Введение.
Глава 1. Общественный порядок и история развития его охраны.
1.1. О понятии «общественный порядок».
1.2. Историческое развитие участия граждан в охране общественного порядка в России
Глава 2. Правовые основы и формы участия граждан в охране общественного порядка
2.1. Правовые основы участия граждан в охране общественного порядка.
2.2. Формы участия граждан в охране общественного порядка.
Заключение.
Список использованных источников
Совместная и целеустремленная производственная и иная социальная деятельность людей невозможна без упрочения социальных связей и общественных отношений. В доклассовом обществе порядок регулировался обычаями и традициями. С разделением труда, появлением частной собственности и классов общественный порядок и общественная безопасность регулируются прежде всего правом и моралью и охраняются государством.
Общественный порядок складывается из волевых отношений людей, которые проявляются в их поведении, действиях как результат их сознательной деятельности. Политическая система (государство, общественные объединения) формирует общественный порядок, активно влияет на общественные отношения путем установления социальных правил поведения и обеспечения их исполнения и соблюдения.
Борьба за укрепление общественного порядка составляет важную задачу государства. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1] в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития указано развитие человеческого потенциала России, для чего необходимо обеспечение безопасности и общественного порядка.
Существенная роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, российской полиции. Именно они в тесном контакте и взаимодействии с иными государственными органами и различными организациями ведут большую работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, используя при этом широкую гамму средств правового и морального воздействия, разнообразный арсенал мер убеждения и принуждения.
Всем указанным и объясняется актуальность рассматриваемой темы.
Предметом в работе выступают нормы законодательства, регулирующие участие граждан в охране общественного порядка.
Объектом в работе являются общественные отношения, возникающие в сфере регулирования охраны общественного порядка.
Цель работы – изучение основ и форм участия граждан в охране общественного порядка. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «общественный порядок»;
- исследовать историческое развитие участия граждан в охране общественного порядка;
- изучить правовые основы участия граждан в охране общественного порядка;
- определить формы участия граждан в охране общественного порядка.
При выполнении данной работы были использованы труды таких авторов, как: Г.Г. Сидорова, В.Д. Тяптин, А.В. Сумин, Р.Р. Яковлев, С.В. Егорышев, И.С. Фатов, В.И. Харламов, А.В. Жеребцов, и др.
В ходе исследования использовались такие методы, как: исторический, системный, методы анализа и синтеза, а также логический.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общественный порядок и история развития его охраны
1.1. О понятии «общественный порядок»
В Конституции РФ понятие «общественный порядок» упоминается в п. «е» ч. 1 ст. 114 как полномочие Правительства РФ и в ч. 1 ст. 132 как полномочие местного самоуправления.
В статье 32 Конституции РФ закреплено право граждан на непосредственное участие в управлении делами государства. В правоохранительной сфере оно реализуется путем участия в коллегии присяжных заседателей, участия в производстве следственных действий в качестве понятого и т. п. Непосредственное участие граждан в повседневной деятельности правоохранительных органов – признак демократического общества и правового государства, один из механизмов укрепления законности. Граждане РФ имеют право непосредственно участвовать и в охране общественного порядка, но в настоящее время не могут его реализовать в полном объеме[2].
Статья 132 Конституции РФ указывает на то, что органы местного самоуправления самостоятельно:
- управляют муниципальной собственностью;
- формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;
- устанавливают местные налоги и сборы;
- осуществляют охрану общественного порядка;
- решают иные вопросы местного значения.
Однако в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3] конституционное право органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка ограничено в отношении поселений.
Кроме того, частью 2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения, в частности, вопроса местного значения, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 16 (т. е. к охране общественного порядка). При этом сельским и городским поселениям, а также муниципальным районам данное право не предоставлено.
Как уже упоминалось, понятие «охрана общественного порядка» упоминается, в Конституции РФ, как полномочие Правительства РФ (п. «е» ч. 1 ст. 114), так и как полномочие местного самоуправления (ч. 1 ст. 132). При этом не разграничивается компетенция между Правительством РФ и местным самоуправлением в вопросах «охраны общественного порядка». В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится обеспечение «правопорядка» и «общественной безопасности».
Понятия «общественный порядок», «правопорядок» и «общественная безопасность» (в отличие от безопасности общества) не имеют легитимного закрепления. А на практике одно действие сотрудников полиции зачастую выполняет сразу три задачи. Представим себе ситуацию: сотрудники патрульно-постовой службы полиции на улице задержали лиц, совершивших деяние, предусмотренное ст. 213 УК РФ «Хулиганство». Получается, что одновременно осуществлялись и охрана общественного порядка, и обеспечение правопорядка, и обеспечение общественно безопасности. В случае создания муниципальной милиции ее служащие, осуществляя те же действия формально выйдут за пределы конституционных полномочий местного самоуправления.
[1] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
[2] Сумин А.В. Содержание понятия «общественный порядок» в законодательстве РФ и нормах международного права // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2011. № 2. - С. 124-127.
[3] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.