ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
1.1 Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Игра как средство социальной адаптации
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате
2.2 Использование игровых методик в воспитательной работе с детьми-сиротами
2.3 Рекомендации педагогам по применению игр в условиях школы-интерната
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность проблемы: Современное общество достигло апогея в своем развитии: строятся города-мегаполисы, создаются и воплощаются в жизнь новые технологии. В связи с этим жизнь людей становится насыщенной и в то же время сложной. У них мало времени на то, чтобы провести его вместе со своей семьей, своими детьми.
Увеличивается количество стрессогенных факторов, повышающих негативный эмоциональный фон. Поэтому у людей повышается уровень тревожности и агрессивности, они становятся обеспокоенными и нервными. Они испытывают трудности при общении друг с другом. Наблюдается недопонимание, увеличивается количество межличностных конфликтов, наблюдаемых в профессиональной деятельности, личной жизни. Все это главным образом отображается на семейных отношениях: недопонимание родителей и детей друг другом, супружеская измена, разводы.
Семья – это социальная ячейка общества. И поэтому процессы, происходящие в семье, так или иначе, отражаются на государстве и наоборот, такие социальные феномены как безработица, нестабильная политическая обстановка в государстве и мире в целом, малообеспеченность негативно отражаются на семье.
Главная задача социальных педагогов заключается в том, чтобы суметь найти источник семейной неурядицы и снизить интенсивность его действия до минимума, налаживая тем самым внутрисемейные отношения и предотвращая распад семьи. Ведь семья – это то единственное место, где ребенок усваивает все общественные нормы поведения, учится находить решения трудных жизненных ситуаций, посредством обогащения жизненным опытом своих родителей.
Данной проблемой социальной адаптации детей сирот занимались и занимаются такие ученые как И.А. Погодин, Н.М. Попова, В.М. Зубкова, Г.М. Сапожникова, Б.А. Куган, Р.Перрон, А. М. Прихожан и другие.
Актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор следующей темы курсовой работы «Использование игровых психолого-педагогических диагностических методик в работе социального педагога».
Цель: выявить потенциал игровой деятельности в контексте сюжетно-ролевой игры как средства социальной адаптации детей-сирот в школе-интернате.
Объект: влияние игровой деятельности на процесс социальной адаптации детей-сирот к условиям школы-интерната.
Предмет: процесс социальной адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната.
Задачи:
- рассмотреть теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социальной адаптации детей-сирот;
- дать определение методов исследования по данной проблеме и проведение эмпирического исследования;
- изучить использование в практической деятельности с детьми сюжетно-ролевой игры как средства их социальной адаптации.
Гипотеза: включение детей-сирот в игровую деятельность способствует их социальной адаптации в условиях школы-интерната.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников;
- карта наблюдения Стотта;
- проективная методика «Несуществующее животное».
База исследования: школа- интернат № 3. В исследовании принимало участие 40 детей 4 и 5 классов в возрасте 10– 11 лет, проживающих в школе-интернате № 3 .
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
1.1 Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях
Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан.
Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозначно. Изначально понятие «адаптация», как считает И.С Зайцев, использовалось биологической наукой и понималось как фундаментальное свойство организма, отражающее уровень его организации и изменчивости как биологической системы. Но в дальнейшем понятие «адаптация» находит свое применение в более широких сферах: в психологии, педагогике, социологии и других науках гуманитарного профиля.
В этих науках данное понятие включает в себя взаимодействие личности с окружающей средой (социальным окружением, ближайшим и отдаленным). Если же адаптация рассматривается в биологической парадигме как «функциональная и морфологическая перестройка живого организма для сохранения его целостности в процессе приспособления к живой природе», то социальный аспект детерминирует адаптацию как «социально-обусловленный уровень отражения, связанный с сознанием человека и направленный на приспособление индивида к условиям существования коллектива и общества».
И.С. Зайцев считает, что суть адаптации заключается в способности организма после получения информации из внешнего мира отвечать адекватной реакцией на основе созданных адаптивных программ реагирования со средой. Это предполагает формирование адаптивных организмов на основе памяти индивида о предшествующем опыте. Этим можно объяснить возможность адекватных социальных реакций человека при влиянии в новый коллектив, при попадании в новые социальные условия [7, с. 5].
Термин «адаптация» происходит от лат. Adaptation – приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Также выделяют понятие «социальная адаптация».
Л.В. Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [15, с.81].
Социальная адаптация, как полагает И.С. Зайцев, в коллективе предполагает включение индивида в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведения и структуры деятельности [7, с.8]. Но это включение должно каким-то образом быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет образовательный и воспитательный процесс в семье, дошкольных учреждениях, школе, вузе, на производстве. Самым главным условием при этом является полное совпадение требований, которые предъявляются в вышеперечисленных институтах социализации с требованиями в реальной жизни. В этом заключается педагогический аспект. Что же касается психологического, то социальная адаптация понимается здесь как выработка индивидом образа жизни при утверждении в новой среде, в новом виде деятельности. Процесс адаптации заключается в усвоении или неприятии норм, ценностей, традиций среды, предъявлений серьезных требований к культуре личности, сформированности ее мировоззрения, жизненной позиции. Благоприятная социальная адаптация в коллективе сверстников усиливает чувство удовлетворенности и в других сферах жизни [7, с.8-9].
В этом аспекте социальная адаптация рассматривается как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива [17,с 68].
Л.В. Мардахаев рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат.
Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад, школа.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.
Адаптация как результат является свидетельством о том, в какой степени ребенок к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет.