Актуальность темы. Актуальность темы исследования обусловлена произошедшими в последние два десятилетия экономическими и социальными изменениями, которые имели неоднозначное значение для развития российского общества. Качественно изменившееся состояние преступности, в структуре которой преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления, проявившаяся и усиливающаяся тенденция к ее дальнейшему росту требуют не только своевременного принятия научно обоснованных, теоретически и практически выверенных и взвешенных решений, но и обобщения опыта деятельности специальных органов государства, ведущих борьбу с преступностью. В настоящее время в связи с активизацией государственных мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободы концентрируются опасные категории осужденных, в том числе криминальные авторитеты. Поэтому режиму содержания лиц, отбывающих уголовные наказания, придается большое значение.
Режим как правовое явление своими элементами пронизывает все сферы жизнедеятельности исправительных учреждений. Фактически он выражает сущность наказания в виде лишения свободы, так как в нём реализуется объем соответствующих каждому виду исправительного учреждения лишения или ограничения прав и свобод осужденных.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство подробно регулирует вопросы, связанные с определением режима. Так, по самым приблизительным подсчетам, из семидесяти статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ, отведенных исполнению наказания в виде лишения свободы, около пятидесяти (более 70%) в той или иной мере посвящены именно вопросам режима и его обеспечения. Следовательно, режим как установленный правопорядок в исправительных учреждениях можно рассматривать как состояние правоотношений, обеспечивающих поведение субъектов в определенном законом и подзаконными актами объеме отраслей права, который, с одной стороны, создает условия для исполнения наказания, как меры государственного принуждения в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, и с другой - гарантирует правовой статус гражданина с особенностями, вытекающими из факта отбывания наказания в исправительном учреждении. Таким образом, можно констатировать, что режим в исправительных учреждениях - это порядок, но порядок, который сложно, но должно обеспечивать, поскольку в них содержатся в концентрированном виде нарушители уголовного закона, уголовные преступники.
Эти и другие проблемы в деятельности учреждений и органов УИС в значительной мере обусловлены недостаточной правовой регламентацией обеспечения режима, несогласованностью правовых норм, регулирующих этот правовой статус в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, не разработанностью теоретических основ управления, нацеленных в первую очередь на решение возникающих задач.
Степень научной разработанности темы. Данная работа позволила установить, что в течение последнего периода времени не осуществлялось научных исследований, предметом которых являлось бы изучение основ обеспечения режима в учреждениях УИС, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, в основном, по общей теории государства и права, по теории уголовного права и криминологии. А именно: Белик В.Н., Бражник Ф.С., Бутаева А.Н., Ведищев Н.П., Дергачев А.В., Китрова Е.В., Михлин А.С., Пенин О.В., Рябова Л.В., Чекулаев С.Ю. и др.
Нормативную базу исследования составили Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Приказы Минюста РФ, а также другие нормативно-правовые акты регламентирующие соблюдение режима в исправительных учреждениях.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере реализации режима в исправительных учреждениях.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регламентирующие режим в исправительных учреждениях. Такие как международно-правовые акты, Конституция РФ, Уголовно-исполнительное законодательство, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты Минюста России, ФСИН России, МВД России, регламентирующие режим в исправительных учреждениях.
Научная разработанность темы исследования. Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Н.П. Барабанова, Б.Б. Казака, Д.А. Курбанова, В.А. Максимова A.В. Бриллиантова, А.И. Зубкова, А.А. Игнатьева, М.П. Мелентьева, А.С. Михлина, П.Г. Пономарева, В.И. Селиверстова, Ю.М. Ткачевского, В.А. Уткина, О.В. Филимонова, И.Б. Шмарова, B.Е. Южанина и других, однако комплексного исследования режима, как имеющего важнейшее значение для теории и практики деятельности учреждений и органов ФСИН, не проводилось. Не разработаны понятийная характеристика режима, правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов УИС по обеспечению режима; вопросы законности исполнения наказания в виде лишения свободы остаются приоритетными в науке уголовно-исполнительного права, а изменившиеся взгляды на практику исполнения и отбывания лишения свободы требуют постоянного повышенного внимания не только к проблемам теоретического обоснования существенно новой концепции реформы уголовно-исполнительной системы, но и исследования прикладных вопросов реализации нового законодательства в практике работы исправительных учреждений, выявления факторов, влияющих на эффективность деятельности исправительных учреждений. Вопросы, касающиеся работы с осужденными, систематически нарушающими установленный порядок отбывания наказания, относятся к числу наиболее актуальных, и нашли отражение в трудах А.И. Зубков (Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006), В.А. Машнин (Сотрудники исправительных учреждений как субъекты преступлений против государственной власти и интересов государственной службы (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - Уголовное право и криминология ; Уголовно-исполнительное право /Ю. В. Андреев; Науч. рук. В. А. Елеонский, В. А. Машнин. - Казань,2002), Н.П. Барабанов (Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях: Учеб. Общая и Особенная части: В 2 т. / Под ред. Ю.И. Калинина (в соавторстве). Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003), В.Е.Южанин (Меры пресечения нарушений режима в ИТУ. Учебное пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1987) и др.
