Введение
- УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Подходы к определению сущности и понятия деловой активности
1.2. Финансовые показатели деловой активности
1.3. Оценка деловой активности предприятия
- АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ООО «-»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ деловой активности предприятия
2.3. Оценка вероятности банкротства
Заключение
Список использованной литературы
Успех осуществляемых в стране экономических преобразований в значительной мере зависит от эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды. В связи с этим, управляющая система должна быстро реагировать на все изменения и обеспечивать эффективное использование потенциала предприятия. Данная проблема особенно актуальна для российских предприятий, испытывающих недостаток материальных, финансовых и информационных ресурсов. Если в плановой экономике основным направлением роста было накопление ресурсов, то в рыночной экономике эта задача решается за счет повышения полезности ресурсов. Это диктует необходимость правильной оценки предприятиями своего потенциала и поиска новых возможностей для его эффективного использования.[1]
В научной литературе возможности эффективного использования потенциала организации в настоящее время все больше определяются термином «деловая активность», под которой понимаются действия, осуществляя которые организация сможет мобилизовать свой потенциал для повышения конкурентоспособности и экономического роста.
Управление деловой активностью предполагает не только приспособление предприятия к изменяющимся факторам внешней среды, но и активное его воздействие на рыночную среду за счет мобилизации и умелого использования своего экономического потенциала и повышения эффективности менеджмента.
Предметом исследования в данной работе являются методология анализа деловой активности и финансового состояния и их информационная база.
Объектом исследования является предприятие ООО «-».
Целью работы является непосредственный анализ деловой активности.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деловой активности ее принципы и методы общей оценки;
- проанализировать деловую активность ООО «-»;
Управление деловой активностью предполагает не только приспособление предприятия к изменяющимся факторам внешней среды, но и активное его воздействие на рыночную среду за счет мобилизации и умелого использования своего экономического потенциала и повышения эффективности менеджмента.
Недостаточная теоретическая и методологическая проработанность проблемы управления деловой активностью на уровне хозяйствующих субъектов свидетельствует об актуальности темы работы.
Научно-методической основой работы явились литературные источники по вопросам экономики предприятия и экономического анализа, аналитическая, отчетная и статистическая информация ООО «-».
Проблемы оценки деловой активности, совершенствования информационной базы анализа в составе бухгалтерской финансовой отчетности рассматриваются в трудах ученых-экономистов. Разработке отдельных аспектов данной проблемы посвящены работы многих отечественных экономистов, таких как А.Д. Шеремет, В.В. Бочаров, А.С. Кудаков, Г.В. Савицкая, С.Ф. Галицкая, Н.Н. Селезнева, И.И. Титов, В.А. Чернов и другие.
1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Подходы к определению сущности и понятия деловой активности
Текущая деятельность любой коммерческой организации может быть охарактеризована с различных сторон. Деловая активность организации проявляется в динамичности ее развития, достижения ею поставленных целей, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.
Задачами анализа деловой активности являются:
- оценка динамики оборачиваемости активов и обязательств;
- оценка динамики сроков оборачиваемости активов и обязательств;
- оценка и анализ эффективности использования ресурсов организации;
- оценка факторов влияющих на показатели оборачиваемости и сроков обращения;
- выявление резервов улучшения деловой активности организации.[2]
Информационной базой анализа деловой активности организации являются данные внутренних и внешних источников информации.
К ним относят данные:
- финансовой отчетности организации (Бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки к бухгалтерскому балансу);
- учредительных документов (устава и учетной политики);
- первичных документов, которые отражают состав основных и оборотных средств, их оценку, хозяйственные операции и т.д.;
- юридических документов, которые фиксируют отношения с поставщиками, покупателями, заемщиками и кредиторами.
- аналитического бухгалтерского учета;
- статистической отчетности;
- материалов, характеризующих личный состав персонала;
- бизнес-плана и т.д.
Термин «деловая активность» пришел в отечественный экономический лексикон из мировой практики в связи с реформированием экономики и формированием рыночных отношений.
В развитых странах, в частности США, деловая активность определяется на макро- и микроуровнях.
Для отечественной практики характерна противоречивая оценка деловой активности страны на макроуровне, а также отдельного хозяйственного субъекта, на микроуровне.
Авторы большого энциклопедического словаря дали следующее определение деловой активности: «Активность деловая — экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг, положена в основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства, экономических классификаторов Системы национальных счетов (СНС)». [3]
Неоднозначно формулируют определение деловой активности Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева - авторы современного экономического словаря: «Активность деловая: характеристика состояния предпринимательской деятельности в отрасли, фирме, стране; оценивается, в частности, индексом динамики курсов ценных бумаг».[4]
Более полно характеризует деловую активность на уровне предприятия В.В. Ковалев, отмечая, что «в широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала..., в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия». В этом подходе к определению деловой активности четко определены направления характеристики итогов, деятельности предприятия, что соответствует ее сущности на микроуровне.[5]
Для более полного понимания сущности деловой активности и корректной формулировки ее определения, имеется необходимость в ее обосновании на основе взаимосвязей хозяйственных и финансовых процессов, выраженных в системе взаимосвязанных показателей.
Основой для проведения данного исследования послужила разработка схемы формирования и анализа основных групп показателей в системе комплексного экономического анализа А.Д. Шереметом. Учитывая неоднозначные предложения различных экономистов по формированию показателей деловой активности, важно выявить их место в представленной схеме и критически оценить их роль и участие в комплексной оценке итогов деятельности предприятия. Необходимость комплексного подхода правомерно обоснована А.Д. Шереметом и поддержана в экономической литературе многими авторами: В.В. Ковалевым и О.Н. Волковой, Г.В. Савицкой,Л.Е. Басовским и Е.Н. Басовской, Л.Т. Гиляровской, Н.П. Любушиным. [6]