Актуальность изучения данной темы непосредственно связано с развитием современного российского государства.
В начале третьего тысячелетия Россия присоединилась к странам «нарождающегося рынка» («emerging markets»). Одним из критериев отнесения к этой группе стран Всемирный банк считает годовой ВВП на душу населения менее 9,6 тыс. долл. Новая стадия развития требует продолжения глубоких реформ, касающихся взаимоотношений рынка, общества и государства [7, с. 14].
Органическая трансформация роли государства в экономике идет параллельно с формированием неформальных институтов в локальных институциональных средах с собственными системами норм и санкций. Прежде чем получить статус закона, наиболее прогрессивные из них должны стать общенациональными неформальными нормами.
Практика показывает, что успешно развиваются только «консесусные» типы нарождающихся институтов, то есть когда новая правовая норма появляется в результате демократического обсуждения [7, с. 14].
Задача государства состоит не столько в развитии новых институтов, сколько в приспособлении экономической и социальной политики к институциональным реалиям России.
Некоторые институты не могут возникнуть сами, а находятся в области институционального проектирования (частная собственность, конкуренция, банки) они обеспечивают развитие экономики. Важное значение имеет проектирование социальных институтов роста, которые способствуют развитию гражданского общества.
Проблемы развития материнского капитала достаточно новой проблематикой, которая связана с реформированием системы пенсионного обеспечения со стороны государства и рассматривается преимущественно с точки зрения экономики, социологии и права. Несмотря на значительный рост публикаций по проблемам пенсионного обеспечения, наблюдается значительный дефицит исследований существующих в этой области социально-психологических проблем. Он является очевидным.
Предмет исследования – государственная демографическая политика.
Объект исследования выступающие женщины, имеющие как минимум одного ребенка, а также двоих, но второй должен быть рожден после 2003 года.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость выяснить насколько «материнский капитал» может способствовать увеличению рождаемости в России.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- Провести историко - социальный экскурс в анализе государственной политики поощрения рождаемости.
- Изучить нормативно-правовое законодательство в сфере законов о материнском капитале.
Провести эмпирическое исследование эффективности материнского капитала как направления государственной социальной политики.
В соответствии с заявленной целью и поставленными задачами данной дипломной работы использованы следующие методы:
- Анализ литературных источников, печатных СМИ;
- Метод анализа вторичных данных;
- Сравнительный метод;
- Анализ социологических исследований и опросов.
За долгие годы исследований закономерностей народонаселения накоплен огромный фактический материал, ставший основой современных научных интерпретаций.
Среди них в настоящее время доминирует системный подход, при котором все население мира рассматривается как эволюционирующая и самоорганизующаяся система, существенно не отличающаяся в разнообразии своего поведения и подчиненная единым законам. Наиболее существенная и определяющая важная составляющая этого подхода - признание существования особого времени в состоянии популяции, получившего название демографического перехода. Он выражается в резком возрастании скорости роста численности популяции за счет периода высокой рождаемости, сочетающейся со снижением смертности, последующим ее уменьшением. После чего население стабилизируется в своей численности при низкой рождаемости и высокой продолжительности жизни.
-
Историко – социальный экскурс в анализе государственной политики поощрения рождаемости
1.1 История развития государственной политики в области в области поощрения рождаемости
Сегодня Россия имеет предельное состояние численности населения (стабильное население), образовавшееся в результате процесса демографического развития.
Это состояние характеризуется постоянными, и прогнозируемыми рождаемостью и смертностью.
Особенностью российского предельного стабильного населения является то, что достижение определенной стадии экономического и культурного развития, которое необратимо и закономерно приводит к снижению рождаемости, в нужной степени не компенсировалось адекватным повышением продолжительности жизни [10, с. 47].
Наиболее характерной стала преждевременная смертность мужчин репродуктивного возраста, в основном по неестественным причинам. Итогом такой ситуации явилось беспрецедентно высокая скорость снижения абсолютной численности россиян.
В последние десять лет снижение численности населения стало основным индикатором и упреком процессу общественно-политических перемен, и использовалась в основном в качестве политического аргумента против действий или бездействий официальных властей.
Если политические кризисы имеют, как правило, краткосрочный, а экономические – среднесрочный характер, то демографические кризисы поражают общество на значительно более длительные периоды.
Спад населения в истории России объяснялось весьма прагматичными причинами.
Великая отечественная война, оставила не стираемый след в мировой истории, с этим нельзя не согласиться, во время войны мы потеряли огромнейшее число защитников отечества, т. е. по сути, в большей части мужчин, продолжателей рода.
