Введение
- Теоретические аспекты стратегического менеджмента
1.1. Анализ внутренней среды
1.2. Анализ внешней среды
1.3. Swot анализ и выбор стратегии
- Анализ разработки и разработка стратегии и тактики в турфирме N
2.1. Организация работы туристской фирмы
2.2. Действующий порядок разработки стратегий в турфирме
2.3. Разработка стратегии турфирмы
2.4. Выбор стратегии
- Развитие стратегии турфирмы
3.1.Общие проблемы повышения эффективности управления
3.2. Совершенствование функциональной структуры управления
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования определяется недостаточной изученностью и важностью проблем стратегического управления развитием турфирм в условиях развивающегося рынка туристских услуг.
Целью работы является разработка теоретических и методических основ, а также обоснование системы мер по совершенствованию стратегического управления развитием туристической фирмы (за счет открытия нового предприятия – филиала действующей фирмы), направленных на повышение результативности деятельности в текущем и долгосрочном периодах.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- анализ подходов к созданию системы стратегического управления развитием турфирмы в условиях конкуренции на рынке туристских услуг;
- определение целей, критериев и принципов стратегического управления развитием туристической фирмы;
- определение этапов, раскрытие содержания и последовательности формирования и реализации стратегии развития туристической фирмы.
Предметом исследования является совокупность теоретических и методических вопросов совершенствования стратегического управления развитием турфирмы.
Объектом исследования - туристическая фирма «N», открывающая свой филиал, предназначенный для осуществления организации отдыха, как на территории страны, так и за рубежом.
Информационной базой явились новейшие работы российских и зарубежных ученых-экономистов, в области стратегического управления развитием учреждений социальной сферы, Закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", федеральная «Программа развития туризма в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации», а также инструкции, положения и информационные материалы о развитии туризма в Российской Федерации и регионах, а также уставные, финансовые и управленческие документы туристической фирмы «N».
Структура работы определена ее целью и задачами: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Методика исследования основывается на результатах исследований российских и зарубежных ученых по проблемам разработки конкурентной стратегии управления предприятиями, повышением их конкурентоспособности на рынке турпродукта и их влияния на экономическую эффективность фирмы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА ФИРМЫ
1.1. Анализ внутренней среды
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).
Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.
Анализ финансового состояния может принести пользу фирме: выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.
Истоки большинства проблем в организации кроются в человеческих ресурсах. Здесь необходимо учитывать: тип сотрудников, компетентность и подготовка руководства, систему вознаграждений, преемственность руководящих должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников, потери ведущих специалистов и их причины, качество изделий и работу сотрудников.
Культура фирмы (атмосфера или климат в организации) используется для привлечения работников отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж корпорации создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения.
Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабевают под действием репутации компании.
Теория ресурсной базы организации. Она рассматривается как внутренний ресурс. В ее рамках определяются принципы устойчивости конкурентных преимуществ в соответствии со следующими аспектами:
- Определение и классификация ресурсов компании в соответствии с сильными и слабыми сторонами.
- Объединение ресурсов компании в стержневые компетенции (собираются воедино уникальные черты организации, технологические навыки, коллективный опыт взаимодействия с потребителями продукции и понимание особенностей рынка, потом формируются отличительные черты организации, трудно поддающиеся копированию).
- оценивание этих ресурсов и стержневых компетенций организации относительно устойчивых конкурентоспособных преимуществ и возможности их возмещения: выбор стратегии, которая наилучшим образом использует ресурсы и возможности организации относительно внешних возможностей; определение дефицитов ресурсов и инвестирование в совершенствование слабых сторон (сделать их сильными). [16, с.56]
С точки зрения развития организации, теория ресурсной базы относится к происхождению, росту и поддержанию организации. Планирование ресурсной базы является важным фактором при поддержании устойчивого роста организации. В меняющихся условиях окружающей среды организация должна произвести и усовершенствовать свои ресурсы для поддержания конкурентоспособного преимущества и роста. Организации представляют собой совокупность неиспользуемых производственных услуг, и они являются избыточной производственной мощностью. Излишество производственной мощности представляет внутренний механизм роста, который позволяет организации использовать избыточную производственную мощность для обслуживания существующего рынка. Использование избыточной производственной мощности важно, когда организация перемещает свою деятельность из регулируемой среды в нерегулируемую. Главная идея теории ресурсной базы – организация должна непрерывно улучшать свои ресурсы и способности для использования преимуществ в изменяющихся условиях. [16, с.64]
К ряду других факторов внутренней среды можно отнести следующие:.
Финансовый анализ - включает в себя: стоимость средств, сравнимую с нормой и основными конкурентами, способность нарастить добавочные средства, адекватный коэффициент ликвидности, использование кредитов для финансовой деятельности в сравнение с нормами и основными конкурентами, адекватный коэффициент активности, адекватный коэффициент рентабельности, отношения с кредиторами и акционерами, политику дивидендов и соответствие притока и оттока средств. [32, c.72]. Финансовый срез включает процессы, которые связаны с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации, например поддержание должного уровня ликвидности, обеспечение прибыльности и создание инвестиционных возможностей. [32, c.89]
Культура и руководство – данный фактор подразумевает в организации: сознание идентичности и присоединения представленной организацией своим членам, прочность и постоянность культуры частей организации в соотношении друг с другом и со всей корпоративной культурой, способность культуры поощрять инновации, творчество и открытость новым идеям, способность адаптироваться и погружаться, совместимая с требованиями изменяющейся окружающей среды и стратегии, мотивация исполнительных, управленческих работников и сотрудников нижнего уровня (основана на денежных и нематериальных премиях) [14, c.183]. Наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Нет ни одной организации, которая бы не имела организационной культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная структура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для стратегического управления состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явного проявления, то ее сложно изучать. Тем не менее, есть несколько устойчивых признаков, которые помогают оценить те слабые и сильные стороны, которые организационная культура порождает в организации. Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Организации с сильной организационной культурой стремятся подчеркнуть важность людей, работающих в ней, уделяют большое внимание разъяснению своей философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности. [6, c. 117].