Введение
Глава 1.Общая характеристика таможенных платежей.
1.1. Понятие и функции таможенных платежей
1.2. Классификация таможенных платежей. Таможенные пошлины, как основной вид таможенных платежей
1.3. Правовые основы исчисления и уплаты таможенных платежей
Глава 2. Основные проблемы взыскания таможенных платежей
2.1.Коррупционные составляющие системы таможенных платежей
2.2.Основные причины уклонения от уплаты таможенных платежей
2.3.Правовое регулирование взыскания таможенных платежей
Глава 3. Пути совершенствования механизма функционирования таможенных платежей
Заключение
Список использованной литературы
В числе мер государственного воздействия на внешнеторговую деятельность особую значимость приобрело таможенно-тарифное регулирование и связанный с ним институт таможенных платежей. Этот правовой институт претерпел серьезные изменения в связи с принятием нового Таможенного кодекса РФ[1] и с последующими изменениями российского законодательства, составляющего правовую базу его функционирования.
Правовые основы взимания таможенных платежей в Российской Федерации приводятся в соответствие с мировыми стандартами, принятыми в международной практике. Эта задача относится к числу наиболее приоритетных в настоящее время, в период проведения «активной политики либерализации предпринимательского
Поэтому основная проблема, которая стоит перед законодателем в этой сфере, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей интерпретацию правовой природы таможенных платежей, их роль для государства и место в бюджетной системе страны.
Особенности системы таможенных платежей состоят в том, что в нее включены пошлины, налоги, сборы, имеющие различную юридическую природу. Это продиктовано сферой применения названных платежей, общими функциям и целями их использования. Вместе с тем данное обстоятельство вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения, а также проявляется при их исследовании в теоретическом плане.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления элементов юридического состава таможенных платежей, а также отношения, связанные с их уплатой и поступлением в бюджетную систему России.
Предметом исследования выступают нормы конституционного, международного, финансового, таможенного, гражданского и иных отраслей законодательства, регулирующие порядок установления и взимания таможенных платежей, а также практика их применения.
Целью настоящего исследования является выявление и анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей, а также проблем правового регулирования их установления и взимания. Достижение поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
- изучение исторического опыта установления и взимания таможенных платежей в Российской Федерации;
- исследование особенностей таможенных платежей как правового института;
- обобщение характерных признаков таможенных платежей как единой системы обязательных платежей; сопоставительный анализ понятий «таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «таможенные платежи»;
- исследование функций таможенных платежей;
- выявление особенностей видов таможенных платежей, определяющих их правовую природу;
- выявление проблем правового регулирования порядка установления и взимания таможенных платежей.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: диалектический метод познания и системного анализа, философский, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, технико-юридический и другие.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, публикации в научных изданиях и периодической печати, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики, статистические данные.
Глава 1.Общая характеристика таможенных платежей.
1.1. Понятие и функции таможенных платежей
Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.
Это определение таможенных платежей нуждается, по крайней мере, в двух уточнениях.
Во-первых, следует различать «таможенные платежи» и «платежи, предусмотренные таможенным законодательством». Последнее понятие является более широким и включает в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
Во-вторых, не все таможенные платежи уплачиваются исключительно таможенным органам. Некоторые таможенные платежи, как правило, не связанные непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, могут уплачиваться таможенным лабораториям, научно-исследовательским и учебным заведениям Государственного таможенного комитета РФ, т.е. учреждениям, не входящим в систему таможенных органов. Таможенные платежи с товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счёт таможенных органов.[2]
Виды таможенных платежей определены Таможенным кодексом Российской Федерации к ним относятся:[3]
- таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;
- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
- таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств;
- таможенные сборы за хранение товаров;
- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
- плата за информирование и консультирование;
- плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.
Однако в Таможенном кодексе невозможно заранее предусмотреть появление новых видов таможенных платежей. Состав таможенных платежей расширяется и обновляется по сравнению с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.
Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ), региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Основные функции таможенных органов закреплены в ТК РФ. Одной из них является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.[4]
Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей. На рассмотрении основных из них следует остановиться особо.