Введение
Глава 1. Основные подходы к маркетингу по-японски
1.1. Инновационные подходы к японскому маркетингу
1.2. Современный японский маркетинг
Глава 2. Практика реализации маркетинговых задач
2.1. Культивирование корпоративного духа фирмы
2.2. Принятие решений
Заключение
Список литературы
Маркетинг в Японии отличается от западной модели по причине географических, социальных, исторических особенностей и государственного устройства. Такие национальные факторы, как тесное сотрудничество промышленности и правительства, сама промышленная атмосфера и высококачественные товары, ориентированные исключительно на мировой, а не на внутренний рынок, прямо и косвенно оказывают воздействие на стратегию японского маркетинга.
Отличительной особенностью промышленности Японии является конкуренция в духе сотрудничества. Производственные концерны ведут непримиримую борьбу, которая иногда приобретает настолько жесткий характер, что сами японцы говорят: «Если компания смогла выжить на внутреннем рынке, то выживание и доходность на зарубежном пройдет легко и просто». Дух сотрудничества заметен при попытках промышленности решать свои проблемы в переговорах с правительством. В трудные времена ведущие компании образовывают ассоциации для защиты своих отраслевых интересов.
Японский маркетинг базируется на трех китах – безусловном приоритете потребителя, развитых информационных технологиях и предпринимательском духе, стимулирующем творчество.
Проводимые японской ассоциацией маркетинга исследования выявили ключевые признаки маркетинга в Японии XXI века. Это «инициатива», «скорость» и «удовлетворенность потребителя». И если последний критерий является базовым постулатом всей маркетинговой науки, то два первых – японское ноу-хау. Современный маркетинг, по мнению большинства японцев, обязан базироваться на быстром и достаточно гибком планировании инициатив, в центре которых всегда – потребитель. Самые амбициозные и инициативные компании больше ориентируются на выявление потребностей и их удовлетворение, а не просто реагируют на возникший спрос.
Далее по списку идут «прибыль», «бренд» и «здравый смысл». Лишь 4,6% японских маркетологов уверены, что создание бренда важнее создания нового продукта. Прибыль компании не является основным показателем эффективности. Для бизнесменов Японии более важен такой параметр, как завоеванная доля рынка.
В американском и западноевропейском маркетинге акцент всегда делается на стратегический аспект, то есть на определение потребностей покупателей для достижения организационных целей. Маркетинг по-японски рассматривает вкусы и желания покупателей как врожденные особенности, которые необходимо удовлетворять без особых рассуждений. В западных концепциях основными задачами маркетинга являются убеждение и уговоры потенциального покупателя. К слову, должность «менеджер по продажам» обязана своим происхождением американской модели. Лозунг японского маркетинга звучит так: «Пусть за себя говорят товары и услуги» вместо западного «Пусть говорят продавцы».
Цель данной работы – охарактеризовать основные принципы японского маркетинга.
Задачи работы:
- Выявить инновационные подходы к японскому маркетингу.
- Охарактеризовать современный японский маркетинг.
- Проанализировать практика реализации маркетинговых задач.
Глава 1. Основные подходы к маркетингу по-японски
1.1. Инновационные подходы к японскому маркетингу
Инновационный подход к маркетингу по-японски выразился в модели SINIC, разработанной маркетингом компании OMRON ELECTRONICS и получившей название по первым буквам девиза: «От зерна-инновации –
к побегу-потребности». Суть этого подхода заключается в прогнозировании потребностей рынка в технологичной продукции и осуществлении стратегического планирования. Производители выпускают на рынок современную и необходимую продукцию, которая сама находит путь к потребителю. На смену «силовому сбыту» приходит «распродажа-всасывание».
Японский бизнес нашел единственно верный способ выжить – максимально приблизиться к клиенту. Его новый девиз «Красиво продавать качественные товары и услуги по низкой цене» реализуется в оптимизации цены при повышении качества и в новом подходе к проблемам разработки, производства, продвижения и сбыта товара. Вместе со структурой управления и системой мотивации меняется и маркетинг. Формула «от масштаба – к индивидуальности» выводит маркетинг взаимодействия на передовые позиции.
