Введение
Глава 1. Мониторинг ситуации в Российской Федерации. Текущая структура
1.1. Современное состояние коррупции в органах государственной власти
1.2. Основные тенденции и проблемы
Глава 2. Механизмы формирования антикоррупционной стратегии
2.1. Структура механизмов антикоррупционной борьбы
2.2. Механизмы формирования антикоррупционной модели
Глава 3. Коррупция в налогооблажении
3.1. Коррупция в налогооблажении
3.2. Возможные инструменты противодействия коррупции
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность данного курсового исследования обоснована следующим. Одним из серьезных препятствий в строительстве правового государства в России является все возрастающая проблема коррупции. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходного периода.
Произошедшие в конце XX в. в России глобальные экономические и социальные изменения имели неоднозначное значение для развития общества. Как следствие, обострились многие проблемы, преодоление которых требует не только своевременного принятия научно обоснованных, теоретически и практически выверенных и взвешенных решений, но и обобщения накопленного исторического опыта деятельности государства.
Исторический анализ практики решения важных государственных задач позволяет более зримо определить пути развития государства, более широко взглянуть на существующие проблемы, оценить их на фоне глубоких преобразований, увидеть как их истоки, так и перспективы решений.
В настоящее время коррупция в России однозначно представляет собой большую социальную угрозу и является одним из наиболее серьезных условий, препятствующих эффективному развитию Российского государства.
В современных условиях проблема борьбы с коррупцией, с криминальным использованием служебного положения в сфере управленческих, социальных и экономических отношений становится все более острой, что обусловливается следующими причинами: во-первых, злоупотребление властью в корыстных целях на фоне существующего неравенства разных слоев населения подрывает авторитет государственной власти, управленческого аппарата хозяйствующих субъектов, дискредитирует демократию; во-вторых, служебно-экономическая преступность, содержание которой составляет деформация процесса распределения материальных и других благ, оказывает негативное влияние на эффективность экономики в целом; в-третьих, служебно-экономическая преступность, как и многие другие социальные явления, создает условия собственного воспроизводства. В-четвертых, что существенно в настоящее время, она является не только важным управленческим, экономическим, но и политическим фактором, сдерживающим поступательное развитие общества в целом.
Целью данного исследования является изучение вопросов борьбы с коррупцией в органах государственной власти.
Задачи работы:
- проанализировать современное состояние коррупции в органах государственной власти;
- рассмотреть основные тенденции и проблемы коррупции;
- изучить структуру механизмов антикоррупционной борьбы;
- охарактеризовать механизмы формирования антикоррупционной модели;
- рассмотреть проблемы коррупции в налогооблажении;
- определить возможные инструменты противодействия коррупции.
Объектом исследования является коррупция в системе государственной власти.
Предмет исследования – меры по борьбе с коррупцией в государственной власти.
Глава 1. Мониторинг ситуации в Российской Федерации. Текущая структура
1.1. Современное состояние коррупции в органах государственной власти
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Коррупция встречается на различных уровнях властных структур и практически во всех секторах государства. В России, как свидетельствуют исследования, практически нет государственных структур, неподверженных коррупции. Согласно данным социологических исследований, к наиболее коррумпированным государственным органам относятся: таможенные и налоговые органы, ГИБДД и вообще правоохранительные органы, суды и прокуратура, организации, связанные с распределением имущества, собственности, природных ресурсов, электроэнергетика, вузы и др. Несколько менее коррумпированными признаны: армия и военные комиссариаты, министерство финансов, крупные государственные компании и банки, больницы и органы здравоохранения, местные органы управления.
Объем коррупционного рынка в России в 2009 году составил $300 млрд, при этом размер средней взятки вырос за год в 2,4 раза - с 8 тыс. рублей в прошлом году до 27 тыс. рублей в нынешнем. По уровню восприятия коррупции Россия с рейтингом 2,2 заняла лишь 146 место в мире, разделив его с Украиной, Сьерра-Леоне, Кенией, Эквадором и Камеруном.
Специалисты Tra№spare№cy I№ter№atio№al (TI) опубликовали очередной доклад с оценкой ситуации со взяточничеством в мире. Ежегодный доклад готовят региональные отделения TI на основе оценок ведущих экспертов, которые анализируют социально-политическую жизнь внутри страны. Максимальное значение рассчитываемого аналитиками индекса восприятия коррупции (ИВК) в различных странах мира составляет 10 баллов, которые выставляются странам с наименьшим уровнем коррупции.
Россия в нынешнем рейтинге набрала 2,2 балла и заняла 146 место из 180, оказавшись на одном уровне с Украиной, Сьерра-Леоне, Кенией, Эквадором и Камеруном. Немногим лучше дела обстоят у Азербайджана, Коморских островов и Непала, набравшим 2,3 балла. Пока «уступают» России такие страны как Папуа - Новая Гвинея, Кот-д´Ивуар, Парагвай, Йемен - 2,1 балла. Примечательно, что по сравнению с 2008 годом положение России в общемировом рейтинге практически не изменилось и даже выросло на 0,1 балла - в 2008 году Россия стала 147-1 с рейтингом 2,1 балла. Незначительное улучшение показателей аналитики объясняют принятием в декабре 2008 года пакета нормативно-правовых актов по противодействию коррупции. Ситуация с ней усугубляется чрезмерным присутствием государства в экономике, отмечают они.
В тоже время за последние два года рынок коррупции в России значительно увеличился, констатируют аналитики. Так, в 2008 году средняя бытовая взятка составляла 8 тыс. рублей, сейчас ее размер подскочил до 27 тыс. рублей. Наиболее коррумпированными сферами являются образование, здравоохранение и охрана правопорядка[1].
«Левада-центр» провел исследование среди москвичей: насколько коррумпирован город и кому они в основном дают взятки. Опрос был проведен среди 1002 человек в возрасте от 18 лет с 22 октября по 18 ноября 2009 г. Москвичи признались, что чаще всего дают взятки врачам и сотрудникам ГИБДД. На вопрос «Приходилось ли вам в течение последних 12 месяцев решать проблемы в поликлинике, больнице при помощи взяток?» утвердительно ответили 28,6% (еще 6,5% затруднились с ответом). Вопрос о решении проблем с ГИБДД с помощью денег дал 20,3% положительных ответов и еще 8,8% «затруднившихся». На третьем месте сотрудники государственных учреждений - 14,5% опрошенных. В детских садах дают взятки 7,4% москвичей, в школах - 6,7%, в вузах - 7,1%, в милиции - 7,3%. Самой некоррумпированной сферой оказались суды - лишь 1,7% (в абсолютных цифрах - 17 человек) признались, что «заносили» судьям за нужные решения. В столице взяточничество и коррупция распространены больше (сообщили 57% москвичей, причем треть опрошенных сказали «значительно больше»), чем в других городах России[2].
Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные) и в конечном счете экономический рост.
[1] www.tra№spare№cy.org.ru
[2] Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовые и экономические проблемы противодействия коррупции в органах власти и управления // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 6. - С. 49 - 55.