Введение
Глава 1. Общая характеристика режимы переработки
1.1. Режим переработки вне таможенной территории
1.1.1. Режим переработки на таможенной территории
1.1.2. Режим переработки пол таможенным контролем
1.1.3. Налоговые льготы и иные преимущества режимов переработки
1.2. Налоговые льготы и иные преимущества режимов переработки
Глава 2. Практика применения таможенных режимов переработки в таможне
2.1. Платежи поступившие при таможенном оформлении товаров, ввозимых в разных режимах переработки
2.2. Особенности использования таможенных режимов переработки в зоне деятельности таможни
Выводы
Список литературы
Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует как единая система таможенных органов Российской Федерации.
Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного, регулирования и сочетания его с мерами экономической политики. Взятые в целом, они конкретизируют содержание одного из основополагающих принципов конституционного устройства Российской Федерации - ее единого экономического пространства, закрепленного в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.
Таможенный кодекс Российской Федерации в понятие единой системы таможенных органов включает название тех органов, которые эту систему образуют: Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации, таможни и таможенные посты Российской Федерации, а также порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Каждая из этих подсистем является таможенным органом Российской Федерации, имеет статус правоохранительного органа.
Единая система таможенных органов - это вся совокупность таможенных органов; их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости с окружающей социальной средой.
Целостность системы образуют взаимосвязь и зависимость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций.
Конституционные положения таможенного регулирования реализуются в федеральных законах, основными из которых являются Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", принятые в 1993 г. Таможенный кодекс - самый детально проработанный законодательный акт в таможенной сфере, его отличает четкая регламентация прав и обязанностей участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов, что ограничивает возможность злоупотреблений со стороны таможенных органов.
Подавляющее число норм Таможенного кодекса, в том числе устанавливающих процедуры таможенного оформления, перемещения товаров и транспортных средств через границу, таможенного контроля, императивны, т.е. обязательны для всех лиц. Императивность норм распространяется не только на лиц, перемещающих товары, но и на должностных лиц таможенных органов. Эти нормы нельзя изменить соглашением сторон либо иным путем. Таможенный кодекс законодательно закрепил основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Статья 19 устанавливает равное право всех лиц на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств (в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности) в порядке, предусмотренном Кодексом. Этот принцип стал основополагающим после ликвидации государственной монополии в сфере внешнеэкономической деятельности. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом или другими законодательными актами Российской Федерации.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые, региональные и единый мирохозяйственный комплекс, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.
За последние годы объем мировой торговли растет быстрее, чем мировое производство, в составе торговли значительно повышается доля услуг, возрастает продажа объектов интеллектуальной собственности, усиливается переток денежных средств между странами и в форме движения капитала, и в форме кредитов. Информатизация общества, создание глобальных информационных сетей кардинально меняют картину мировых экономических потоков, позволяют полностью отслеживать движение товаров, денег и услуг, валютных курсов, фондовых ценностей в масштабе мирового хозяйства. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.
Характерной особенностью сложных производственно-коммерческих схем, в число которых входит реализация соглашений о международной производственной кооперации, является использование таможенных режимов переработки.
В современных условиях лицензии на переработку выдаются на уровне таможен, а реальный контроль осуществляется на уровне постов и отделов таможенного оформления и таможенного контроля, зачастую находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Соответственно, стоит задача оптимизации потоков документов, касающихся исполнения режимов переработки, по всей вертикали управления таможенных органов.
Основными "слабыми звеньями " таможенных режимов переработки является невозможность идентифицировать товар, установить реальные нормы выхода и стоимостные показатели. Кроме того, в ряде случаев при сравнении стоимостных показателей иностранного и российского производств в целях определения страны происхождения товаров по правилу адвалорной доли возникают проблемы определения реального процентного соотношения произведенной добавленной стоимости.
Экономическая целесообразность применения режимов переработки очевидна, особенно в условиях дефицита оборотных средств, а также в аспекте приобщения отечественных производителей к системе международной производственной кооперации для повышения конкурентоспособности отечественных производств и увеличения их возможностей по выпуску товаров для внутреннего потребления.
Именно по такому пути развивались производства многих стран, ресурсы которых позволили подключиться на начальном этапе к совместному производству товаров, а впоследствии организовать полный цикл изготовления собственной продукции.
Данная тема актуальна тем, что с развитием рыночных отношений стало разворачиваться совместное производство товаров, в связи с чем многие предприятия обращаются в таможенные органы по вопросу о выдаче лицензий на помещение товаров под таможенные режимы переработки. Речь идет о производственной кооперации с партнерами из дальнего и ближнего зарубежья в части производства товаров из давальческого сырья или отправки товаров на переработку вне таможенной территории России. Товары, помещенные под таможенные режимы переработки (переработка, товаров вне таможенной территории, переработка товаров на таможенной территории и переработка товаров под таможенным контролем), проходят технологический цикл по переработке, трансформируясь в иные товары. Это требует идентификации новых и первичных товаров, установления норм выхода компенсационных товаров и определения стоимостных показателей производства в таможенных целях. Проблема контроля указанных параметров составляет одну из задач таможенных органов.
Проблемы, связанные со злоупотреблениями и ненадлежащим выполнением условий режимов переработки, равно как и оценкой обоснованности выдачи разрешений, обозначились в период 1995-1996 гг. после проведения серии проверок и выявления недостатков. Недостаточно подробно разработанная нормативная база по контролю за указанными режимами, ряд противоречий в ней ставят сотрудников функциональных отделов таможенных органов в затруднительное положение, когда, с одной стороны, речь идет о желательности учета интересов предприятия и работающих на нем людей, а с другой стороны - о необходимости соблюдения законодательства и экономических интересов России.
В частности, за счет использования таможенного режима переработки вне таможенной территории достигается устойчивая загруженность предприятии сырьевых и перерабатывающих отраслей, стабилизация их финансового положения. Однако при этом вывозится большая группа важных сырьевых товаров, часто по заниженной стоимости, без применения мер экономической политики и оформления паспорта сделки.
Поэтому в целях обеспечения экономических интересов России таможенный орган, выдающий лицензию, должен прежде всего определить обоснованность предоставления таможенного режима переработки.
Основное внимание при анализе таможенных режимов переработки должно уделяться перемещению товаров с повышенным уровнем обложения пошлинами и налогами, анализу обоснованности выдачи разрешений на переработку, анализу движения товаров, их идентификации, а также анализу начислении и взимания таможенных платежей.
В связи с вышеперечисленным считаю, что тема работы является актуальной как в целом для таможенного законодательства так и для применения режимов переработки в таможне.