Целью работы является определение путей, совершенствования правовых основ регулирования режима в учреждениях УИС, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие режима в теории пенитенциарного права и отражение его основных положений в уголовно-исполнительном законодательстве;
- определить содержание режима и современное состояние отечественного пенитенциарного законодательства;
- провести анализ актуальных вопросов правового регулирования режима в учреждениях УИС, исполняющих наказания в виде лишения свободы и обеспечения законности его реализации;
- определить пути совершенствования правовых основ регулирования режима в учреждениях УИС.
Методологическую основу исследования составляют формально-логический и формально-юридический методы, метод системно-структурного анализа, метод сравнительного правоведения, использованные в ходе изучения и систематизации научных источников, нормативного материала и судебной практики.
Положения, выносимые на защиту:
- часть 2 ст. 82 УИК РФ изложить в следующей редакции: «2. Режим является средством поддержания правопорядка в исправительном учреждении. Основу его составляют нормы, определяющие поведение осужденных, а также надзорно-профилактическую и дисциплинарную практику. На основе должного правопорядка в исправительном учреждении обеспечивается применение других средств исправления осужденных».
Статью 13 УИК РФ «Право осужденных на личную безопасность» следует дополнить частью четвертой, в которой определить, в каких случаях начальник учреждения имеет право по собственной инициативе принимать решение о переводе осужденного в безопасное место или принимать иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
- внести изменения и дополнения, направленные на обеспечение правового статуса осужденных и реализацию принципов исполнения наказания в виде лишения свободы, в следующие статьи УИК РФ: ч.1 ст.9; ч.1 ст.11; ч.4,5 ст.12; ч.1 ст. 73; ч.9 ст.82; 4.1 ст.91; ч.1 ст.113.
- в уголовно-исполнительном законодательстве целесообразно указать категории лиц, которых следует считать ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, и категории лиц осужденных, которых нельзя рассматривать как ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, поскольку решение этого вопроса в значительной степени влияет на правовой статус осужденного.
- предлагаем ввести следующую редакцию статьи 82 УИК РФ: режим в исправительных учреждениях - это правопорядок, обеспечивающий исполнение возложенных на осужденных обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, а также реализацию принципов исполнения наказания в виде лишения свободы.
В процессе работы использованы положения действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, материалы судебной практики.
Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основная часть
1. Понятие режима в теории пенитенциарного права и отражение его основных положений в уголовно-исполнительном законодательстве
1.1. Понятие режима и основные функции режима
Термин «режим» в целом означает правопорядок исполнения и отбывания соответствующей уголовно - правовой меры. Режим складывается из нормативной основы и соответствующего нормативным установлениям реального поведения участников правоотношений. В содержание режима входит совокупность прав и обязанностей лиц, отбывающих назначенную меру, и должностных лиц, ее исполняющих, в связи с чем необходимо различать режим исполнения и режим отбывания. Эти черты являются общими для всех вышеперечисленных видов режима. Разграничение между ними можно провести по особенностям содержания, выполняемым функциями, источникам регулирования, средствам обеспечения, последствиям нарушения режимных требований.
Применительно к лишению свободы Н.А. Стручков указывал, что «в режиме исполнения наказания конкретно выражается то, что, согласно закону, свойственно данному наказанию и отражает содержание самого наказания. …Режим наказания выражает свойственную последнему кару как сущность наказания вообще и содержание конкретного наказания»[1].
Применительно к условному осуждению Н.В. Ольховик отмечал, что «правовые ограничения условно осужденных и иные предписания, не обладающие свойствами кары, составляют содержание режима испытания»[2].
Содержание условно-досрочного освобождения как иной меры уголовно-правового характера составляют правовые ограничения и установления, не обладающие свойствами кары[3].
В связи с этим нормы и индивидуальные предписания, образующие режим испытания при УДО, лишены кары, что принципиально отличает данный режим от режима любого наказания, не только лишения свободы. В то же время условно-досрочно освобожденный уже претерпевал карательное воздействие, в отличие от условно осужденного.
На основании этого заслуживает поддержки вывод, что в режиме испытания при УДО имеет место «последовательное» соединение кары и некарательных воспитательных мер, применяемых после отбывания наказания, но в период срока судимости[4].
Общее определение понятия режима было приведено в ст. 82 УИК РФ. В ч. 2 этой статьи режим определяется как установленный порядок исполнения и отбывания наказания. В рассматриваемой норме понятие режима конкретизируется применительно к понятию режима в исправительных учреждениях, где исполняется и отбывается наказание в виде лишения свободы. Сущность конкретизации состоит в указании на то, что режим в исправительных учреждениях представляет собой порядок исполнения и отбывания наказания, установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами. Это означает установление порядка и условий исполнения и отбывания наказания не только на уровне закона, но и на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в которых определяется механизм реализации законодательных норм, эти нормы детализируются и развиваются.
Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция.
