Реферат|Психология

Образ мира профессионалов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 51

  1. Характеристика концепции образа мира
  2. Понятие мира профессионалов
  3. Компоненты образа мира профессионала

Выводы

Литература

  1. Характеристика концепции образа мира

Понятие образа (картины) мира введено в отечественную психологию А. Н. Леонтьевым в рамках разработки теории сознания и развития деятельностного подхода к психике. Методологически концепция образа мира опирается на представления о различных уровнях отражения и сознании как высшей форме отражения, о социальной сущности человека, о роли языка в формировании сознания («второй сигнальной системы» в формировании специфически человеческих форм отражения), о языке как носителе значений, об интерио- и экстериоризации как механизмах овладения выработанными общественно-исторической практикой значениями, о формировании высших психических функций в онтогенезе, о значении как единстве общения и обобщения, мышления и речи, о стадиях формирования умственных действий и др. (К._Маркс, В. И. Ленин, И._М. Сеченов, И. П. Павлов, Л. С. Выготский, С._Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, В._В. Давыдов и др.) [32, 34, 89, 90, 132, 133].

Сами понятия «картины мира» и «образа мира» не являлись новыми, поскольку использовалось в рамках когнитивной психологии (Дж. Брунер, Э._Ньюэлл, Г. Саймон, М. Познер, Дж. Фодор, Дж. Келли, Д. Норман, П. Линдсей, У. Найссер и др.). Однако, принципиальным для концепции образа мира в рамках деятельностного подхода стало, по выражению С. Д. Смирнова, преодоление «стимульно-реактивной схемы», понимание активной деятельностной природы познавательных процессов [144, С. 16], вклад в которое внесли теория установки (Д._Н. Узнадзе), теория культурно-исторического развития психики (Л. С. Выготский), психологическая теория деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), «физиология активности» (Н. А. Бернштейн) и ряд других [32, 89, 132, 133, 159].

Согласно А. Н. Леонтьеву, сознание «в своей непосредственности» есть «открывающаяся субъекту картина (образ) мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» [89, С. 140]. Многомерный образ мира строится в сознании субъекта и на непосредственно чувственном, и на высших познавательных уровнях. Составляющими сознания являются: чувственная ткань, значения  и личностный смысл [89].

Чувственная ткань представляет собой «чувственный состав конкретных образов реальности», который обеспечивает «внеположенность» мира по отношению к сознанию. «Чувственные модальности» образуют «обязательную фактуру образа мира». Однако, А._Н. Леонтьевым подчеркивается, что «фактура образа неравнозначна самому образу» и что «значения, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности». Становление образа мира у человека  происходит путем «перехода за пределы «непосредственно чувственной картинки», поскольку «чувственные образы приобретают новое качество... свою означенность». Уже в момент становления чувственного образа он обладает не только пространственно-временными координатами (трехмерное пространство и время-движение), но и является предметно отнесенным благодаря «5-му квазиизмерению» (смысловому полю, системе значений).

Значения – «пятое квазиизмерение» образа, которое «несет в себе мерность внутрисистемных связей объективного предметного мира»[1], в них представлена «преобразованная и свернутая... идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений», «природа значения – во всей совокупности человеческой практики», благодаря значениям в картину мира входят «невидимые свойства» предметов – амодальные, сверхчувственные функциональные свойства[2], которые «в субстрате объекта не содержатся».

Личностный смысл является «отношением мотива к цели» деятельности, «значением значения» для личности – «нужно различать... объективное значение и его значение для субъекта», «мотивы как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта ... обстоятельств и его действий,.. придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением... личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания» [89, С. 140-157; 90, С. 255-261].

Активному восприятию отводится существенное место в механизме формирования образа мира как средству «вычерпывания» из объективной реальности «строительного материала». «Мы действительно строим… Образ, активно «вычерпывая» его из объективной реальности. Процесс восприятия и есть процесс, средство этого «вычерпывания» [90, С. 259]. Согласно А. Н. Леонтьеву, проблема восприятия в целом должна ставиться как «проблема психологии образа мира» [там же, С. 252], «построения в сознании индивида многомерного образа мира»[3] [там же, С. 254]. Термин «вычерпывание» – не более, чем метафора, однако она «выражает реальный, доступный научному изучению процесс – процесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в форме сознательного отражения» [89, С. 157]. В восприятии происходит активный процесс «вычерпывания» из реальной действительности ее свойств и отношений, их фиксация в кратковременных или долговременных состояниях «реципиирующих систем» и воспроизведение этих свойств в актах формирования новых образов, в актах узнавания и припоминания объектов [там же]. Формирующийся в актах восприятия образ субъективен и в выделенных С. Л. Рубинштейном аспектах, – как «принадлежность психического индивиду» и как «неполная адекватность объекту познания, зависимая от условий восприятия»[4], и в их конкретизации в аспекте пристрастности деятельного субъекта, связи с его потребностями, мотивами, установками и эмоциями [89, 90, 132]. При этом меняется традиционный взгляд на представления человека: вместо статичного обобщенного «записанного» в памяти образа, выполняющего функцию фиксированного эталона-модели, представления оказываются включены в психический образ, неотделимы от деятельности субъекта – «они насыщают ее, делают живой и творческой» [89].  

  1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 130-137.
  2. Абульханова К.А. Время личности, время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской. – М.: Наука, 1990. С. 114-129.
  4. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995. С. 27-47.
  5. Алексашкина А.П. Динамика некоторых показателей сердечно-сосудистой системы в условиях длительного плавания / А.П. Алексашкина, Е.В. Замятина и др. // Психологические аспекты адаптации человека в условиях океана: Тезисы республиканской конференции / Под ред. Л.П. Яцкова. – Вл-к: ВГМИ, 1981. С. 41-43.
  6. Алякринский Б.С. По закону ритма / Б.С. Алякринский, С.И. Степанова – М.: Наука, 1985. – 176 с.
  7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с. (Серия «Мастера психологии»).
  8. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
  9. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. Т.1-2. – М., 1982.
  10. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской. – М.: Наука, 1990. С. 7-18.
  11. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 61-73.
  12. Артемьева Е.Ю. Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи / Е.Ю. Артемьева, В.П. Серкин, Ю.К. Стрелков // Мышление, общение, опыт – Ярославль: ЯрГУ, 1983. С. 99-108.
  13. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. – М.: Наука; Смысл, 1999. – 350 с.
  14. Артемьева Е.Ю. Профессиональная составляющая образа мира / Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром: Сб. науч. тр. – Ярославль: ЯрГУ, 1988. С. 52-65.
  15. Афифи А. Статистический анализ: подход с использованием ЭВМ / А. Афифи, С. Эйзен / Пер. с англ. – Мир, 1982. – 488 с.; ил.
  16. Бажин Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психологический журнал. 1983. Т.5. №3. С. 152-162.
  17. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995. С. 169-178.
  18. Бердышев В.В. Особенности труда моряков и вопросы адаптации при плавании в низких широтах / В.В. Бердышев, Г.Ф. Григоренко – Владивосток, 1982. – 149 с.
  19. Березина Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени: Дис…. канд. психол. наук. – М., 1997. – 166 с.
  20. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 440 с.

Всего 180 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское