Начало XXI века скорее всего останется в исторических анналах как время переоценки приоритетных направлений в сфере борьбы с преступностью. Ужасающий по своим масштабам и впечатляющий своей изощренностью террористический акт, произошедший 11 сентября в США, наглядно продемонстрировал тезис о роли личности (в данном случае – личности преступника) в истории.
Преступление – одно из крайних проявлений человеческого зла. За ним всегда стоит конкретное лицо, член нашего общества, который в значительной степени является отражением его изъянов и пороков. Пользуясь благами и достижениями современного общества, мы уже почти свыклись с каждодневными сообщениями о жестоких убийствах, хитроумных мошеннических комбинациях, разбойных нападениях и грабежах, происходящих средь бела дня и т. д., считая их неотъемлемым побочным продуктом развития социума. Неспособность правоохранительных органов радикально повлиять на сложившуюся ситуации с каждым днем становится все более и более очевидной.
В этих условиях особенно возрастает роль науки, ибо для того, чтобы противостоять какому-либо злу, необходимо познать его природу и истоки. Именно ученые призваны создать необходимые теоретические предпосылки для разработки эффективного механизма противодействия возрастающему валу преступности. В этом смысле личностный подход, в силу своей экономической выгодности и сравнительно высокой продуктивности, становится сегодня весьма актуальным и, как следствие, приобретает новых сторонников в среде ученых и практических работников. Глубокие знания био-психо-социальных особенностей личности преступника, установление роли личностных факторов в механизме преступного поведения, изучение и анализ криминогенных ситуаций с точки зрения их субъективного восприятия индивидом – все это, вне всяких сомнений, значительно расширяет возможности правоохранительных органов в сфере прогнозирования и предупреждения преступлений.
Задача настоящей работы состоит в исследовании проблемы личности преступника, как носителя ключевых детерминант преступного поведения, посредством установления структурных особенностей личности преступника; изучения взаимосвязи и взаимозависимости личностных свойств преступника и совершаемого им преступлений; анализа основных этапов процесса мотивации преступного поведения, а также исследования роли и значения личностных факторов в интерпретации субъектом сложившейся криминогенной ситуации. На основе полученных результатов должна быть осуществлена разработка теоретических рекомендаций для более эффективного прогнозирования и предупреждения индивидуального преступного поведения, а так же для правильной индивидуализации уголовного наказания.
Реализация поставленной задачи связана с решением следующих конкретных вопросов:
1) научный анализ методологических проблем исследования личности преступника, а также определение базовых категорий понятийного аппарата, необходимых для плодотворного изучения личности преступника;
2) установление сферы, границ и основных направлений криминологического изучения личности преступника;
3) исследование объема и характера соотношения категорий «личность преступника» и «субъект преступления» в современном уголовном праве;
4) осуществление криминологического и уголовно-правового анализа структуры основных свойств, характеризующих личность преступника;
5) разработка и построение типологических конструкций на базе изученных типообразующих элементов личности преступника и ее преступного поведения;
6) изучение соотношения социальных и биологических факторов в структуре личности преступника и влияния данного соотношения на индивидуальное преступное поведение.
Предметом настоящего исследования является одна из наиболее сложных и многоплановых проблем современной криминологии. Изучение личности преступника, о котором пойдет речь, фактически зародилось вместе с криминологической наукой. Вопросы, которые ставили перед собой ученые, стоявшие у истоков науки о преступности, и по сей день являются ареной оживленных дискуссий.
В научной литературе указанной проблеме уделялось весьма пристальное внимание. Крупный вклад в разработку этого вопроса в советский период внесли Ю.М. Антонян, Ю.Д. Блувштейн, В.Н. Бурлаков, Б.С. Волков, П.С. Дагель, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, В.Н. Кудрявцев,
Н.Ф. Кузнецова, Н.С. Лейкина, Г.М. Миньковский, А.Б. Сахаров,
В.Д. Филимонов и др. Именно в этот период был заложен тот научный фундамент, который в большинстве своем выдержал испытание временем и в значительной мере определяет сегодняшнее научное понимание проблемы личности преступника.
Комплексный характер исследования обусловил разнообразие научных способов, методов и приемов, использованных в работе, как то: логический, исторический, а так же методы систематизации и моделирования; психологический и социологический (монографический, сравнительный, содержание – анализ); юридический (формально-юридический или оценочно-аналитический, сравнительно-юридический).
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
- Личность преступника как криминологическая категория
- Понятие личности, структура и содержание
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях[1]. Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия[2]. Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении[3].
Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Личность – это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и
К.К. Платонова. А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур[4]:
1) темперамента (структуры природных свойств),
2) направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
3) способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
- Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
- Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
- Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
- Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.
А.Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры[5]:
- темперамент (структуру природных свойств);
- направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
- способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности[6].
Личность – высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности.
К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:
- социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
- биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
- опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
- индивидуальные особенности различных психических процессов[7].
Б.Г. Ананьев полагал, что личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности[8].
В структуру личности входят такие свойства:
- определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
- динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
- статус и социальные функции-роли;
- мотивация поведения и ценностные ориентации;
- структура и динамика отношений.
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
- онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
- становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
- жизненный путь человека (история личности).
Б.Г. Ананьев считал, что структура личности строится по двум принципам одновременно:
- субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
- координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.