Введение
- Определение электорального поведения
- Концепции изучения электорального поведения
- Модели социологического анализа электорального поведения
- Типологии электорального поведения
Заключение
Литература
Курсовая работа|Социология
Авторство: bugalter
Год: 2016 | Страниц: 71
Введение
Заключение
Литература
Изучение электорального поведения граждан является одним из самых актуальных направлений, так как представляет собой область практического применения научного знания. Теоретические разработки и практический опыт, обобщенны зарубежными исследованиями, такими как С. Блек, Т. Кларк, Ф. Котлер, Г. Лебон А. Ариан, Т. Герман, С. Липсет и др.[1]
Рассмотрение электорального поведения в настоящее время приобретает новое содержание, очевиден повышенный исследовательский интерес к ним в связи с анализом политических процессов в так называемых новых демократиях, в том числе и в России особенно накануне выборов «новых» Президента и Государственной думы.
Необходимо отметить, что в российской и зарубежной науке нет единого мнения об определении электорального поведения граждан.
Несмотря на широкое применение понятия на практике, оно во многих случаях интерпретируется по-разному.
Например, В.Л. Римский под электоральным поведением понимает систему взаимосвязанных реакций, действий или бездействий граждан, осуществляемых с целью приспособления к условиям проведения политических выборов. Электоральное поведение в этом смысле имеет отношение не только к избирателям, но и к тем, кто организует процесс выборов, принимает то или иное участие в них, а также является заказчиком применения тех или иных технологий[2].
И.В. Охременко считает, что электоральное поведение - это форма проявления политического поведения граждан по поводу делегирования своих полномочий. Специфика электорального поведения проявляется через участие в акциях предвыборной кампании, непосредственно в процедурах выборов, отражающихся на результатах голосования: на этапе «реализованного электорального поведения», характеризующегося связью избирателей с избранниками, отзывом и переизбранием депутатов и т.д.[3]
М.Н. Богданова, критикуя узкое понимание электорального поведения как простой совокупности форм участия граждан в электоральном процессе, предлагает комплексную его трактовку, основывающуюся на учете ценностных установок, политических ориентаций, предпочтений, интересов, мотивов, степени и характере участия граждан, а также стратификации, принадлежности к определенной среде и социальной группе, менталитете, политической и электоральной культуре[4].
В.Э. Матханов[5] указывает, что электоральное поведение – это элемент избирательных кампаний, в частности, выборов.
О.В. Парфенова[6] считает, что проблема электорального поведения находится на «стыке» ряда наук, и ее исследование представляется продуктивным при анализе с позиций междисциплинарного подхода.
В литературе нередко в рамках поведенческого подхода анализируется индивидуальное и коллективное поведение, которое может выступать в организованных и стихийных формах. Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких феноменов, как толпа, стихийные массовые движения и т.д. Г. Блумер обращается к понятию массы, как элементарной, спонтанно возникающей коллективной группировки. Поведение массы обусловлено стремлением каждого индивида ответить на собственные нужды. Форма массового поведения выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Но если эти линии сходятся, влияние массы может быть очень большим и оказывать радикальное воздействие на социальные институты, в том числе власть. В этом смысле коллективным поведением массы может выступать электоральное поведение.[7]
Говоря о массовом поведении, следует подчеркнуть, что оно подвержено влиянию факторов среды, а также целенаправленных действий, осуществляемых различными субъектами: властными структурами, политическими партиями и иными организациями и особо нужно отметить огромную роль СМИ и другие средства массовой коммуникации.
При анализе различных аспектов электорального поведения следует исходить из концепции политического участия, понимаемого как вовлеченность членов общества на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной основе в процесс политико-властных отношений.
Изучение электорального поведения предполагает исследование не только собственно процесса формирования итогового выбора, но и, что не менее важно, - всего многообразия факторов, влияющих на сохранение одними избирателями своих ориентаций и отказа от них других, а также обстоятельств, определяющих конечный выбор избирателей, не имеющих устойчивых политических ориентаций. Как отмечали родоначальники «экологического анализа» А. Зигфрид и Ф. Гогель, любые научные исследования в области электорального поведения должны основываться на сопоставлении результатов выборов и факторов, которые объясняют эти результаты[8].
Согласно критериям западных исследователей основными факторами, определяющими электоральное поведение, считаются: принадлежность индивидов к определенным социально-профессиональным и демографическим группам, уровень доходов, национальность и место проживания; соответствующая деятельность государственных, политических институтов и средств массовой информации, а также характер политической системы страны на момент выборов.
В таком понимании поведение избирателей, с точки зрения Г.В. Осипова, «…может анализироваться в связи с факторами как объективными (различные характеристики социального положения), объясняющими специфику поведения отдельных групп, так и субъективными (самоидентификация с политическими символами, восприятие отдельных, актуальных в данный момент политических проблем, воздействие СМК, личного общения и др.), а также с совокупным воздействием первых и вторых»[9].
Поведение электората - это изменение численности и удельного веса голосов (по отношению к зарегистрированным избирателям), отданных конкретным партиям и кандидатам на выборах, по сравнению с предшествующими выборами, а также изменение численности и удельного веса абсентеистов[10] и опустивших незаполненные или неправильно заполненные, следовательно, недействительные бюллетени.
Поведение электората изучается на основании данных электоральной статистики. Систематические исследования поведения электората стали возможными в связи с накоплением статистических данных о социально-демографической структуре отдельных регионов, эволюции этой структуры, что дало возможность соотносить локальные особенности в распределении голосов между политическими силами и эволюцию их поддержки со стороны
электората с социо-демографическими факторами.
Поведение электората проявляется в различных по уровню и масштабах явлениях общественной жизни:
Особенности социологического подхода к проблеме электорального поведения наиболее полно и точно всего отражает методологическое положение М. Вебера (из области его социологии власти) о сознательном, субъективно мотивированном индивидуальном действии[11].
При исследовании проблем электорального поведения большинство современных социологов исходят из концепции политического участия, понимаемого как действия, предпринимаемые отдельными гражданами и имеющие целью повлиять на политику государства, государственное управление или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти. Электоральное поведение выступает одной из конвенциональных форм политического участия, предполагающее, что граждане не должны рисковать своей жизнью, непосредственно участвуя в политике[12]. Многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные, подчёркивают, что основной формой конвенционального участия является голосование, посредством которого граждане могут повлиять на выбор состава законодательных и исполнительных органов власти и его будущую политику.
Интерес ученых к анализу электорального поведения традиционен, поскольку имеет как научный, так и прикладной аспект. Американский социолог С. Липсет отмечает, что: «анализ политических ориентаций и динамики электоральных предпочтений населения позволяет вычленить характеристики избирательного корпуса, обусловленные его национальными особенностями, определить основные и долговременные тенденции развития общества, отчленить конъюнктурные колебания в выборе избирателей от глубинных и устойчивых закономерностей в их поведении»[13].
Всего 107 источников
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!