Реферат|Педагогика

Трансформации в сфере экологического обучения студентов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 20

В советский период в нашей стране деятельность в сфере экологического образования и просвещения осуществлялась на федеральном, региональном и местном уровнях. Подготовка специалистов по различным экологическим дисциплинам осуществляется более чем в 170 вузах и нескольких десятках средних специальных образовательных учреждений России. Кафедры экологического профиля созданы в подавляющем большинстве высших учебных заведений.

Экологическое образование в системе высшего и профессионального образования было основано на государственных образовательных стандартах (ГОСТ) по направлениям:

 - Экология и природопользование (для подготовки бакалавров и магистров).

- Инженерная защита окружающей среды.

- По специальностям «Экология», «Природопользование», «Биоэкология», «Геоэкология» (для подготовки дипломированных специалистов.

Анализ образовательных планов и программ советского периода и литературы их характеризующей[1] показал, что вся деятельность по экологическому воспитанию, просвещению, информации в образовательной среде была направлена на:

- изучение состава и использования учебных материалов и форм контроля, позволяющих судить о познавательном и воспитательном уровне сферы образования;

- изучение информационных потребностей обучаемых в литературе экологической направленности; внедрение новых информационных обучающих технологий прежних лет, формирование информационной культуры;

- создание системы совместной деятельности - школа, вуз, комитет по природопользованию, структуры дополнительного образования, музеи, СМИ и т.п.

- воспитание через литературу и различных мероприятий у молодежи экологической ответственности как черты личности, как единства нравственного, эстетического отношений к сфере обитания, к своему телесному и духовному здоровью;

- предоставление возможностей учащимся  внести свой вклад в охрану окружающей среды; развитие творческих способностей в процессе экологической деятельности и широкая демонстрация их труда.

В вузах в основном экологическое обучение велось на основе:

- введения общего экологического обучения путем постановки особых курсов, включения в различные дисциплины разделов и тем по вопросам сохранения, восстановления и рационального использования природных ресурсов;

- организации подготовки специалистов широкого природоохранительного профиля;

- введения специализации, предусматривающей подготовку специалистов по отдельным аспектам охраны природной среды;

- привлечения студентов к общественно-производственной и научно-исследовательской работе природоохранительного направления.

И сегодня, по всеобщему признанию, приоритетная, ведущая роль в формировании нового экологического мировоззрения, его распространении и утверждении в общественном сознании отводится образованию. Вместе с тем практика отечественного экологического образования свидетельствует о том, что оно на сегодняшний день не обеспечивает реализацию данных мировоззренческих установок и ориентиров.

Несмотря на то, что основные концептуальные подходы в экологии и экологическом образовании были разработаны еще к началу 1980-х годов, пик в развитии экологического движения и образования в России приходится на 1990-е годы.

Оценивая современную ситуацию, сложившуюся в экологическом образовании на протяжении последних лет, следует признать, что оно прошло этап становления и сформировалось как самостоятельное образовательное направление и в методологическом, и в содержательном, и в нормативном, и в организационном плане. Многие аспекты экологического образования получили достаточно глубокое научное осмысление в отечественной науке уже в самом начале современной российской истории. В частности, активно изучаются проблемы среднего экологического образования (Ю.Ю. Галкин, В.А. Панова, Т.С. Иванова[2] и др.), а также подготовки студентов вузов (Л.С. Астафьева, Д.В. Багин, В.А. Гречушкин, Е.И. Ефимова, С.Е. Гусарова, Т.В. Дымова, Л.В. Моисеева, В.Н. Осокина, Н.И. Соколова, Е.А. Тузова, И.П. Шутова и др.[3]).

Разработано и такое исследовательское направление, как дополнительное профессиональное экологическое образование (К.А. Романова, С.Д. Коробков[4] и др.), которое составляет важнейшую часть формирующейся в стране системы экологического образования.

Немаловажное значение имеют формы и методы преподавательской деятельности.

Вот, например, как организовано обучение в Иркутском Государственном Университете по дисциплинам  специальности «Социально-культурный сервис и туризм»: Все лекционные материалы обеспечиваются мультимедийным сопровождением, проводятся проблемные дискуссионные  семинары, разбираются кейсы, используются элементы дуалистической педагогики. Преподаватели – практики (ведущие специалисты отрасли города) подробно анализируют методы решения возникающих проблем, связанных с практической деятельностью будущих специалистов.

В учебном процессе по образовательной программе «Социально-культурный сервис и туризм»  активно используются инновационные методы обучения. Все преподаватели, осуществляющие учебный процесс используют слайд-лекции. При преподавании семинаров и практических занятий используется метод разбора кейсов, а также проводятся семинары-дискуссии. Все читаемые дисциплины доступны студентам в электронном виде. Позитивным  моментом для подготовки специалистов является возможность практической обработки навыков на базе  студенческого туристического центра «Магнит», который является полноценной туристической фирмой, наличие оборудованного гостиничного номера, а также научно-практическая база «Сарма», расположенная на о. Байкал, где студенты специальности имеют возможность теоретические знания по читаемым дисциплинам специальности отрабатывать на практике[5].

