Введение.
Глава 1. Таможенная система Российской Федерации.
1.1. Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела
1.2 Цели, функции и органы таможенной системы РФ.
Глава 2. Специализация таможенных органов.
2.1. Структура, функции и специализация таможенных органов.
2.2. Перспективы развития таможенной службы.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1] в реализации поставленных Правительством РФ масштабных задач значительная роль отводится дальнейшему развитию внешне-экономической деятельности.
Целью внешнеэкономической политики государства в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства[2].
Одним из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, является таможенное регулирование, с помощью которого решается целый комплекс проблем: наполнение доходной части бюджета, поддержка отечественных товаропроизводителей, насыщение внутреннего рынка определенными товарами, создание благоприятных условия для экспорта отечественной продукции и целый ряд других.[3]
Российское законодательство о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса[4], Закона РФ "О таможенном тарифе"[5], множества иных нормативных актов, которые подвержены регулярным корректировкам.
Применение указанных нормативных актов порождает много вопросов и проблем на практике. Большое внимание вызывает структура и функции таможенных органов РФ.
Поэтому специализация в таможенном деле, вызывает постоянный, неослабевающий интерес, как со стороны теоретиков[6], так и участников внешнеторговой деятельности.
В имеющихся публикациях содержатся неоднозначные оценки существующей практики таможенного дела и его специализации, нередко, исключающие друг друга рекомендации.
В этой связи представляется актуальным исследование специализации в таможенном деле.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать существующую практику специлизации таможенного дела, выявить проблемы, а также выработать рекомендации по совершенствованию указанного вида деятельности.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
- рассмотреть таможенную систему РФ;
- изучить основные цели, функции и органы таможенной системы РФ;
- проанализировать особенности специализации таможенных органов;
- рассмотреть основные перспективы таможенной службы.
Предметом исследования является специализация в таможенном деле.
Объект исследования – субъекты отношений, возникающих при специализации в таможенном деле.
Методологическую основу работы составили концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных специалистов в области таможенного регулирования.
В настоящей работе использованы общенаучные методы познания, прежде всего, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, а также специальные - историко-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа, которые позволили рассмотреть явления в их взаимосвязи, сделать выводы и обобщения.
Источниками настоящего исследования послужили положения Конституции РФ, Таможенного, Гражданского кодексов РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, регулирующих железнодорожные перевозки и таможенное оформление грузов, информационные материалы официального сайта Федеральной таможенной службы.
Глава 1. Таможенная система Российской Федерации
1.1. Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации [7].
Таможенное регулирование тесно связано с такими понятиями, как таможенное дело и таможенное законодательство.
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу [8].
Другими словами таможенное дело – своего рода способ реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Если говорить о развитии таможенного дела в России, то Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой [9].
В качестве основного инструмента таможенного регулирования со стороны государства выступает таможенное право[10].
Государство с помощью права определяет положения, подлежащие выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через таможенную границу, а также применяет обширный арсенал средств и методов в целях обеспечения соблюдения норм таможенного права.
Государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем применения таможенных пошлин и налогов (или предоставления льгот по ним) при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе"[11], Налоговым кодексом Российской Федерации[12], Таможенным кодексом Российской Федерации[13], законодательством об особых экономических зонах в Российской Федерации[14] и другими нормативно-правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации[15] таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Анализ указанной статьи показывает наличие двух самостоятельных предметов государственного регулирования в области таможенного дела:
1) общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования;
2) общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения запретов и ограничений внешнеторгового законодательства при перемещении товаров через таможенную границу[16].
[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47 ст. 5489
[2] Там же.
[3] Черемянинов Д.В. Назначение и проблемы становления таможенного дела в Российской Федерации. Екатеринбург, 2008. С. 10.
[4] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 24 и юля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.. № 22. Ст. 2066; 2009. № 30. Ст. 3733.
[5] О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (в ред. от 28 июня 2009 г.) // Российская газета. 5 июня 1993 г.; Собрание законодательства РФ. 2009. N 26. Ст. 3123.
[6] См. об этом: Бакаева О.Ю. Особенности государственной службы в таможенных органах Российской Федерации // Таможенное дело. 2008. № 1. С. 20 - 25.; Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2007. № 2. С. 25; Новиков А.Б. Современное таможенное право России в системе регулирования внешнеторговой деятельности // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. 2007.№ 4. С. 168; Таможенное регулирование. Сборник статей. Вып. 1 / Под общ. ред.: Новиков А.Б. - С.-Пб.: Элмор, 2006. С. 37; Таможенный кодекс: строка за строкой // Таможенное регулирование & таможенный контроль. 2006. № 5. С. 28; Трошкина Т.Н. Теоретические и практические аспекты развития таможенного регулирования и международного таможенного права // Таможенное дело. 2008. № 2. С. 28 - 32.; Федоровская М.А. Некоторые особенности системы государственного управления в таможенных органах // Финансовое право. 2009. № 4. С. 5 - 7.; Федотов Б.Г. Актуальные вопросы таможенно-тарифной политики // Финансы. 2008. № 3. С. 36.; Черемянинов Д.В. Назначение и проблемы становления таможенного дела в Российской Федерации. Екатеринбург, 2008.
[7] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
[8] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ ( в ред. от 24 и юля 2009 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.. № 22. Ст. 2066; 2009. № 30. Ст. 3733.
[9] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ ( в ред. от 24 и юля 2009 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.. № 22. Ст. 2066; 2009. № 30. Ст. 3733.
[10] Матвиенко Г.В. Таможенное дело как правовая категория // Современное право. 2008. №. 11. С. 78.
[11] О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (в ред. от 28 июня 2009 г.) // Российская газета. 5 июня 1993 г.; Собрание законодательства РФ. 2009. N 26. Ст. 3123.
[12] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 19 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2009. N 29. Ст. 3632; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 19 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2009. N 29. Ст. 3642.
[13] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 24 и юля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.. № 22. Ст. 2066; 2009. № 30. Ст. 3733.
[14] Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июня 2005 г. N 116-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616.
[15] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 24 июля 2009 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066; .2009. № 15. Ст. 1780
[16] Кудашкин В.В. Таможенно-нетарифное регулирование ввоза и вывоза контролируемых товаров // Известия вузов. Правоведение. 2008. № 3. С. 17.