Введение
Глава 1. Процесс разработки дизайна российских СМИ
1.1. Характеристика дизайна в СМИ
1.2. Особенности дизайна периодических изданий
1.3. Особенности дизайна электронных СМИ
Глава 2. Характеристика дизайна современных российских периодических изданий на примере газеты «Известия»
2.1. Особенности дизайна российских газет
2.2. Концепция дизайна газеты «Известия»
Заключение
Библиографический список
Маркетинг и менеджмент в журналистике, представляющие собой общую редакционно-издательскую систему подготовки, выпуска, закрепления и продвижения периодического издания на информационном рынке, имеют свою специфику. Она проявляется прежде всего в характере потребления в процессе массовой коммуникации информации — особого продукта духовно-практической деятельности коммуникаторов, — характеризующегося «кумулятивностью» влияния СМИ, наличием динамичной и гуманитарной, социально-этичной составляющих. В связи с повышением роли смыслового восприятия визуальной информации в СМИ одним из ведущих типологических признаков становится дизайн. Дизайн, построенный на основе композиционно-графического моделирования, способствующего оптимальной организации вербальных и невербальных компонентов издания, ориентированный на конкретную аудиторию с ее социально-демографическими и психологическими особенностями, является элементом фирменного стиля издания — одного из ключевых понятий редакционно-издательского маркетинга.
Актуальность темы работы связана с необходимостью изучения особенностей дизайна современных российских СМИ, который влияет на потребительские свойства издания, его узнаваемость читателями и зрителями, эстетическую ценность.
Объектом нашего исследования являются современные российские периодические и электронные издания, в начале нового тысячелетия изменяющие свою форму, содержание и особенности оформления в соответствии с потребностями целевой аудитории.
Предметом исследования является изучение отличительных особенностей дизайна современных российских СМИ (на примере газеты «Известия»).
Цель нашей работы заключается в выделении особенностей дизайна современных российских СМИ.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
- Изучить процесс разработки дизайна российских СМИ.
- Определить особенности дизайна периодических и электронных изданий.
- Дать характеристику дизайна современных российских периодических изданий на примере газеты «Известия».
- Изучить концепцию дизайна газеты «Известия».
Теоретической основой для написания дипломной работы послужили научные труды В.В. Волкова, С.И. Серова, А.П. Киселева, В. Скоробогатько.
Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Библиографического списка.
1. Процесс разработки дизайна российских СМИ
1.1. Характеристика дизайна в СМИ
Чтобы иметь возможность отражать событийную картину мира, давать по возможности объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения, необходимо включить средство массовой информации в рынок, рассматривая журналистскую информацию в качестве товара. Для чего следует освоить редакционно-издательский маркетинг и менеджмент, разбираться в финансовых вопросах. Новые подходы к выпуску, закреплению имиджа и продвижению на рынок периодического и электронных изданий выстраиваются на основе редакционно-издательского маркетинга и менеджмента и должны быть увязаны с духовной, этической доминантой общества.
Дизайн (от латинского designare — «отмерять») — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством [6; С. 36].
Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности. Среди мировых школ графического дизайна можно выделить: русский конструктивизм (20-е годы), американская рекламная графика (30―50-е годы), швейцарская школа графики (50―70-е годы), польская школа плаката (50―70-е годы), японская школа плаката (60―80-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская. Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач: типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг; фирменный стиль, в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки; визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации; плакатная продукция; задачи веб-дизайна; визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ. Композиция является одним из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов. Кроме визуального образа, текста, пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических, маркетинговых и культурных коммуникаций. Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн.
Для графического дизайна объектом выступают любые виды носителей информации, предназначенной «для массового употребления, начиная с графики и плаката, через промышленную графику — к системам визуальных коммуникаций и фирменному стилю» [9; С. 48]. Любое дизайнерское проектирование предполагает создание формально нового объекта, соединение в нем общественно необходимых качеств, именуемых потребительскими свойствами. В то же время оно, в отличие от иных форм проектной деятельности, является художественным творчеством, одним из направлений эстетической организации жизни. Проектирование в дизайне направлено на изменение исходной проектной ситуации и делится на две части, аналитическую и синтетическую, двигаясь от изучения задания через определение объекта проектной работы к синтезу новой формы. Творческая основа художественного проектирования состоит в образном понимании, отражении и воплощении жизненных ценностей.
1) Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна. ― Х.: ООО МПФ «Септима ЛТД», 2006. ― 288 с.
2) Галкин С.И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления. К постановке проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. ― 1977. ― № 4. ― С. 32.
3) Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. ― М.: Изд-во МГУ, 1984. ― 218 с.
4) Киселев А.П. От содержания ― к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. ― М.: Изд-во МГУ, 1975. ― 156 с.
5) Нильсен Я. Веб-дизайн. — СПб: Символ-Плюс, 2003. — 512 с.
6) Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
7) Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60–80-е годы. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 153 с.
8) Скоробогатько В. Школа дизайна // Журналистика и медиарынок. — 2007. — №2. — С. 17.
9) Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. — Воронеж: Воронежский университет, 2000. — 336 с.
10) Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 224 с.
11) Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. — Воронеж: Инфа, 2006. — 112 с.
12) Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. — М.: АСТ, 2007. — 256 с.
13) Ульяновский А. Мифодизайн. Коммерческие и социальные мифы. — Санкт-Петербург: Питер, 2005. — 544 с.