Введение
Глава 1. Общие положения ограничения свободы
Глава 2. Общая характеристика уголовного наказания в виде ареста
2.1. Понятие ареста как вида наказания
2.2. Исполнение наказания в виде ареста
Глава 3. Теория и практика применения домашнего ареста
Заключение
Библиографический список
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений УК РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы» был принят Госдумой 16 декабря 2009 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года.
Теперь Федеральный закон, которым с 10 января 2010 года введено новый вид наказания – ограничение свободы, который по новому устанавливает понятие ограничения свободы.
Закон фактически вводит в российское уголовное законодательство новый вид наказания под тем же названием. Из текста новой редакции статьи об ограничении свободы исчезло упоминание об исправительных центрах. Отбывать наказания осужденные будут по месту жительства. Расширено понятие ограничения свободы. Помимо запрета покидать место проживание суд имеет право накладывать следующие ограничения прав и свобод: запрет пребывать в определенных местах, запрет выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы населенного пункта, запрет посещать места каких-либо мероприятий или участвовать в них, запрет изменять место жительства, работы и учебы без предварительного уведомления и согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор, явка в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор, для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Кроме того, этот перечень оставлен открытым, то есть суд имеет право накладывать иные ограничения, если сочтет это необходимым.
Критики закона отмечают, что в подобном виде ограничение свободы трудно назвать полноценным уголовным наказанием, скорее принудительным воздействием во многим схожим с условным осуждением. Фактически, правовое положение осужденных к ограничению свободы не будет отличаться от правового положения условно осужденных лиц. Авторы законопроекта подчеркивают, что по своему характеру наказание в виде ограничения свободы, будет являться довольно серьезным, поскольку оно ограничивает права и свободы человека на его перемещение, посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, выбор места работы, учебы. При этом данные ограничения обеспечиваются угрозой замены ограничения свободы реальным лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день лишения свободы.
Целью настоящей работы является рассмотрение ограничения свободы и ареста, проблемы назначения и исполнения наказания.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие ограничения свободы;
- Исследовать применение наказания в виде ограничения свободы;
- Показать понятие ареста как вида наказания;
- Раскрыть исполнение наказания в виде ареста.
Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующие назначение и исполнения наказания в виде ареста и ограничения свободы. Объект исследования составляют правоотношения применения наказания в виде ареста и ограничения свободы.
1. Общие положения ограничения свободы
Рост числа правонарушений склоняет государство реагировать на это ужесточением уголовной политики, расширяя прежде всего применение тюремного заключения все к большему числу лиц, нарушивших закон. Однако результаты не всегда оправдывают себя. В итоге такие меры приводят к увеличению численности заключенных, росту рецидивов, криминализации личности, разрыву социально полезных связей и др. По мнению психологов, длительное (свыше 5–6 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека. Впрочем, о губительном влиянии лишения свободы на психику и нравственность заключенных известно давно. Более того, в связи с неразвитостью в Российской Федерации системы ресоциализации осужденных такие лица становятся навсегда потерянными для общества.[1]
Начиная с 1970-х годов некоторые государства стали искать пути разрешения данной проблемы, в частности через распространение применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Совет Европы и ООН со своей стороны стали разрабатывать и принимать документы, направленные на внедрение подобной практики во всем мире. В 1981 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала участникам «заменять наказания в виде лишения свободы, предусматривающие непродолжительное содержание под стражей, другими мерами, которые были бы более эффективны и не противоречили принципу наказания». В 1985 г. на Седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями государства-участники приняли Резолюцию № 16, которая акцентировала внимание на сокращении численности заключенных, предпочтении альтернативных мер наказания и социальной реинтеграции правонарушителей. В 1986 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию под названием «Некоторые меры, альтернативные тюремному заключению», в которой также рекомендовал правительствам государств-участников вводить различные альтернативные наказания и рассмотреть возможности включения их в национальные уголовные кодексы.
На протяжении вот уже нескольких лет в Российской Федерации проводится политика либерализации и гуманизации уголовного законодательства: оценка деяния человека, новый подход к преступнику приводят к уменьшению численности осужденных в местах лишения свободы. Кроме того, стали чаще применяться альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. В результате значительное число лиц не попадает под влияние криминальной части осужденных, вследствие чего происходит сокращение профессиональной преступности.[2]
Наказание в виде ограничения свободы было введено в действие после вступления в силу с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. Таким образом, ранее ограничение свободы являлось основным видом наказания и заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы назначалось лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, на срок от одного года до трех лет; лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, на срок от одного года до пяти лет. Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных исправительных центрах, которые относятся к разряду учреждений открытого типа, не предусматривающих изоляцию осужденного от общества. Осужденные, отбывающие наказание в таких исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, заочно обучаться в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта Федерации по месту отбывания наказания. Вместе с тем содержание осужденных к ограничению свободы организовывается в условиях осуществления за ними строгого надзора. В этой связи осужденные обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительного центра; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать его без разрешения администрации; проживать в специально предназначенных для осужденных общежитиях; постоянно иметь при себе вместо паспорта документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
В соответствии со ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение свободы не назначается:
- лицам, признанным инвалидами первой или второй группы;
- беременным женщинам;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;
- женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста;
- мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста;
- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
27 декабря 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы». Поправки вступили в силу 10 января 2010 г. По мнению практиков права, принятие такого закона – положительное явление. При большей разновидности видов наказаний у судей появляется возможность использовать индивидуализацию наказания. Эта норма предусматривает ограничения для осужденного по перемещению, месту работы и учебы. Контроль за исполнением установленных ограничений возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.