Значение режима заключается и в том, что он создает правовые и организационные условия для использования других средств исправительного воздействия на осужденных - воспитательной работы, общественно полезного труда, общеобразовательного и профессионального обучения и общественного воздействия, - ни одно из которых не может быть эффективным, если в ИУ нет должного порядка. В этом проявляется обеспечивающая функция режима.
Наконец, нормы режима обеспечивают необходимые для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции.
Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требований, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, и применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения.
Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены не только осужденные и администрация учреждений, но и другие лица, находящиеся в ИУ, а также на территориях и в помещениях, где установлены режимные требования.
В ч. 1 ст. 82 УИК РФ указываются задачи, которые призван обеспечить режим. К их числу относятся: обеспечение охраны и изоляции осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализация их прав и законных интересов, личная безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Здесь следует отметить, что в последующих нормах УИК РФ, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, вместо понятия «режим» используется понятие «установленный порядок отбывания наказания». Содержанием этого порядка и является реализация режимных требований, которые обращены, с одной стороны, к администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а с другой стороны - к осужденным, отбывающим наказание.
Режимные требования, определяя основы реализации лишения свободы, основы поведения администрации и осужденных, одновременно создают условия для применения других средств исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений.
Общие режимные требования раскрываются в других статьях уголовно-исполнительного закона, посвященных регулированию конкретных аспектов исполнения наказания в виде лишения свободы, а также в подзаконных нормативных правовых актах, например в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205[5].
Положения указанных Правил и ст. 82 УИК РФ составляют единый комплекс норм, юридическая сила которых реализуется только путем их применения в совокупности. Нормативное единство указанных положений позволяет считать, что само по себе наделение Министерства юстиции РФ правом утверждения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений не способно повлечь избыточное ограничение прав и свобод осужденных и не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации о допустимости ограничений прав и свобод только на основе федерального закона и только в конституционно одобряемых целях[6].
Профессор И. В. Шмаров отмечал, что содержание режима лишения свободы определяется его основными функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания[7]. Следовательно, режим является структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой. Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-задачи.
Правовую конструкцию режима исполнения и отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы составляют нормы УИК РФ, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее, Правила)[8] и иные ведомственные нормативные акты. При этом УИК РФ является основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим порядок реализации элементов режима[9]. Правила и ведомственные нормативные акты лишь дополняют соответствующие нормы УИК РФ, а, потому, не могут вступать с ними в противоречие. «Этот факт, - справедливо замечает С.В. Рогозин, - является важным отправным моментом в установлении иерархии норм, регулирующих режим, а также разграничении полномочий соответствующих органов по принятию и исполнению необходимых положений»[10].
В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в местах лишения свободы важно уметь различать основные - те, ради которых он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную; обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного предупреждения; общего предупреждения.
Карательная функция закреплена в ст. 1 УИК РФ, где указывается, что уголовно - исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом если исходить из концепции, что наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Этот вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.
Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулированием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.
Так, например, карательная функция в исправительных учреждений, где содержатся осужденные пожизненно содержание данной функции составляют совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений[11], «установленные законом и иными подзаконными актами»[12].
Как и всякое наказание, пожизненное лишение свободы причиняет страдания осужденному, оно связано с принуждением, т. к. может применяться независимо от воли и вопреки желанию осужденного. Поскольку пожизненное лишение свободы назначается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности (ст. 57 УК РФ), то оно «несет весьма серьезный карательный заряд…, и по уровню кары оно уступает лишь смертной казни»[13].
В этом смысле совершенно ясен подход законодателя к условиям исполнения и отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы. Так, согласно п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ, ч. 6 ст. 74, ч. 2 ст. 80 и ст. 126 УИК РФ они отбывают наказание в специально предназначенных для них колониях особого режима отдельно от других осужденных.
Особенностью колоний особого режима для пожизненно осужденных является то, что с момента прибытия в такую колонию все осужденные помещаются в строгие условия отбывания наказания не менее чем на 10 лет (ч. 3 ст. 127 УИК РФ). Они проживают в помещениях камерного типа (ПКТ) (ч. 3 ст. 125 УИК РФ), размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. Но, по просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника ИУ при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах (ч. 1 ст. 127 УИК РФ).
Камеры для пожизненно осужденных оборудуются по типу тюремных камер. Там устанавливаются двойные двери - внутренние и наружные. Внутренняя дверь деревянная, обшитая со стороны камер кровельным железом. В средней ее части имеется форточка для передачи осужденным пищи, книг и т.д. Дверца форточки открывается в сторону коридора и закрывается на специальный запор. Наружная дверь стальная решетчатая, изготовленная из круглых металлических стоек и поперечных полос. Кроме обычных запоров наружная дверь оборудуется механическими или электрическими замками специального типа. В центральной ее части устанавливается смотровое отверстие, прикрываемое с наружной стороны «заслонкой». Окна в камерах с двойными оконными переплетами. Они имеют форточку, которая открывается внутрь. С внешней стороны окна устанавливаются металлические сварные решетки, изготовленные из круглых стальных прутьев. Электропроводка в камерах монтируется таким образом, чтобы полностью был исключен доступ к ней осужденных.
Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.