Курсовая работа|Экономика предприятия

Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 52

Введение                                                                                                                             

Глава 1. Теоретические основы анализа малого предприятия                                   

1.1. Понятие  малого предприятия, их классификация и динамика развития          

1.2. Методика  анализа деятельности малого предприятия                                       

Глава 2. Анализ динамики развития малого предприятия на примере ООО «Группа компаний «Гранд»                                                                            

2.1. Анализ показателей платежеспособности, ликвидности и финансовой ус­тойчивости                                                                                                             

2.2. Анализ показателей рентабельности и деловой активности                          

Глава 3. Пути повышения привлекательности и эффективности малого бизнеса  

3.1. Информационное обеспечение развития малого предприниматель­ства           

3.2. Финансово - кредитная, инвестиционная и инновационная под­держка малого предпринимательства                                                                                                       

3.3. Образовательная деятельность,  кадровое обеспечение и социаль­ная защита работников малых предприятий                                                                                     

Заключение                                                                                                                        

Список использованной литературы                                                                              

Приложения                                                                                                                       

Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).

   Целью настоящей работы является комплексное исследование малого биз­неса в условиях рынка и их роли в развитии экономики.

  Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • исследованы сущность, критерии определения субъектов малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
  • проведен анализ деятельности малого предприятия;
  • рассмотрены пути повышения привлекательности и эффективно­сти ма­лого бизнеса;
  • показан опыт функционирования малых предприятий на примере сравни­тельной характеристики двух предприятий.

   Теоретической и методической основой послужили труды российских и зарубежных ученых по проблемам малого бизнеса.

  Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы анализа малого предприятия

1.1. Понятие  малого предприятия, их классификация и динамика развития


В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является:

- численность персонала (занятых работников),

- размер уставного капитала,

- величина активов,

- объем оборота (прибыли, дохода) и др.

По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.

Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

- средняя численность занятых на предприятии работников,

- ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и

- величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 2011 г. к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. экю; сумма баланса менее 2 млн. экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн. экю; сумма баланса менее 8 млн. экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».

В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятыми в августе 2000 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.02.2012) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России именно создание и развитие сектора малого бизнеса должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Далее представлены данные по развитию малого бизнеса в г. Москва за 2011 - 2012 годы[1].

За 9 месяцев 2012 года число вновь зарегистрированных в Москве хозяйст­вующих субъектов составило 71,6 тыс. Из общего числа предприятий 86,4 % - ча­стные, 2,8 % находятся в собственности общественных организаций, 1 % - в феде­ральной собственности, 1,1 % - в собственности субъекта Федерации и му­ници­пальной собственности, 3,7 % - в иностранной собственности, 2,7 % - в смешан­ной российской собственности и 2,3 % - в смешанной российской и иностранной собственности.

Наибольший рост числа зарегистрированных предприятий и организаций по сравнению с тем же периодом 2011 года наблюдался в сфере операций с не­дви­жимым имуществом - 30 %, торговли и общественного питания, транспорта и связи - по 12 %, информационно-вычислительного обслуживания - 11 %, здраво­охранения и строительства - по 10 %.

В общем количестве предприятий и организаций наибольший удельный вес составляют предприятия торговли и общественного питания - свыше 48 %, про­мышленности - 8,6 %, строительства - 8,5 %, науки и научного обслужива­ния -6,2%.

В структуре промышленного производства Москвы по-прежнему высокий удельный вес приходится на пищевую промышленность - 32,8% от общего ко­ли­чества промышленных предприятий, машиностроение - 28,9%, электроэнер­гетику - 14,3%. Эти отрасли совокупно производят почти три четверти объема всей про­мышленной продукции города.

В различных отраслях промышленности Москвы насчитывается 15-16 тыс. МП, что составляет 12% от общего количества промышленных предприятий сто­лицы. В основном они заняты в машиностроении, легкой промышленности, вы­пускают ТНП. В сфере инновационных технологий предприятия малого биз­неса занимают 40 %.

По итогам 2011 года, рост промышленного производства в Москве соста­вил 14,2%. За 10 месяцев 2012 года - 17,5%. За 9 месяцев 2012 года промыш­ленные предприятия Москвы произвели продукции на 276,3 млрд. руб., что на 17,9 % больше объема 9 месяцев 2011 года.

Выше, чем в среднем по городу, темпы роста объема промышленной про­дукции были зафиксированы на предприятиях машиностроения и металлообра­ботки - 124 %, химической и нефтехимической промышленности - 120 %, поли­графической промышленности - 138 %.

За прошедшие три года (2010-2012 годы) общий рост промышленного про­изводства в Москве достиг почти 50%. Валовой внутренний региональный про­дукт Москвы увеличился за январь-сентябрь 2012 года на 10,8 %. Рост инвестиций в основной капитал за 9 месяцев - 10,3 %. Около 5% всей российской промыш­ленной продукции и 11% всех по­требительских товаров производится в столице.

Говоря о роли малого бизнеса, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого бизнеса является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого бизнеса ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 88-ФЗ "О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с измене­ниями от 31 июля 2008 г., 21 марта 2011 г.)
  4. Федеральная программа государственной поддержки малого предпри­нима­тельства на 2012-2011 гг.
  5. Андреев В. Государственная поддержка малого предпринимательства // Хо­зяйство и право, 2010, №7.
  6. Андреев И.М. Новый порядок налогообложения субъектов малого пред­при­нимательства // Налоговый вестник, N 1, 2012.
  7. Багрова Н.Б. Государственная поддержка малого предприниматель­ства на местном уровне (методические рекомендации). - СПб.: Издательско-по­лиграфиче­ский комплекс "Вести", 2013.
  8. Барьеры для развития малого бизнеса в России снижаются, считают экс­перты // Законодательство,  05 февраля 2012.
  9. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Специальные режимы нало­го­обложения. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на вменен­ный доход для отдельных видов деятельности (по состоянию на 20 ян­варя 2012 года) – М.: Налоги и финансовое право, 2012.
  10. Малое предпринимательство в России. Сборник 2012 г. Госкомстат Рос­сии.
  11. Брызгалин В.В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, осо­бенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета.
  12. Бухвальд Е. Виленский А.Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. //Вопросы экономики, № 12, 2009 г., с. 66-78.
  13. Шабанов Д.С. Управление финансами в малом бизнесе. Справочник эко­номиста, 2011 №.3.
  14. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИН­ФРА, 2011 г.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономика предприятия
2016 год 33 стр.
Курсовая по анализу себестоимости промышленной продукции
Telesammit
Курсовая работа Экономика предприятия
2015 год 43 стр.
Курсовая Формирование трудовых ресурсов предприятия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское