Введение
Глава 1. Общетеоретическая характеристика инновационной деятельности предприятия
1.1 Сущность и содержание инновации
1.2. Функции инновации на предприятии
1.3. Виды инноваций и нововведений
1.4. Основные характеристики инновационной деятельности предприятия
1.5. Инновационный процесс и место в нем производства
Глава 2. Практическое исследование инновационной деятельности предприятия «О»
2.1 Общая характеристика инновационная стратегии «О»
2.2. Позитивные эффекты от внедрения инноваций
2.3 Перспективы инновационной деятельности
Заключение
Литература
Инновации основываются на новшествах, или нововведениях, называемых новациями.
Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение - это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.
В конце XIX века американским этнографом и историком Л. Морганом и немецким экономистом Ф. Энгельсом была представлена модель культурно-исторической периодизации, согласно которой человеческое общество в своем развитии прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию, причем каждая включала в себя три ступени: низшую, среднюю, высшую.
Любой новый объект представляет собой материализованную информацию, то есть информацию, превращенную в осязаемую вещь. Новое как материализованная информация возникает уже на переходе от низшей ступени дикости к его средней ступени. И процесс появления нового идет постоянно.
С первого момент появления человека на Земле он начинает руководствоваться одной основной потребностью - потребностью выживания. Она заставляет человека думать и трудиться. Когда же у человека появляется время, свободное от забот, посвященных добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), и он начинает думать об отдыхе, размышлять о других вещах и явлениях, у него возникает еще одна потребность - потребность в удовлетворении своей любознательности, своего любопытства.
Любознательность (любопытство) является одним из физиологических свойств всего животного мира, в том числе и человека. Удовлетворить любопытство можно, только обладая какой-либо информацией. Так у человека появляется еще одна необходимая потребность - потребность в информации.
Информация дает толчок к деятельности человека в новом направлении. А это уже означает появление прогресса (лат. progress - движение вперед), который впоследствии принимает форму технического прогресса (например, появление лука и стрелы на высшей ступени дикости, гончарного ремесла на низшей ступени варварства, плавка железной руды на высшей ступени варварства и т. п.).
Развитие прямого товарообмена приводит к появлению денег как посредника этого обмена. Появление металлических денег - это уже начало цивилизации. Купцы, обладая излишком денег, дают их в рост под проценты (кредит), финансируют войны, пиратские набеги, путешествия и развитие наук. И технический прогресс в условиях товарно-денежных отношений превращается в научно-технический прогресс.
Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытия. Когда появившиеся изобретения находят свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, они ведут к созданию нового продукта или новой технологии (то есть процесса производства продукта). Это означает, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение.
Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: «А что будет, если...?»
Так возникает инновационная спираль:«... научно-технический прогресс-идея-нововведение-научно-технический прогресс-идея-нововведение - ...»[1]
Таким образом, нововведение и связанная с ним инновация, представляют собой объективный закон развития человеческого общества.
В этой связи, инновационная деятельность предприятия представляет огромный интерес для детального рассмотрения. Именно исследование проблем инновационного развития предприятия станет целью данной работы.
Глава 1. Общетеоретическая характеристика инновационной деятельности предприятия
1.1 Сущность и содержание инновации
В дословном переводе инновация (innovation) означает внедренное новшество, которое может повысить качественные характеристики продукции или процессов, в нашем случае, рекламной деятельности.
Инновация является заключительным результатом творческой или, как в настоящее время это принято называть, креативной деятельности человека, его творческого потенциала. В итоге вследствие инновационной деятельности на рынок приходит определенная продукция с качественно иными свойствами.
Сам термин имеет происхождение от латинского слова «novatio» означающее обновление или изменение в добавлении приставки «in» выражаемой как в направлении обновлений. Термин был введен в начале XX века австрийским экономистом Й. Шумпетером[2].
Однако инновацией является не любое нововведение, а такое, которое существенно повышает эффективность той или иной действующей системы.
Инновации не следует путать с простыми улучшениями, поскольку таковое происходит на основе уже существующего, в то время как инновация представляет собой создание нового ранее не применяемого[3].
С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».
Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.
Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.
Открытие отличается от инновации по следующим признакам:[4]
- Открытие, а также изобретение, делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.
- Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта.
- Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повысить производительность труда и снизить себестоимость производства за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.
Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.
Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер Q. A. Schumpeter, 1883-1950 гг.) в первом десятилетии XX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) И. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.
И. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:[5]
1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта.
[1] Балабанов И. Т., Инновационный менеджмент. - М., 2007. - С. 11.
[2] Базилевич В. Д. 12. 1. 2 Неортодаксальна теорія Й. А. Шумпетера // Історія економічних учень: У 2 ч. — 3-е издание. — К.: Знання, 2006. – Т. 2. – С. 312-324.
[3] Блондо Э. Инновации в розничной торговле. «Бизнес-журнал» № 4, 1 Марта 2005 года.
[4] Там же
[5] История экономических учений. - М., 2005, с., 215