Первостепенной задачей любого цивилизованного государства является охрана жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, обеспечение общественного спокойствия и нормальной деятельности государственных и общественных институтов.
По состоянию общественной безопасности, выступающей важнейшим социальным благом, можно судить об уровне развития государства в целом. Одним из опаснейших посягательств на общественную безопасность является бандитизм. Его повышенная общественная опасность заключается в том, что указанное преступление представляет собой наиболее опасное проявление организованной преступности. Не случайно 85 % опрошенных нами граждан (в том числе, сотрудников правоохранительных органов, судей и научных работников) отметили, что в настоящее время бандитизм представляет серьёзную опасность для российского государства и общества.
Число зарегистрированных преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами, по данным статистики, увеличилось за последние семь лет в 8,5 раз. В их структуре тяжкие и особо тяжкие преступные деяния составляют более 50 % . Однако с середины 90-х годов уголовно-правовая норма об ответственности за бандитизм стала применяться достаточно широко: судебно-следственные органы отошли от практики квалификации конкретных случаев бандитизма, как совокупности других преступлений - разбоев, грабежей, убийств, хищения и незаконного оборота оружия и т. д., в результате чего менялась не только юридическая, но и социально-политическая оценка содеянного.
Для борьбы с бандитизмом и другими проявлениями организованной преступности одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Законодательные меры борьбы с бандитизмом без решения других вопросов (экономических, политических, социальных, идеологических) не принесут желаемого результата. Для определения причин возникновения бандитизма, а следовательно, и основных направлений общего и специального предупреждения данного негативного явления, необходимо комплексное социально-политическое, уголовно-правовое и криминологическое исследование бандитизма.
В специальной юридической литературе исследованию бандитизма уделено достаточно большое внимание. Отдельные уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с бандитизмом рассматривались
В. М. Быковым, Р. Р. Галиакбаровым, Л. Д. Гаухманом, П. Ф. Гришаниным, А. И. Долговой, С. В. Дьяковым, Г. А. Кригером, Н. Ф. Кузнецовой,
А. Е. Меркушовым, В. А. Осиным, В. И. Пинчуком, А. А. Пионтковским,
Т. Д. Устиновой. Изучению бандитизма был посвящен и ряд диссертационных исследований, подготовленных Л. Г. Хулаповой,
В. С. Комиссаровым, А. С. Емельяновым (до принятия Уголовного кодекса 1996 г.), А. М. Ивахненко, М. В. Геворкяном, А. М. Абдулатиповым,
А. Ж. Каримбековым, О. А. Поповой, Д. В. Якушевым (после принятия Уголовного кодекса 1996 г.).
Целью настоящей работы выступает комплексное социально-политическое, уголовно-правовое, сравнительно-правовое и криминологическое исследование бандитизма, которое включает в себя разработку решения проблем его квалификации; формулирование предложений по совершенствованию законодательства; выработку на основе этого эффективных мер борьбы с бандитизмом, и мер по его предупреждению.
Сформулированная цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- исследование бандитизма как социально-политического явления в истории российской государственности;
- социально-исторический анализ основных факторов, обусловливающих возникновение и развитие бандитизма;
- современное социально-политическое исследование бандитизма;
- определение основных направлений деятельности по предупреждению бандитизма;
- сравнительно-правовой анализ бандитизма;
- рассмотрение бандитизма как специфичной формы соучастия;
- анализ объективных и субъективных признаков бандитизма;
- определение критериев отграничения бандитизма от смежных составов и особенностей его квалификации.
Объектом исследования является бандитизм как специфичная форма организованной преступности и как состав преступления, посягающего на общественную безопасность; законодательство об ответственности за бандитизм. Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за бандитизм и иные формы организованной преступности; материалы уголовных дел; монографическая и иная научная литература, посвященная исследованию бандитизму.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. Наряду с общефилософскими методами познания социально-правовых явлений в диссертационном исследовании используются историко-правовой, сравнительно-правовой, логико-формальный, лингвистический, системно-структурный, психологический и социологический (анкетирование, интервьюирование, опрос, изучение и анализ законодательных актов и иных документов) методы.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими четыре параграфа, заключения, списка литературы.
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика бандитизма: исторические тенденции и современность
1.1. История развития уголовной ответственности за бандитизм
Основой эволюции норм о бандитизме в российском законодательстве является понятие «шайки», которое встречается в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 923-926 Раздела V). Данное деяние относилось к преступлениям и проступкам против общественного благоустройства и благочиния. В Уложении 1903 г. действия преступной шайки признавались преступлением, нарушающим общественное спокойствие, то есть они признавались направленными против общественной безопасности[1].
В дореволюционный период понятие «бандитизм» не упоминалось. Вместе с тем признаки «шайки», отраженные в законодательстве того периода заложили основу для определения банды и бандитизма в уголовном праве. В советский период первое упоминание о бандитизме встречается в Декрете СНК РСФСР от 20 июля 1918 г. «О суде», однако его содержание не раскрывалось.
Дефиниция бандитизма появилась в Постановлении ВЦИК от 20 июня 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении». Он определялся как «участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество им и укрывательство». Согласно Декрету СНК РСФСР от 19 февраля 1920 г. «О передаче лиц, обвиняемых в бандитизме, суду Военно-Революционного Трибунала» лица, обвиняемые в вооруженных грабежах, разбойных нападениях и налетах, должны предаваться суду военно-революционного трибунала.
В соответствии с Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики» при губернских трибуналах были созданы специальные отделения для рассмотрения дел о бандитизме. Постановлением СНК от 19 февраля 1920 г. «О мерах борьбы с бандитизмом» ВЧК и Реввоентрибуналу предоставлялось право утверждать военно-революционные трибуналы в местностях, лежащих вне фронтовой полосы, для предания суду лиц, обвиняемых «в вооруженных грабежах, в разбойных нападениях, в налетах». Признавалась «необходимость объединения военных методов борьбы с бандитизмом с методами подхода советских учреждений к крестьянским массам, сочувствующим бандитизму, в политической работе и организационной деятельности, в целях ... привлечения населения этих местностей на сторону борьбы с бандитизмом».
Декрет ВЦИК от 2 февраля 1921 г. «О борьбе с дезертирством» к числу квалифицированных видов дезертирства относил участие дезертиров в вооруженных шайках (бандах)[2].
[1] Агапов П.В., Лопашенко Н.А. Бандитизм: социально-политическое, криминологическое и уголовно-правовое исследование. Саратов, 2002. С. 44.
[2] Шмаров И., Мельникова Ю., Устинова Т. Ответственность за бандитизм: проблемы квалификации // Законность. 1994. № 5. С. 10.