Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла сравнительно недавно - в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала система специальных гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречили законодательству.
Действующее законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права. Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему, отсутствовала система государственной защиты потребителей.
Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д. В условиях свободы предпринимательской деятельности, отсутствия культуры потребления проблема возникновения специального законодательства встала особенно остро.
Первая попытка в создании потребительского законодательства была сделана 22 мая 1991 года, когда был принят закон СССР «О защите прав потребителей». Он не вступил в силу в связи с распадом СССР.
Закон РФ «О защите прав потребителей вступил в силу 7 апреля 1992года. 16 января 1996 года была опубликована новая редакция Закона « «О защите прав потребителей». Кроме того, в конце 1995 года - начале 1996 года были приняты нормативные акты, имеющие существенное значение для потребителей и нуждающиеся в дополнительном разъяснении.
Надо сказать, что законодательство о защите прав потребителей стремится максимально обезопасить граждан и содержит для этого достаточно действенные механизмы:
- устанавливает законную неустойку (т.к. договором она зачастую не предусмотрена или установлена в минимальном размере);
- гарантирует обмен некачественного товара, возможность его возврата с правом получения денег обратно, бесплатный ремонт и прочие на выбор потребителя;
- предоставляет возможность потребителю на выбор предъявить претензию или иск к продавцу или изготовителю;
- освобождает потребителя от уплаты государственной пошлины при обращении в суд;
- предоставляет потребителю право места подачи иска;
- гарантирует государственную защиту прав потребителей посредством контроля со стороны государственных органов (Федеральной службы по надзору за соблюдением прав потребителей и благополучию человека, прокуратура РФ и других органов)
- Права и гарантии потребителей
Сегодня можно признать аксиомой приоритетность и исключительную важность прав потребителя, занимающих центральное место среди прав и свобод человека и гражданина и представляющих собой неотъемлемую составляющую успешного развития гражданского общества. Актуальность и значимость данных прав особенно чётко осознаёт любой из нас, когда ему приходится выступать в роли пациента. Когда речь идёт о здоровье - главном человеческом благе, мы хотим быть уверены, что наши права и законные интересы должным образом охраняются законом. А закон носит социальную направленность, имеет своей целью защиту интересов широких слоёв населения и в вопросе структуры норм он соответствует этой направленности. Первое и главное из требований к структуре такого закона - способность любого человека понять, регулирует ли данный закон отношения в интересующей его сфере, что понимается под тем или иным термином, содержащимся в нормах закона, и какие действия ему необходимо совершить, чтобы защитить свои личные интересы в данной сфере. При этом следует учитывать, что закон, направленный на защиту интересов неограниченного круга лиц, должен быть максимально подробно и понятно изложен, так как рассчитан на его применение людьми не только не имеющими юридического образования, но и никогда не сталкивающимися с проблемами правовой защиты своих интересов. Мы видим и заинтересованность государства в данной области правоотношений. В данной области государство заинтересовано в защите жизни, здоровья потребителей и в ненарушении их прав изготовителями, исполнителями и продавцами товаров (работ, услуг).
Отношения между потребителями и исполнителями, основанные на возмездном предоставлении товаров (услуг, работ), регулируются соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с вышеуказанными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует:
- отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
- устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей);
- регулирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- регулирует права потребителей в области защиты их прав;
- регулирует государственную и общественную защиту интересов потребителей;
- определяет механизм защиты этих прав.
Разъяснения по применению законодательства о защите прав потребителей содержатся в:
- судебных постановлениях;
- актах уполномоченных органов государственной власти.
Для защиты своих прав потребителю недостаточно прочитать Закон «О защите прав потребителей». Указанный Закон не устанавливает, и не может установить единые правила для всех видов деятельности - они содержатся в Гражданском кодексе РФ и специальных законах, регулирующих страхование, финансовые услуги, перевозки и т.д. Закон «О защите прав потребителей» содержит лишь общие нормы о правах потребителя (право на безопасность товаров, работ, услуг, информацию о них, право на возмещение морального вреда и т.д.) и устанавливает общие правила ответственности продавца, изготовителя, исполнителя, импортёра.
И если общие нормы о правах потребителя должны соблюдаться во всех случаях, то ответственность, предусмотренная Законом «О защите прав потребителей», применяется, если иная ответственность не установлена специальными законами.
Законом «О защите прав потребителей» следует руководствоваться, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- товар (работу, услугу) приобретает (заказывает и (или) использует, а равно может приобрести в будущем) физическое лицо исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- товар (работа, услуга) приобретается (заказывается) за плату;
- товар (работа, услуга) приобретается у организации (любой организационно-правовой формы) либо индивидуального предпринимателя, производящих товары для реализации потребителям, реализующих товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющих работы и оказывающих услуги потребителям. Организация, индивидуальный предприниматель, должны осуществлять деятельность по продаже товаров, реализации работ, услуг, а не совершать разовую сделку (в частности, по продаже собственного имущества).
При несоблюдении хотя бы одного из вышеуказанных требований возникшие правоотношения не будут регулироваться законодательством о защите прав потребителей.
Одним из способов защитить права потребителей является информирование потребителей об их правах, способах их реализации, защиты и ответственности за нарушение прав. Закон «О защите прав потребителей» не только декларирует право на просвещение, но и устанавливает механизм его обеспечения: путём включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав.
На практике подобные действия могут выражаться в создании новых и поддержке существующих обществ по защите прав потребителей, куда со своими вопросами может обратиться каждый желающий и получить интересующую его информацию. Кроме того, это может быть выпуск специальной литературы за государственный счёт, включение вопросов по защите прав потребителей в государственные программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, соответствующих курсов подготовки общеобразовательных учреждений, проведение конкурсов по основам потребительских знаний среди молодёжи, организация различных акций.
Закон стремится максимально обезопасить потребителя от приобретения некачественного товара (работ, услуг), поскольку условия о качестве зачастую в договорах детально не прописываются.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работ, услуг) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Покупая товар в магазине или заказывая выполнение бытовой работы (услуги), потребитель не подписывает какого-либо договора, соответственно может возникнуть вопрос: кто тогда определяет условия этого договора и в том числе условия о качестве товара? Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда Законом или иными правовыми актами предусмотрено предоставление льгот. Кроме того, у Правительства РФ имеется возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.