Но японская модель индустриального маркетинга доказывает и то, что традиции живы. Успеху компании способствуют правильный выбор профиля деятельности, грамотная диверсификация, присутствие на самых прибыльных сегментах рынка, эффективная сбытовая сеть, действенная реклама и имидж самой компании в глазах потребителей. Необходимо подчеркнуть, что индустриальный фактор играет решающую роль в розничной торговле продуктами питания. Помимо этого технологические решения создают базу активного общения с покупателем посредством телеэкранов, стимулируют формирование глобальных сетей и снижают стоимость услуг.
Защита потребителя. Во многих странах Старого и Нового Света законы о защите прав потребителей действуют уже давно. Движение по защите прав потребителей (консюмеризм) достаточно хорошо организовано и развито благодаря поддержке правительств этих стран, различных организаций, национальному и международному законодательствам. Самой влиятельной и авторитетной организацией международного уровня является Консюмерский Интернационал (Consumer International – CI), объединяющий сегодня более 110 стран по всему миру. Япония приняла закон о безопасности потребительских товаров и сейчас в сфере правовой защиты потребителей действует уже более полусотни национальных законов и префектурных правовых актов, в числе которых закон о мерах и весах, закон о промышленной стандартизации и законы, регламентирующие уровень информированности потребителей.
Большая часть цивилизованного мира уже сегодня живет в условиях глобальной экономики, для которой характерно не только свободное движение товаров и услуг, но и свободное движение капиталов и новых идей. Глобализация финансовых рынков достигла максимального значения за все время своего существования. Потребитель же, как физическое или юридическое лицо, использующий предлагаемые товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, остается самым незащищенным звеном цепи, хотя степень защиты японского потребителя, по мнению международных экспертов, считается самой высокой.
Тем не менее, Парламент Японии принял закон о создании в сентябре текущего года первого управления по защите потребителей, основной целью которого станет обеспечение продовольственной безопасности населения. Поводом для принятия такого решения послужила серия недавних скандалов: прошлогодние инциденты с массовыми отравлениями китайскими пельменями «Гёдза», экспертиза которых выявила наличие пестицидов; арест в этом году поставщиков риса также с пестицидами; обнаружение фактов нарушений санитарных норм и фальсификации при упаковке мяса. Все эти случаи вызвали взрыв недовольства японской общественности: последовали претензии к правительству, обвиненному в несерьезном отношении к безопасности рынка потребления.
Выход на рыбный рынок. Рынок Японии характеризуется жесткой конкуренцией и высокими ценами, поэтому работать на нем очень выгодно, хотя и рискованно. К сожалению, для российского бизнеса он до сих пор недостаточно доступен. По официальным данным, с Японией в течение последних 15 лет сотрудничают чуть более 500 бизнесменов из нашей страны. Самыми распространёнными сферами деятельности россиян являются экспорт строительного леса, импорт японских автомобилей и техники; рыба и морепродукты.
В России аккредитовано несколько японских организаций для помощи в установлении деловых контактов. Среди них самыми представительными являются РОНИС и ДЖЕТРО. Первая является ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами, вторая – организация по развитию внешней торговли.
Перед тем как начинать поиски партнера с японской стороны, необходимо четко установить, кем он должен быть: инвестором проекта, представителем дочерней компании, дистрибьютором товара или покупателем продукции.
Затем следует определиться с основными характеристиками партнера: что важнее – его знания и опыт или репутация солидной компании, налаженная сеть клиентов или прочная финансовая база. Не следует игнорировать и совместимость: в Японии взаимоотношения строятся исключительно на доверии и устанавливаются на очень длительный срок. Для успешной работы необходимо, чтобы японский предприниматель был заинтересован в развитии бизнеса своего партнера в Японии.