В советский период в нашей стране деятельность в сфере экологического образования и просвещения осуществлялась на федеральном, региональном и местном уровнях. Подготовка специалистов по различным экологическим дисциплинам осуществляется более чем в 170 вузах и нескольких десятках средних специальных образовательных учреждений России. Кафедры экологического профиля созданы в подавляющем большинстве высших учебных заведений.
Экологическое образование в системе высшего и профессионального образования было основано на государственных образовательных стандартах (ГОСТ) по направлениям:
- Экология и природопользование (для подготовки бакалавров и магистров).
- Инженерная защита окружающей среды.
- По специальностям «Экология», «Природопользование», «Биоэкология», «Геоэкология» (для подготовки дипломированных специалистов.
Анализ образовательных планов и программ советского периода и литературы их характеризующей[1] показал, что вся деятельность по экологическому воспитанию, просвещению, информации в образовательной среде была направлена на:
- изучение состава и использования учебных материалов и форм контроля, позволяющих судить о познавательном и воспитательном уровне сферы образования;
- изучение информационных потребностей обучаемых в литературе экологической направленности; внедрение новых информационных обучающих технологий прежних лет, формирование информационной культуры;
- создание системы совместной деятельности - школа, вуз, комитет по природопользованию, структуры дополнительного образования, музеи, СМИ и т.п.
- воспитание через литературу и различных мероприятий у молодежи экологической ответственности как черты личности, как единства нравственного, эстетического отношений к сфере обитания, к своему телесному и духовному здоровью;
- предоставление возможностей учащимся внести свой вклад в охрану окружающей среды; развитие творческих способностей в процессе экологической деятельности и широкая демонстрация их труда.
В вузах в основном экологическое обучение велось на основе:
- введения общего экологического обучения путем постановки особых курсов, включения в различные дисциплины разделов и тем по вопросам сохранения, восстановления и рационального использования природных ресурсов;
- организации подготовки специалистов широкого природоохранительного профиля;
- введения специализации, предусматривающей подготовку специалистов по отдельным аспектам охраны природной среды;
- привлечения студентов к общественно-производственной и научно-исследовательской работе природоохранительного направления.
И сегодня, по всеобщему признанию, приоритетная, ведущая роль в формировании нового экологического мировоззрения, его распространении и утверждении в общественном сознании отводится образованию. Вместе с тем практика отечественного экологического образования свидетельствует о том, что оно на сегодняшний день не обеспечивает реализацию данных мировоззренческих установок и ориентиров.
Несмотря на то, что основные концептуальные подходы в экологии и экологическом образовании были разработаны еще к началу 1980-х годов, пик в развитии экологического движения и образования в России приходится на 1990-е годы.
Оценивая современную ситуацию, сложившуюся в экологическом образовании на протяжении последних лет, следует признать, что оно прошло этап становления и сформировалось как самостоятельное образовательное направление и в методологическом, и в содержательном, и в нормативном, и в организационном плане. Многие аспекты экологического образования получили достаточно глубокое научное осмысление в отечественной науке уже в самом начале современной российской истории. В частности, активно изучаются проблемы среднего экологического образования (Ю.Ю. Галкин, В.А. Панова, Т.С. Иванова[2] и др.), а также подготовки студентов вузов (Л.С. Астафьева, Д.В. Багин, В.А. Гречушкин, Е.И. Ефимова, С.Е. Гусарова, Т.В. Дымова, Л.В. Моисеева, В.Н. Осокина, Н.И. Соколова, Е.А. Тузова, И.П. Шутова и др.[3]).
Разработано и такое исследовательское направление, как дополнительное профессиональное экологическое образование (К.А. Романова, С.Д. Коробков[4] и др.), которое составляет важнейшую часть формирующейся в стране системы экологического образования.
Немаловажное значение имеют формы и методы преподавательской деятельности.
Вот, например, как организовано обучение в Иркутском Государственном Университете по дисциплинам специальности «Социально-культурный сервис и туризм»: Все лекционные материалы обеспечиваются мультимедийным сопровождением, проводятся проблемные дискуссионные семинары, разбираются кейсы, используются элементы дуалистической педагогики. Преподаватели – практики (ведущие специалисты отрасли города) подробно анализируют методы решения возникающих проблем, связанных с практической деятельностью будущих специалистов.
В учебном процессе по образовательной программе «Социально-культурный сервис и туризм» активно используются инновационные методы обучения. Все преподаватели, осуществляющие учебный процесс используют слайд-лекции. При преподавании семинаров и практических занятий используется метод разбора кейсов, а также проводятся семинары-дискуссии. Все читаемые дисциплины доступны студентам в электронном виде. Позитивным моментом для подготовки специалистов является возможность практической обработки навыков на базе студенческого туристического центра «Магнит», который является полноценной туристической фирмой, наличие оборудованного гостиничного номера, а также научно-практическая база «Сарма», расположенная на о. Байкал, где студенты специальности имеют возможность теоретические знания по читаемым дисциплинам специальности отрабатывать на практике[5].