педагогические знания нужны не только профессиональным педагогам, т.к. специалист в повседневной и профессиональной деятельности периодически вынужден выступать в роли педагога и поэтому ему необходимо знать педагогические законы, точнее принципы, вытекающие из них, и применять их в практической деятельности» [Андреев А.А. Учебная программа по дисциплине: «Педагогика высшей школы (прикладная педагогика)» [Текст] / А.А. Андреев. – М.: МЭСИ, 2002. – 156с.].
Общеобразовательная направленность программ курсов психолого-педагогического блока обосновывается тем, что «подавляющая часть выпускников магистратуры и аспирантуры, проходящих подготовку в университетах, должна получать некоторый четко очерченный объем педагогических знаний. Даже в том случае, когда указанные знания оказываются невостребованными в практической деятельности в утилитарном смысле, они полезны для общего развития. Некоторые фрагменты психолого-педагогической подготовки могут оказаться необходимыми и в деятельности, не связанной непосредственно со сферой образования начиная с семьи и кончая организационно-воспитательными проблемами будущей профессиональной деятельности. Помогая строить отношения с окружающими, они практически расширяют профессиональную подготовку. И, будучи освоены в период магистерской и (или) аспирантской подготовки, способствуют повышению запаса устойчивости выпускников, дают возможность с меньшими затратами получить дополнительное образование при изменении конъюнктуры на рынке интеллектуального труда» [Сенашенко В. О подготовке педагогических кадров в магистратуре. [Текст] / В. Сенашенко, Л. Казарин, В. Кузнецова, Н. Сенаторова // Высшее образование в России. – 1996. – № 3.].