Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа малого предприятия
1.1. Понятие малого предприятия, их классификация и динамика развития
1.2. Методика анализа деятельности малого предприятия
Глава 2. Анализ динамики развития малого предприятия на примере ООО «Группа компаний «Гранд»
2.1. Анализ показателей платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости
2.2. Анализ показателей рентабельности и деловой активности
Глава 3. Пути повышения привлекательности и эффективности малого бизнеса
3.1. Информационное обеспечение развития малого предпринимательства
3.2. Финансово - кредитная, инвестиционная и инновационная поддержка малого предпринимательства
3.3. Образовательная деятельность, кадровое обеспечение и социальная защита работников малых предприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).
Целью настоящей работы является комплексное исследование малого бизнеса в условиях рынка и их роли в развитии экономики.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- исследованы сущность, критерии определения субъектов малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
- проведен анализ деятельности малого предприятия;
- рассмотрены пути повышения привлекательности и эффективности малого бизнеса;
- показан опыт функционирования малых предприятий на примере сравнительной характеристики двух предприятий.
Теоретической и методической основой послужили труды российских и зарубежных ученых по проблемам малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы анализа малого предприятия
1.1. Понятие малого предприятия, их классификация и динамика развития
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является:
- численность персонала (занятых работников),
- размер уставного капитала,
- величина активов,
- объем оборота (прибыли, дохода) и др.
По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.
Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
- средняя численность занятых на предприятии работников,
- ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и
- величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 2011 г. к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. экю; сумма баланса менее 2 млн. экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн. экю; сумма баланса менее 8 млн. экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятыми в августе 2000 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.02.2012) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России именно создание и развитие сектора малого бизнеса должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Далее представлены данные по развитию малого бизнеса в г. Москва за 2011 - 2012 годы[1].
За 9 месяцев 2012 года число вновь зарегистрированных в Москве хозяйствующих субъектов составило 71,6 тыс. Из общего числа предприятий 86,4 % - частные, 2,8 % находятся в собственности общественных организаций, 1 % - в федеральной собственности, 1,1 % - в собственности субъекта Федерации и муниципальной собственности, 3,7 % - в иностранной собственности, 2,7 % - в смешанной российской собственности и 2,3 % - в смешанной российской и иностранной собственности.
Наибольший рост числа зарегистрированных предприятий и организаций по сравнению с тем же периодом 2011 года наблюдался в сфере операций с недвижимым имуществом - 30 %, торговли и общественного питания, транспорта и связи - по 12 %, информационно-вычислительного обслуживания - 11 %, здравоохранения и строительства - по 10 %.
В общем количестве предприятий и организаций наибольший удельный вес составляют предприятия торговли и общественного питания - свыше 48 %, промышленности - 8,6 %, строительства - 8,5 %, науки и научного обслуживания -6,2%.
В структуре промышленного производства Москвы по-прежнему высокий удельный вес приходится на пищевую промышленность - 32,8% от общего количества промышленных предприятий, машиностроение - 28,9%, электроэнергетику - 14,3%. Эти отрасли совокупно производят почти три четверти объема всей промышленной продукции города.
В различных отраслях промышленности Москвы насчитывается 15-16 тыс. МП, что составляет 12% от общего количества промышленных предприятий столицы. В основном они заняты в машиностроении, легкой промышленности, выпускают ТНП. В сфере инновационных технологий предприятия малого бизнеса занимают 40 %.
По итогам 2011 года, рост промышленного производства в Москве составил 14,2%. За 10 месяцев 2012 года - 17,5%. За 9 месяцев 2012 года промышленные предприятия Москвы произвели продукции на 276,3 млрд. руб., что на 17,9 % больше объема 9 месяцев 2011 года.
Выше, чем в среднем по городу, темпы роста объема промышленной продукции были зафиксированы на предприятиях машиностроения и металлообработки - 124 %, химической и нефтехимической промышленности - 120 %, полиграфической промышленности - 138 %.
За прошедшие три года (2010-2012 годы) общий рост промышленного производства в Москве достиг почти 50%. Валовой внутренний региональный продукт Москвы увеличился за январь-сентябрь 2012 года на 10,8 %. Рост инвестиций в основной капитал за 9 месяцев - 10,3 %. Около 5% всей российской промышленной продукции и 11% всех потребительских товаров производится в столице.
Говоря о роли малого бизнеса, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого бизнеса является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
- формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
- привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
- формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
- активизация научно-технического прогресса;
- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
- содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого бизнеса ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.