нет

  1. Бурков Н.А. Прикладная экология с практикумом: учебное пособие. - Киров: Вятка, 2008. - 448 с.; Проблемы региональной экологии в условиях устойчивого развития. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в 2 частях. - Киров, 2008. - 892 с. и др.
  2. [1] Галкин Ю.Ю. Особенности формирования экологической культуры советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. канд. философ, наук. - М., 1990.- 19 с.; Назарчук Н. Н. Философско-методологические основы экологического воспитания в современных условиях: Автореф. дисс…. канд. философ, наук. - Львов, 1990. - 21 с.; Панова В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе: Дисс. канд. пед. наук.-  Ростов-на-Дону, 1996.- 176 с.
  3. [1] Сафронов И. П. Формирование экологической культуры учителя: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1991. - 208 с.; Иванова Т.С. Подготовка студентов педагогического колледжа к экологическому образованию и воспитанию младших школьников: Дисс. …канд. пед. наук. - М., 1999. - 222 с.; Гнилуша Н. В. Экологическое образование студентов педвузов как фактор профессиональной подготовки учителя: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1995. - 158с.; Легостаева Л. В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1995.  - 22 c. и др.
  4. [1] Коробков С.Д. Формирование экологической культуры школьников в учреждении дополнительного образования: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. - Саратов, 2008. - 24 с.
  5. [1] Справка Самообследования профессиональной образовательной программы 100103.65 «Социально-культурный  сервис  и туризм». - Иркутск 2010. – 40 с.
  6. [1] Митрюшкин К.П., Шапошников Л.К., Коровкина О.Г. Природоохранительное просвещение. - М.: Знание, 1980 - 176 с. и др.
  7. [1] Привалова Н.М., Крицкая Е.Б., Капустянская Ж.В., Процай А.А. Преподавание экологии в техническом университете//Успехи современного естествознания, 2007. - № 3. – С. 60-61.
  8. [1] Иоганзен Б.Г., Городецкая Н.А. Сельская школа и охрана природы. - М., Просвещение, 1976. - 143 с.
  9. [1] Жураковский В.М., Сазонова З.С. Актуальные задачи модернизации профессионального образования /Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения//Высшее образование в России, 2010. - № 5. – С. 6/ 168 с.
  10.  
  11. [1] Например, 7-я Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: тезисы докладов и презентаций/Под ред. В.М. Назаренко. - СПб, 2010. - 374 с.; Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды// Бюлл. Комис. СССР по делам ЮНЕСКО. 1978. - № 1. - С. 30-31; Международный конгресс Юнеско-Юнеп по оборудованию и подготовке кадров в области окружающей среды (Москва, СССР, 17-21 августа). Деятельность в рамках международной программы по образованию в области окружающей среды, ЮНЕСКО-ЮНЕП (1975-1987) ЮНЕСКО ED-87/CONF/402/COL.6, 1987, - 41c. и др.
  12. [1] Тбилисская Декларация - Декларация Межправительственной конференции по образованию в области охраны окружающей среды. - Тбилиси, 1977 [Электронный ресурс]// ecoedu.iseu.by
  13. [1]Более подробно см.: Барабанова Н.Р. Междисциплинарная координация в формировании коммуникативно-речевой компетенции студентов// Сборник научных трудов. - СПб. - Изд-во СПб.: ГПУ, 2004. - C. 271-280.
  14. [1] Пирогова О.В. Использование регионального природно-рекреацнонного потенциала в профессиональном туристском образовании студентов. - Ростов-на-Дону, 2007. - 345 с.
  15. [1] Медоуз Д. Пределы роста и зада­чи высшего образования / Д. Медоуз, Л. Перельман // Перспективы: вопросы об­разования, 1982. - № 3. - С. 31-39. / С. 34.
  16. [1] Храпаль, Л.Р. Социокультурные основания, факторы и тенденции модернизации высшего профессионального экологического образования // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 7. - С. 35 -37. / С. 35.
  17. [1] Урсул А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс / А.Д. Урсул // Философия эко­логического образования / под общ. ред. И.К. Лисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 49-71. /С. 52.
  18. [1] Урсул А.Д. Там же. - С. 49.
  19. [1] Колдомасова Л.С. Формирование экологической образованности студентов в процессе профессиональной подготов­ки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005. - 24 с.; Медоуз Д. Пределы роста и зада­чи высшего образования / Д. Медоуз, Л. Перельман // Перспективы: вопросы об­разования, 1982. - № 3. - С. 35 и др.
  20. [1] Романова, К.А. Послевузовское профессионально-экологическое обра­зование руководящих работников: моно­графия / К.А. Романова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2003. - С. 301/ 333 с.
  21. [1] Заостровцев А.П. Философско-педагогические основы преподавания эко­логии в российской высшей школе // Философия экологического образования / под общ. ред. И.К. Лисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 302-311. / С. 307.
  22. [1] Папуткова Г.А. компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе: Автореф. дисс. …докт. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008. - 77 с.
  23. [1] Вазина К.Я. Саморазвитие человека:резонансное взаимодействие с миром и с собой (концепция, опыт). - М.: Изд-во ГУП, 2005. - 123с.
  24. [1] Романова К. А. Витагенная технология экологического обучения руководителей образовательных производственных учреждений. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПАА, 2003. - 57с.
  25. [1] Папуткова Г.А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе: Автореф. дисс. …докт. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008. – 367 с.
  26. [1] Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 232 с.
  27. [1] Строкова Т.А. Компентностный подход и проблемы его реализации// Школьные технологии. – 2009. - № 6. – С. 10.
  28. [1] Строкова Т.А. Компентностный подход и проблемы его реализации // Школьные технологии. – 2009. - №6. – С.9-16./ С. 12.
  29. [1] Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования/Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения//Высшее образование в России, 2010. - № 5. – С. 32/ 168 с.
  30. [1] Воронова К.С. Подготовка специалистов в области туризма к использованию экотуристского потенциала Ставропольского края: Дисс. … канд. пед. наук. - Ставрополь, 2011. - С. 24.
  31. [1] Воронова К.С. Подготовка специалистов в области туризма к использованию экотуристского потенциала Ставропольского края: Дисс. … канд. пед. наук. - Ставрополь, 2011. - 182 с. / С. 18.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Педагогика
2012 год 15 стр.
Реферат Активные методы обучения
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское