Введение
Глава 1. Современное состояние налогообложения предприятий
- Особенности налогообложения предприятий
- Налоговый режим как внешний фактор оптимизации
налогового управления
Глава 2. Сравнительная оценка налоговых режимов, применяемых
в сфере услуг
Глава 3. Анализ влияния налогообложения на конечный результат
деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Каждое общество всегда стоит перед выбором вариантов развития. Сложность реальных экономических процессов, их противоречивость и неоднозначность в переходной экономике, создают значительные трудности для выбора направления экономической политики, отвечающих прогрессивной тенденции развития общества. Различие возможных вариантов экономической политики столь велико, что последовательная реализация каждого из них в течение 20-25 лет может привести к формированию различных моделей экономического развития страны, в том числе и исторически бесперспективных, тупиковых. Объективным основанием для этого служит то, что тенденции и закономерности современной экономики противоречат друг другу. Современная экономика - это сочетание противоречащих друг другу групп отношений: рыночной системы отношений и сознательного регулирования всей экономики; активного предпринимательства, ориентированного на возрастание капитала, прибыльности и необходимости социально-ориентированного развития; тенденции к открытости экономики и необходимости обеспечить защиту национального воспроизводства особенно в тех секторах, где национальная промышленность еще неконкурентоспособна.
На современном этапе развития экономики актуализируются проблемы повышения эффективности налогообложения предприятия на всех иерархических уровнях. Весьма целесообразно и необходимо повышать эффективность применения налогов на предприятиях, определяющих социально экономический потенциал субъекта Российской Федерации.
Тема налогообложения предприятий является особенно актуальной в современной экономической ситуации, т.к. именно налоговой системе отводится одна из ведущих ролей в стабилизации экономического положения России.
Цель настоящей работы – определить влияние налогообложения на конечный результат деятельности предприятия сферы услуг.
Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать основные виды налогов, уплачиваемых предприятием;
- Проанализировать налоговую нагрузку предприятия;
- Рассчитать влияние налогов на конечный результат деятельности предприятия.
Методологической основой работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам налогообложения.
Исходными данными для исследования являются результаты деятельности предприятия за три отчетных года.
При написании работы использовалась научная и научно-методическая литература, нормативные акты, материалы периодической печати.
Глава 1. Современное состояние налогообложения предприятий
- Особенности налогообложения предприятий
Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Она регламентируется статьей 12 ч. I НК РФ.
Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.[1]
Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на недвижимость юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.
Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большая группа прочих местных налогов.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль регламентируется главой 25 части 2 НК РФ.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.[2]
Налоговые ставки
- Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов.
При этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
Налог на имущество предприятий.
Плательщиками налога в соответствии с Законом от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» являются предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.
Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат. К последним, в частности, относятся материалы, комплектующие изделия, готовая продукция и товары, расходы будущих периодов, осуществленные производственные затраты, не включенные в состав себестоимости продукции (работ, услуг) по состоянию на каждую отчетную дату, издержки обращения на остаток товаров, а также товары отгруженные (выполненные работы, оказанные услуги).
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества устанавливается Инструкцией ГНС «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущества предприятий». За отчетный период она определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.[3]
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость регламентируется частью 2 главы 22 НК. Доля НДС в федеральном бюджете РФ составляет более 58% общих централизованных финансовых ресурсов, формируемых за счет налогов и платежей.