Этим и объясняется такое демографическое состояние, продлившееся до того периода пока появилось новое поколение способное восполнить, привести в нормальное состояние демографию того времени.
К началу 80-х годов нарастание негативных тенденций в демографическом развитии СССР обусловило необходимость принятия мер, направленных на стимулирование уровня рождаемости.
В 1981 г. было принято специальное постановление правительства, усиливающее государственную помощь семьям с детьми. В соответствии с этим постановлением увеличивались единовременные и ежемесячные пособия на каждого ребенка, вводился частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком по достижении им 1,5, а позднее 3-х лет [5, с. 2]. Постановление предусматривало также другие льготы, перечень которых постоянно расширялся.
Оценивая эффект реализации данного постановления, следует обратить внимание не столько на размеры самих пособий и степень охвата предоставленными льготами тех или иных слоев населения, сколько на психологический аспект проблемы [5, с. 2].
Постановление было первым крупным практическим шагом государства в сфере регулирования демографических процессов с военных и первых послевоенных лет, в которые была принята серия государственных актов, призванных смягчить демографические потери, понесенные во время войны.
Введение указанных мер дало соответствующие результаты.
Уже к началу 1983 г., когда действие постановления распространилось на всю территорию России, стал очевиден прирост числа родившихся (около 2,5 млн. чел. по сравнению с 2,2 в 1980 г.) [10, с. 47].
В результате повышения уровня рождаемости в 1981-1989 гг. произошло более 1,6 млн. условно избыточных рождений (то есть при сохранении на протяжении 80-х годов рождаемости на уровне 1980 г. совокупное число родившихся было бы на 1,6 млн. чел. меньше) [10, с. 47].
Этот прирост рождений обеспечил увеличение в населении численности и удельного веса детей и молодежи и необходимое обновление и пополнение репродуктивного потенциала.
Попытка изменить тенденции рождаемости, предпринятая в СССР в начале 80-х годов, очевидно, преследовала двоякую цель.
Первая была декларирована официально – увеличить темпы роста населения страны в целом.
Вторая подразумевалась – изменить реально складывавшиеся к тому времени пропорции динамики численности населения отдельных частей страны, а именно депопуляционных регионов (России, Украины, Белоруссии и Прибалтики, находящихся на более поздних стадиях демографического перехода) с одной стороны, и активно растущих и трудоизбыточных регионов Средней Азии и других территорий с аналогичными режимами воспроизводства населения, с другой [9, с. 4].
Разрешить данную проблему не удалось, в том числе из-за сугубо идеологических (формальных) причин; тезис о недифференцированной по регионам и республикам СССР демографической политике оказался губительным для всего комплекса предпринятых мер, послужил одним из толчков распада СССР, в основе которого лежали в основном экономические причины [9, с. 4].
Сегодня, очевидно, что стимулирование рождения детей любой очередности привело к дополнительному росту рождаемости именно в регионах с высокой рождаемостью, тогда как регионы, в которых к тому времени доминировали установки на малодетность (1-2 ребенка), крайне слабо реагировали на рост пособий на детей 4-го и более высоких порядков рождения [9, с. 4].
С 1986 года происходит устойчивое сокращение общего прироста населения, который к 1991 году уменьшился почти в 8 раз. [9, с. 6]
С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год). Численность населения страны за 1992-2000 годы сократилась на 3,5 млн. человек и к началу 2001 года составила около 145 млн. человек [9, с. 6].
За 1992-2000 годы число жителей сократилось в 65 из 89 субъектов Российской Федерации.
В 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза превышает число родившихся. Это все территории Центрального федерального округа (кроме г.Москвы), Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Кировская, Нижегородская, Пензенская и Самарская области, г. Санкт-Петербург, Республика Мордовия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что те меры государственной демографической политики в Российском государстве до 2000 года не способствовали росту рождаемости.
Естественный прирост населения в 2000 году имел место только в 15 регионах. Среди них - северокавказские республики и Калмыкия, ряд субъектов Российской Федерации восточной части страны и северные автономные округа.
В результате была осуществлена перекачка средств, ассигнованных на осуществление пронаталистских мероприятий, из регионов, реально нуждавшихся в росте рождаемости и населения, в пользу регионов, находящихся на более ранней, продуктивной стадии демографического перехода, и без того сопровождающейся высоким числом рождений.
Избыточный для страны прирост населения окраин создавал комплекс неразрешимых социально-экономических проблем.